Глава I
В исторической науке вся эпоха, последовавшая за гибелью в XIII в. до н. э. микенских дворцов и продолжавшаяся вплоть до VIII в. до н. э., получила образное название «гомеровской эпохи». Это название объясняется тем, что основным источником по истории данного периода традиционно считается гомеровский эпос. Однако специфика эпоса такова, что использовать его в качестве источника чрезвычайно трудно ввиду ряда причин, о которых будет сказано ниже. Поэтому мы начнем наше исследование с беглого обзора более «надежных» свидетельств — с тех, которые можно в буквальном смысле пощупать руками. Такие свидетельства предоставляет нам археология.
Археологи, опирающиеся прежде всего на развитие стилей керамики, делят данный отрезок времени на два больших периода: «темные века» и «геометрическую» эпоху. «Темные века» (1125— 900 гг. до н. э.) называются так потому, что археологический материал этого времени чрезвычайно беден и, в отсутствие других надежных источников, состояние общества остается для нас «темным», т. е. неясным (при этом данное название из тех же соображений нередко используется и как обозначение всей «гомеровской» эпохи в целом). В свою очередь, название «геометрического» периода (900—700 гг. до н. э.) связано с характерным, «геометрическим» типом орнаментов, украшавших вазы того времени. Каждая эпоха делится на отдельные внутренние периоды. Так, например, «темные века» делятся на субмикенский (XII в. до н. э.) и на протогеометрический (1050—900 гг. до н. э.) периоды1, а геомет-
Рис. 1. Ранняя аттическая керамика:
а) позднемикенская эпоха;
б) субмикенская эпоха;
в) протогеометрическая эпоха;
г) геометрическая эпоха
рическая эпоха включает в себя периоды раннего, среднего и позднего стилей геометрической керамики 2. Существует еще и внутренняя, более детальная периодизация этих больших по временному охвату эпох3.
Субмикенская эпоха характеризуется резким сокращением населения и исчезновением большей части поселений. Вначале их совсем мало и только постепенно их количество увеличивается, достигая апогея в конце геометрической эпохи4. Тем не менее жизнь
в Аттике не прекращается и говорить о полном опустошении страны не приходится5. По данным раскопок, окрестности Акрополя хотя и не густо, но были заселены6. Кроме того, жизнь продолжалась еще в двенадцати маленьких селениях Аттики7. Анализ форм и декора керамики, постепенно изменяющихся от позднемикенской к геометрической эпохе (рис. 1) 8, свидетельствует о преемственности в развитии. Способ погребения также демонстрирует известную преемственность: вплоть до конца субмикенской эпохи сохраняется обряд ингумации, который не исчезает полностью и в последующий период9. Все это позволяет говорить о континуитете населения в Аттике субмикенского периода10.
В протогеометрическую эпоху в экономике и культуре Аттики происходит некоторый подъем. Археологический материал дает основание предполагать существование небольшой общины в Афинах, возле Акрополя 11. Несмотря на то, что большая часть Аттики продолжает пустовать, в некоторых местах появляются новые мелкие поселения12. Однако главной особенностью этого периода стал расцвет так называемой протогеометрической керамики (рис. 1 в). По единодушным оценкам специалистов, этот стиль появился сперва именно в Аттике, а уже оттуда распространился по всей Греции13. При этом аттическая керамика, как по техническим, так и по эстетическим параметрам явно превосходит все известные образцы того же времени из других районов Греции .
Важные изменения произошли и в обряде погребения: на смену ингумации пришла кремация, которая оставалась доминирующей
формой захоронения вплоть до позднегеометрической эпохи15. Причина этой перемены до сих пор остается неясной16. Еще одним новшеством стало появление в местах захоронения оружия17. В целом же все погребения этого времени отличает поразительная материальная скудость18.
С началом геометрической эпохи наметившиеся ранее изменения становятся все более заметными. В Афинах наблюдается рост населения и, как следствие этого, появляются сразу несколько больших некрополей. Один из них — возле Дипилонских ворот — прославился на весь мир благодаря найденным там роскошным вазам позднегеометрического стиля (см. прил. 1—3)19. Афины становятся крупнейшим и наиболее значимым в культурном отношении поселением в Аттике20. Вместе с тем уже в конце X в. до н. э. замечается некоторый отток населения из Афин, ознаменовавший начало так называемой внутренней колонизации: афинские колонисты приступают к широкому освоению доселе необжитых внутренних областей страны21, в результате чего наряду с мелкими населенными пунктами на карте Аттики появляются еще три значительных центра22. Важнейшим культурным явлением эпохи становится экспансия аттической геометрической керамики по всему греческому миру, включая и ближний Восток (см. рис. 1 в—г, прил. 1—3)23. Субъектом экспансии стал и собственно геометрический стиль, вызвавший к жизни многочисленные, по большей части подражательные, его варианты в различных областях Греции. Хотя некоторые ученые и настаивают на независимом, «параллельном» возникновении отдельных локальных вариантов гео-
метрического стиля24, само первенство Афин в данном вопросе, благодаря найденным в Аттике образцам еще протогеометрической керамики, никаких сомнений не вызывает25. Таким образом, Афины уже в это время начали задавать тон в культурной жизни Греции, заложив основу для прочно закрепившейся за ними впоследствии репутации «законодателя всяческих мод».
Значительные изменения в условиях жизни можно наблюдать и на материале погребений. В это время по-прежнему господствует кремация, которая в конце геометрической эпохи, опять-таки по не вполне ясным причинам, вновь вытесняется ингумацией26. Погребения со временем становятся все богаче и репрезентативнее, достигая максимальной пышности к концу геометрического периода. В раннегеометрическую эпоху в могилах очень часто встречается оружие, что принимает уже массовый характер, однако затем, на последней стадии эпохи, оружие опять полностью исчезает27.
Итак, ко второй половине VIII в. до н. э. геометрическая культура достигает в Афинах своего расцвета, но уже в последней четверти века начинается перелом, сменяющийся затем резким спадом: погребений становится все меньше, погребальный инвентарь заметно беднеет28, постепенно отмирает и геометрическое искусство. Наступает новая эра, речь о которой пойдет в следующей главе.
Для того чтобы оперировать имеющимися в нашем распоряжении данными, следует прежде всего ответить на вопрос: что дает нам этот археологический материал для понимания истории Аттики в «гомеровскую эпоху»? Сразу придется ответить: очень мало что. Главную проблему составляет трудность интерпретации находок, в результате чего на основании одного и того же материала часто делаются прямо противоположные выводы 29. Для нас важнейшим является вопрос о социальной организации данного периода,
однако новейшие исследования показывают, что имеющиеся в нашем распоряжении материалы погребений не могут служить достоверным отражением ни демографической, ни социальной структуры общества30. Достаточно единодушно признается только то, что появившиеся в геометрическую эпоху репрезентативные погребения знати свидетельствуют о выделении в особый слой элиты общества31. Тем не менее социальный статус погребенных, их функции и общественные взаимоотношения остаются нам недоступны.
Достоверно известно то, что благосостояние знати росло в течение всей геометрической эпохи. Так, например, если «богатство» погребенного на Ареопаге воина в начале IX в. до н. э. измерялось только положенными рядом с останками оружием и несколькими сосудами (рис. 2 а), то погребение богатой женщины середины того же века содержало уже действительно ценные вещи (рис. 2 б). Данный прогресс можно проследить на археологическом материале вплоть до конца геометрической культуры.
Что же касается более ранней протогеометрической эпохи, то тут картина становится совсем неясной. Сравнительная малочисленность погребений этого времени и наличие в них оружия как будто позволяют предполагать более высокий статус погребенных воинов32. Однако отсутствие материальной дифференциации не дает никаких оснований для выводов о социальной структуре общества. С другой стороны, наличие оружия в большинстве мужских погребений может быть расценено как свидетельство о неспокойных временах и постоянной военной угрозе, когда каждый мужчина просто вынужден был быть прежде всего воином33. С такой интерпретацией согласуется и сообщение Фукидида, который писал, что Греция на заре своей истории знала лихие времена, когда «жители даже и дома не расставались с оружием, подобно варварам» (Thuc., I, 6, 1).
Итак, археологический материал позволяет в обобщенном виде сделать следующие выводы: во-первых, можно зафиксировать кон-
Рис. 2. Погребальный инвентарь в Аттике геометрической эпохи: а) погребение воина на Ареопаге (начало IX в. до н. э.); б) инвентарь из погребения богатой женщины (середина IX в. до н. э.)
тинуитет населения Аттики в течение всего послемикенского периода, вплоть до архаики34; во-вторых, общественная организация «темных веков» представляла собой маленькие, бедные и мало дифференцированные общины, которые иногда называют как face-to-face society 35; в-третьих, к концу геометрической эпохи значительно
улучшилось благосостояние и консолидация афинской знати36; и, наконец, в-четвертых, в «темные века» в Аттике был такой период, когда для этих локальных сообществ, не имевших четкой социальной организации, исключительно важную роль играло военное дело, определявшее статус мужчин37. В принципе, это все. Об основных аспектах общественной жизни всего этого периода археологические свидетельства хранят глубокое молчание. Поэтому обратимся теперь к нашему главному источнику — гомеровскому эпосу.
Под гомеровским эпосом обычно подразумеваются две большие эпические поэмы — «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается легендарному поэту Гомеру. В «Илиаде» речь идет о войне греков-ахейцев против города Трои, расположенного на малоазийском берегу возле Геллеспонта. В «Одиссее» рассказывается о странствиях Одиссея, одного из героев троянской войны, который после взятия Трои еще десять лет был вынужден скитаться на чужбине, прежде чем смог вернуться домой. Об авторе этих поэм практически ничего неизвестно. Античная традиция изображает его слепым старцем, боговдохновенным певцом, которому сами Музы открыли события минувших дней. Уже сами греки ничего не знали о судьбе и происхождении Гомера; семь греческих городов спорили за право называться его родиной.
Сегодня гомеровский эпос является единственным письменным источником, способным пролить свет на историю «темных веков». Однако отсутствие сведений об авторе поэм и времени их написания, а также целый ряд других сложностей делает интерпретацию этого источника чрезвычайно трудной. Поэтому в научной литературе сложился так называемый «гомеровский вопрос», по поводу которого написаны уже целые горы книг38. Этот вопрос распадается на две большие проблемы. Во-первых, споры идут о том, когда
были написаны поэмы и являются ли они обе произведениями одного автора. Во-вторых, среди историков особенно дискутируется вопрос об историзме гомеровского эпоса, т. е. о том, какую историческую реальность он отражает и к какой эпохе следует относить описываемые Гомером общественные явления. По первому вопросу на сегодняшний день достигнуто более или менее общее мнение. После ожесточенных споров аналитиков и унитариев, длящихся вот уже два столетия, большинство специалистов признает сегодня творческое единство гомеровского эпоса39. При этом все указывают на исключительно важную роль устной поэзии и фольклорного материала для авторского творчества Гомера40. Так же и вопрос о датировке поэм решается сейчас более или менее единодушно: считается, что «Илиада» появилась предположительно в последней четверти VIII в. до н. э., а «Одиссея» несколько позже, в самом конце VIII в. или в начале VII в. до н. э.41 Таким образом, по первому вопросу у нас есть вполне надежная точка отсчета.
Гораздо сложнее обстоит дело с определением исторического содержания гомеровских поэм. Тут основную проблему составляет хронологическая многослойность эпоса, которая отразилась не только в изображаемых поэтом общественных реалиях, но даже и в языке поэм42. Перед историками стоит сложная задача реконструкции общественных отношений на основе содержащихся в поэмах сведений. Для этого необходимо сначала определить, к какому времени и к какой эпохе можно отнести описанные Гомером явления. В своих
поэмах Гомер рассказывает о героях далекого прошлого, живших во дворцах микенской эпохи, о которых ни сам поэт, ни его современники не имеют уже внятного представления. Тем не менее в эпосе совершенно непонятным образом отразились некоторые реалии микенского мира, известные нам теперь только благодаря археологическим раскопкам 43. Однако подавляющее большинство описаний рисует перед нами картину довольно грубого, почти варварского мира, что уже никак не вяжется с культурой микенских дворцов. Следовательно, гомеровские описания следует отнести большей частью к «темным векам». Теперь споры идут о том, как распределить гомеровский материал внутри этого периода 44.
Сложность вопроса вызвана тем, что перемешанные в эпосе различные исторические реалии и фантазии поэта соединяют часто весьма противоречивые и даже противоположные явления. В результате возникают и противоположные научные интерпретации 45.
В конце концов все это приводит ученых к выводу, что «гомеровское общество» нельзя отнести ни к одной конкретной исторической эпохе. Эпос Гомера — это своеобразная амальгама, составленная из обрывков предания различных эпох, соединенных фантазией поэта 46. Некоторые на этом основании объявляют описания Гоме-
pa поэтической фикцией, не имеющей опоры в исторической реальности47. К счастью, большинство специалистов придерживаются более уравновешенной точки зрения и датируют основной материал эпоса временем самого Гомера и немного ранее, т. е. периодом с конца IX по конец VIII в. до н. э.48 Эта точка зрения хорошо аргументирована и опирается на саму логику эпического построения. Предполагается, что Гомер, создавая эпическую картину героической старины, описывал явления недавнего прошлого, которое уже ушло в историю, но оставалось актуальным для слушателей, было еще живо в памяти старшего поколения и сохранялось в устном предании49. При этом следует подчеркнуть, что поэт сознательно избегал изображать современные ему условия жизни: так, например, он ни разу не обмолвился о дипилонских вазах и вообще о геометрической керамике, словно ее и не было; он описывал обряд кремации, в точности соответствующий материалам погребений «темных веков»50, но даже не упомянул о современной ему ингумации; он говорил о давно вышедшем из употребления бронзовом оружии и т. д. Поэтому предложенная датировка кажется вполне справедливой.
На первый взгляд, все ясно. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в эпосе встречается довольно много описаний, которые соответствуют еще более примитивным условиям жизни и могут быть отнесены к X и даже к XI в. до н. э. Впервые на это обратил внимание М. Финли — он датировал этим временем большую часть эпического материала51. Затем выяснилось, что еще
большую часть в эпосе составляют описания, относящиеся уже к VIII в. до н. э. Возникла дискуссия, в результате которой наиболее трезвомыслящие ученые приняли широкую датировку, охватывающую все основные слои эпоса, т. е. XI—VIII вв. до н. э.52 Мы тоже принимаем эту датировку, так как нас интересуют прежде всего первые идейные модели греков, а значит, и те слои эпоса, которые описывают наиболее примитивные черты быта и социальных отношений. В пользу историчности этих слоев свидетельствует археология — мы видели выше, что материалы раскопок, относящиеся к раннему этапу «темных веков», показывают довольно бедное общество, малую общину (face-to-face society; Kleingesellschaft) со слабо развитой социальной организацией и довольно однородную по составу 53.
Как правило, именно для таких обществ характерны идеалы коллективного единства и всеобщего равенства54. Это как раз имеет отношение к первым социальным моделям и интересует нас в первую очередь.
Нам остается ответить еще на один вопрос: может ли гомеровский эпос быть привлечен в качестве источника по истории Аттики? Формально этому должно препятствовать то обстоятельство, что Гомер был ионийцем и, следовательно, в его поэмах следует видеть отражение ионийских реалий. Тем не менее мы отвечаем на поставленный вопрос положительно. В пользу этого говорит сам факт повсеместного распространения гомеровских поэм и их непреходящая популярность во всем греческом мире. В истории античности не было более почитаемого литературного произведения, чем эпос Гомера. Его поэмы никогда не могли бы занять такого почетного места в общественной культуре, если бы они не были актуальны и понятны всем грекам, независимо от их местных культурно-политических различий и особенностей. Это значит, что описываемые Гомером явления имели в своей основе общегреческий характер. Более того, Гомер связывал всех греков общей олимпийской религией, общими мифами, родословными, преданиями и т. д. Тем самым его эпос формировал этническое самосознание греков и создавал идеологическое основание общеэллинского мира 55. Кроме того, как мы видели выше, археологический материал Аттики для «темных веков» вполне может быть соотнесен с некоторыми описаниями Гомера. И, наконец, уже не
раз отмечалось, что позднегеометрическое искусство, метрополией которого является все та же Аттика, по многим параметрам соответствует гомеровскому эпосу 56.
Теперь, когда мы определили наши исходные позиции, перейдем непосредственно к рассмотрению данных самого эпоса об интересующих нас вопросах.