Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
228

Приложения

Приложение I. Лелантинская война

В эту войну между соперничавшими евбейскими городами, лидерами греческого мира VIII в., Халкидой и Эретрией, были, вовлечены основные экономические центры архаической Греции: на стороне первой выступали Самос, Коринф, Фессалийская лига, на стороне второй — Милет, Эгина и, возможно, Мегара. Нарративные источники об этом эпизоде раннегреческой истории позволяют отнести Лелантинскую войну как к VIII, так и к VII в. Последние исследования указывают на предпочтительность VIII в.1.

Прежде всего об этом могут свидетельствовать результаты раскопок поселения Лефканди, расположенного на берегу Эврипа, на дороге между Халкидой и Эретрией, ближе к последней, на краю Лелантинской равнины, яблока раздоров между обоими городами. Этот процветавший торгово-производственный центр незадолго до конца VIII в. был разрушен, и авторы раскопок уверенно связывают гибель селения с Лелантинской войной2. Упоминаемый Гесиодом эпизод автобиографического характера о поездке в Халкиду для участия в поэтическом состязании на похоронах местного аристократа Амфидаманта (Ор. 651—657), погибшего в Лелантинской войне (Plut. Mor. 153f, подробно см. ч. I, гл. 3), служит веским доказательством в пользу датировки последней VIII в.3. Далее, изгнание эретрийцев из Керкиры Херсикратом при основании здесь коринфской колонии около 733 г. (ч. I, гл. 4) хорошо согласуется с тем обстоятельством, что коринфяне, державшие сторону Халкиды, были враждебны эретриянам4.

Приложение II. Этимология имени Thëseus и значение слова фет

Имена действующих в греческих мифах лиц иногда так же легендарны, как и сами сказания. Из числа множества подобных имен приведу следующие примеры. Согласно «Илиаде» (II, 212 и сл.), Ферсит был горазд поносить царей; имя его — «говорящее»: Thersitës<tharsos (эолийское thersos) —«дерзкий». Имя беотийского поэта Hësiodos означает, по возможной

229

этимологии, «поющий песнь» (см. ч. I, гл. 3). Фигурирующее в источниках имя законодателя VII в. Drakôn явным образом представляет собой не имя, а прозвище, данное афинскому законодателю за жестокость его законов: слово drakön означает «дракон».

К числу таких «говорящих» имен относится, на мой взгляд, и имя легендарного героя Тезея, объединившего Аттику. Этимология этого имени считается неясной5. Между тем оно может быть объяснено представлением о Тезее как объединителе аттических демов, что дает основание для сопоставления имени с основой the- глагола tithëmi в значении «складывать, соединять»; т. е. имя Thëseus имеет следующую структуру: Thë-s-eus. Основа thë-s структурно соответствует гомеровскому слову thës, хорошо объясненному еще Л. Дедерляйном: thës — «фет» — это бинарная форма от thetos, как dais, dos, penës от daitë, doté, penetos, и она представляет собой simplex pro composito к synthetos, как agön к synagön или stasis к diastasis6. Таким образом, имя Thëseus образовано из основы synthe- в бинарной и упрощенной форме с окончанием -s, т. е. thë-s — «сложенный» или «сложивший»; позднее в легендарной традиции оно было оформлено суффиксом деятеля -eus. Таким образом, Thëseus — «тот, кто сложил, соединил», «объединитель». Это означает, что Тезей — фигура вымышленная7.

Из сказанного следует и значение слова thës — «фет» как; производного от (sun)tithëmi в значении «заключать соглашение», т. е. это работник, нанявшийся (или нанятый) по договору, работающий на договорной плате (см. ч. I, гл. 3, о близости, статуса дмоев и фетов, там же о договорной плате дмоям).

Приложение III. Хронология основания сицилийских колоний

Абсолютная хронология и последовательность основания первых греческих городов в Сицилии зависит от опорной системы дат, содержащейся у Фукидида, в армянской и иеронимовской; версиях Евсевия:

Город Фукидид Евсевий Евсевий В (армянская версия) (Иероним)

Накс ок. 734 736 740

Сиракузы ок. 733 735 738

Леонтины ок. 728 — —

Катана ок. 728 735 736

Мегара ок. 727 — —

Полученная выше (ч. I, гл. 4) последовательность основания этих городов предполагает следующую схему возможных абсолютных дат:

230

Источники опорной даты

Накс

Леонтины, Катана. Прибытие экспедиции Ламиса

Сиракузы

Мегара

Фукидид (основание Мегар ок. 727 г.)

ок. 734

ок. 728

ок. 728

ок. 727

Евсевий, армянская версия (синхронизм Сиракуз и Катаны — 735 г. То же и в cod. L. Иеронима = 736 г.)

742

735

735

734

Евсевий (у Иеронима: основание Сиракуз в 738 г.)

744

737

738

737

В схему не вошли даты, предшествующие середине VIII в. {подробное их исследование имеется в указанных работах Ж. Берара и Т. Дж. Данбэбина). В связи с высокими датами основания греческих городов остановлюсь на упоминавшейся работе Ж. Вале и Ф. Вийяра о времени основания Мегары и Сиракуз. Эти исследователи пришли к следующей последовательности основания ранних сицилийских колоний 9:

757 Наксос
757/750 Мегаряне в Тротиле и Тапсе
750 Мегара
733 Сиракузы

При этом они отталкивались от двух пунктов: 1) протокоринфская керамика из раскапываемой ими Мегары Гиблеи ощутимо древнее протокоринфского же материала из Сиракуз 10; 2) дата основания Мегары по городским локальным хроникам Сицилии приходится на 750 г. Эта дата получена следующим образом: по Диодору (XIII, 59, 4), Селинунт был основан Мегарой Гиблеей за 242 года до взятия его в 408 г. карфагенянами, что соответствует 650 г. По Фукидиду же (VI, 4, 2), Селинунт был основан 100 лет спустя после основания Мегары Гиблеи, что приходится на время около 750 г.11. Вместе с тем -фукидидовская дата основания Сиракуз — 733 г. представляется Ж. Вале и Ф. Вийяру твердой 12.

Хронология указанных французских ученых с некоторыми оговорками встретила сочувствие ряда исследователей 13, но другими, напротив, была подвергнута критике (Р. Ван Комперноль, Дж. Боурдмен и др.)14. Действительно, если отталкиваться от каких-либо единичных дат основания, скажем по «Паросской хронике», то получится самая причудливая хронологическая картина. Методически правильней в таком случае оперировать системами дат Фукидида—Евсевия как связной схемой последовательных оснований, подвергая их критическому сопоставлению с данными других источников.

Что касается археологического материала, то приведенный Ж. Вале и Ф. Вийяром аргумент о большей древности протокоринфской керамики из Мегары сравнительно с сиракузским ма-

231

териалом не лишен субъективизма: по их же датировке он колеблется между 750—710 гг.15, что с принятием даты 733 г. для Сиракуз позволяет синхронизировать позднегеометрическую керамику из обоих центров, не поддающуюся, кстати, периодизации по четвертям столетия, в то время когда Ж. Вале и ф. Вийяр настаивают на разнице основания городов в 24 года 16. Изложенные соображения заставляют отказаться от хронологии названных ученых 17.

В заключение отмечу, что синхронизация основания Сиракуз и Керкиры, чрезвычайно существенная для изложенной мною схемы, подтверждается материалами из раскопок Палеополя на Керкире: здесь была найдена позднегеометрическая керамика последней трети VIII в., соответствующая традиционной дате основания Керкиры — 733 г.18.

Подготовлено по изданию:

Яйленко В. П.
Архаическая Греция и Ближний Восток. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.—271 с.: ил.
ISBN 5-02-016456-9
© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990.



Rambler's Top100