Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
181

М.В.Блинов

Ритуал принятия в христианские общины во II веке (по данным Юстиниана и Тертуллиана)

Закон и обычай гостеприимства в античности имеет целый ряд аспектов. Кроме его традиционного понимания1 к данному вопросу можно подходить более расширенно и относить к нему ритуалы принятия в греко-римские таинства2, профессиональные и религиозные коллегии3, а также в христианские общины.
Во второй половине II века постепенно складывается новая религиозно-духовная общность людей античного мира — христианство. Организационно последнее строилось как совокупность общин, вступлению в которые предшествовали ритуал (таинство) омовения или крещения.
В то время как ритуал крещения и принятия в первоначальные христианские общины достаточно хорошо изучен4, то его освещение применительно ко II веку — важнейшему периоду формирования епископальной церкви — в отечественной литературе отсутствует, за исключением рассмотрения споров о повторном совершении ритуала омовения5.
Вместе с тем, в апологетической христианской литературе II века имеются важные источники сведений о ритуале принятия в христианские общины неофитов. Эти первостепенные данные можно обнару-

1 См.: Гостеприимство //Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989. С. 153.
2 См.: Буасье Г. Римская религия от времени Августа до Антонинов. М., 1914. С. 346-351, 582-590; Ревиль Ж. Религия в Риме при Северах. М.. 1898. С, 50 и сл.
3 См.: Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. (Италия и Западные провинции). М., 1961. С. 53-76 и др. Об организации и верованиях в общинах Малой Азии см.: Голубцова Е.С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии. I -III вв. М., 1977. С. 55-100.
4 См.: Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.-Л., 1931. С. 91-104; Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С. 142-144, 211, 212; Betz О. Die Proselytcntaufe der Oumransckte und die Taufe in Neuen Testament//Revue de Qumran. Paris, 1958. Т. 1. N 2. P. 224-233.
5 Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей — 1054). Брюссель, 1964. (Репринтное издание). Киев, 1991. С. 135-140.
182

жить при внимательном прочтении произведений Юстина6 и малоизученного трактата Тертуллиана "О крещении" 7.
В связи с высказанными выше положениями представляется показательным то, что трактат "О крещении" даже не указывается в обширной и подробной статье Э.Л.Радлова "Тертуллиан", опубликованной в энциклопедическом издании "Христианство" 8. Более того, в новейшем богословском исследовании доктора церковного права, протоиерея В.Рожкова "Очерки по истории римско-католической церкви", предназначенном для его изучения на 3 курсе Московской духовной академии, имена Юстина и Тертуллиана в связи с ритуалом крещения только бегло упоминаются9.
Таким образом, данный краткий очерк отчасти восполняет пробел в изучении ритуала принятия в христианские общины во II веке.
Юстин (принял мученическую смерть около 165 года) является первым автором II века, который описывает современный ему ритуал крещения и принятия неофитов в христианские общины, а также излагает его теологию (см.: Apolog. 61. 62. 65; Dial, cum Tryph. 13. 14. 18. 19.43); (Apolog. 61. 62. 63; Dial. cum. Tryph. 13. 14. 18. 19. 43).
Юстин — крупнейший апологет своего времени, в лице которого христианская церковь со времен Тертуллиана (см. : Adv. Val. 5) чтит своего "философа и мученика". Произведения Юстина проникнуты стремлением опровергнуть обвинения "язычниками" иудеями, разного толка еретиками против того направления в христианстве, которого придерживается Юстин и которое в конце II века оформилось в епископальную католическую церковь10.
Протестантские теологи рассматривают век апологетов как период упадка христианской мысли, как отступление от первоначального христианства, которое в знаменитой фразе апостола Павла о том, что "мы исповедуем Христа распятого, что для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (I Кор. I: 23) сформулировало свою уникальную и исключительную сущность.

6 См.: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. протоиерея П.Преображенского. М., 1892.
7 Тертуллиан. О крещении //Тертуллиан. Творения. Пер. Е.Кареева. Ч.И. СПб., 1849.
8 См.: Радлов Э.Л. Тертуллиан //Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 21-23.
9 См.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. Курс лекций, прочитанных для студентов 3-го курса Московской Духовной академии. М., 1994. Ч. I. С. 27.
10 См.: Chadwick Η. Justin Martyr's Defence of Christianity //Bulletin of John Rylandce library. Manchester, 1965. Vol. 47. N 2. PP. 275-297.
183

Однако, нельзя не видеть, что в рамках исторической ретроспективы апологетика была естественным и необыкновенным феноменом развития христианства. К середине II века последнее получило довольно широкое распространение в Римской империи, и вступило в тесные контакты с греко-римским миром, который с одной стороны пополнял ряды сторонников христианства, а с другой — крайне враждебно встретил новую религию.
В этих условиях христианство, претендовавшее на мировое господство, должно было ясно изложить свои религиозно-мировоззренческие основания, чтобы опровергнуть выдвинутые в ее адрес обвинения (прежде всего со стороны традиционной греко-римской религиозно-философской мысли, апеллирующей к официальной имперской идеологии), сформулировать свое отношение к предшествующим и современным религиозным, богословским и философским учениям и определить свое место в истории духовной культуры античного мира.
Выполнению этих задач была посвящена христианская апологетическая литература, которая в лице Кодрата, Аристида, Юстина, Мели-тона Сардийского, Татиана, Афинагора, Муниция Феликса, Оригена и, наконец, Тертуллиана нашла своих блестящих представителей".
В целом произведения христианских авторов II века представляют исключительно ценный материал для изучения борьбы христианства с его многочисленными противниками. Вместе с тем апологетические цели, которые выдвигали на первый план защитники христианства придавали их произведениям односторонний характер. В этом смысле христианская апологетическая литература действительно является ограниченной12.
Рассказы апологетов об организации христианских общин, их численном и социальном составе, о повседневной жизни христиан, о христианских праздниках и ритуалах, о литературе, которой пользовались сторонники нового вероучения, нельзя признать удовлетворительными. Соображения апологетов о жизни христианских общин большей частью не имеют самостоятельного значения, а привлекаются в определенных апологетических и полемических целях.
Отмеченный выше характер христианской апологетической литературы и определяет особенности рассказа Юстина о ритуале крещения и принятия неофитов в христианские общины.
Юстин объясняет последний как ритуал, который имеет сокровенное значение для посвящаемого. Для принятия крещения необходимо убедиться и поверить в истинность христианского вероучения.

11 См.: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. С. 38-47.
12 См.: Юлихер А. Религия Иисуса в начале христианства до Никейского собора//Общая история европейской культуры. СПб., б.г. Т.5. С. 212.
184

Важным этапом в подготовке к принятию ритуала крещения являются, согласно Юстину, посты и молитвы об отпущении грехов, которые совершаются под наблюдением членов христианской общины. Затем совершается собственно омовение (крещение) — ритуал, который опирается на предписания апостолов. Этому последнему обстоятельству Юстин придает особое значение. Генесеург подводит крестника к купели и во время его погружения в воду произносит "неизречимое имя Отца всего Владыки Бога", имя "Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате", и имя "Духа Святого, который через пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу Христу". Вместе с этим происходит сверхъестественное освобождение крестника от грехов и его возрождение, которое Юстин называет "просвещением ума, познавшего омовение" (см.: I Apol. 61).
После совершения омовения "просвещенный" водился в общее собрание христианской общины "для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о всех других повсюду находящихся... для получения вечного спасения. По окончании молитв, — продолжает Юстин, — мы приветствует друг друга лобзанием". Общее собрание христианской общины завершалось ритуалом евхаристии (см.: I Apol. 65).
Лаконичность рассказа Юстина о ритуале крещения объясняется тем, что он является небольшим апологетическим экскурсом, который потребовался для того, чтобы опровергнуть обвинения, выдвинутые против христиан, согласно которым христиане во время своих тайных собраний совершали преступления13.
В толковании Юстином теологического значения крещения преобладают полемические тенденции, исходящим моментом для этого служит концепция омовения, как обряда отпущения грехов и возрождения к новой жизни, сформулированная в Евангелии от Иоанна (См.: Иоанн. 3:3 и сл.). Вместе с тем Юстина больше занимают апологетические и полемические положения, направленные против иудаизма. Юстин концентрирует все свои усилия для того, чтобы доказать необязательность обрезания для христиан языческого происхождения потому, что они уже приняли обряд крещения, который является "истинным и духовным обрезанием" (См.: Dial, cum Tryph. 13. 43).
Борьбу против иудаизма апологет ведет на почве ветхозаветной литературы, опираясь на метод "показания от пророчества". Юстин считает, что ритуал крещения был предсказан ветхозаветными пророками, и в особенности Исайей (См.: Dial, cum Tryph. 43). Однако иудеи не

13 Антология подобного рода обвинений христиан собрана другим апологетом христианства — Муницием Феликсом. См.: Ранович А. Античные критики христианства. М, 1935. С. 113-117; Буасье Г. Падение язычества Μ 1892. С. 193-194.
185

поняли истинный смысл пророчеств. Они вырыли водоемы, где совершают омовения, которые с точки зрения Юстина, являются бесплодными, потому что они "очищают только плоть и тело" (См.: Dial, cum Tryph. 14). Для большей убедительности апологет приводит слова пророка Иеремии (См.: Иерем. 2: 16) о том, что иудеи "оставили живой источник" и ложно обратились к омовению из "сокрушенных водоемов" (См.: Dial, cum Tryph. 19). Напротив, и те, кто покаялся и поверил в истинность христианского учения, очищаются от греха "верой через кровь и смерть Христа" во время принятия обряда крещения.
Юстин не мог не видеть, что ритуальные омовения совершали не только иудеи, но что подобные обряды совершались и в культах других религий. Это обстоятельство апологет объяснял "кознями диавола", который хотел скрыть от людей истинную сущность христианского ритуала крещения. "Демоны, услышав об этом омовении, которое было возвещено пророками, сделали то, что входящие в храмы их и желающие приблизиться к ним для совершения возлияний и курений окропляют себя и даже делают то, что люди идут и совершенно омываются" (См.: I Apol. 62).
Так виделся христианский ритуал крещения и принятия в церковную общину Юстину — философу и мученику примерно в середине II века после Рождества Христова.
Небольшой трактат Тертуллиана "О крещении" является одним из его зрелых произведений, написан до вступления на почву монтанизма в 202 г. и представляет первое в христианской литературе всестороннее обоснование ритуала крещения 14. Рассматриваемый трактат относится к полемико-догматическим произведениям Тертуллиана, в котором автор описывает ритуал крещения и принятия в христианскую общину неофитов, объясняет учение католической церкви и его значение, показывает необходимость крещения для достижения спасения и выдвигает аргументы против ритуальных омовений, которые совершают "язычники"13.
Священник Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (умер около 220 г.) был последним апологетом II века, и в то же время одним из первых представителей нового направления христианской мысли — церковной богословской науки16. Основы церковной богословской науки были заложены в процессе борьбы епископальной католической церкви, которую он вела против различных еретических учений. В этой борьбе было недостаточно одних проскрипционных списков и указаний на отдельные заблуждения еретиков, было необходимо вскрыть их ошибки в

14 См.: Тертуллиан //Полный православный энциклопедический словарь. СПб,, б.г. Репринт. М" Т. II. С. 2155.
15 См.: Altaner В. Patrologie. Freiburg im Breisgau, 1938. S. 90-91.
16 См.: Юлихер А. Указ. соч. С. 219.
186

каждом конкретном случае, доказать произвольность их толкования писания, показать противоречия в их системах. Основание церковной науки составляла система доказательств, которая опиралась на догматы католической церкви17. Используя достижения эллинистической научной мысли, христианские авторы ввели в свое творчество такие формы античной науки как диалог и трактат. Ириней Лионский и Клемент Александрийский создали первые христианские монографии. Юлий Африкан и Ипполит написали первые исторические произведения, Ориген — первую "Систему". Церковная наука явилась результатом развития христианского богословия на основе принципов и методов исследования, выработанных античной наукой18.
Трактат Тертуллиана "О крещении" представляет строгое произведение богословской мысли, в котором автор неутомимо собирает и сопоставляет данные, анализирует и систематизирует богословский материал, вскрывает противоречия, формулирует проблемы и вопросы в поисках закономерных связей. Весь комплекс исследования завершают выводы и обобщения.
Описания ритуала крещения и принятия в христианскую общину у Тертуллиана более подробно, чем у Юстина и содержит ряд интересных обстоятельств и мотивов.
Право совершения обряда крещения принадлежит, согласно Тертуллиану, прежде всего епископу. Выполнять его могут также священники и диаконы, а в исключительных случаях и миряне. Но при этом необходимо согласие епископа для того, чтобы, как писал Тертуллиан, "соблюсти уважение к церкви и сохранить мир через эту подчиненность" (См.: De bapt. 17). Тертуллиан решительно выступает против совершения обряда крещения женщинами и пишет, что "Деяния Павла и Феклы", обосновавшие это право, являются еретическим сочинением некого малоазиатского священника, изгнанного из лона церкви (См.: De bapt. 17).
Наиболее предпочтительным днем принятия крещения Тертуллиан считает праздник Пасхи: "когда страсти Господа, в которые мы крестились, уже совершенны. Другой торжественный день для крещения есть пятидесятница" (См.: De bapt. 19).
Тертуллиан пишет, что принятие крещения возможно в любом возрасте, но, по его личному убеждению, крещение детей и даже молодых людей, не вступивших в брак, является преждевременным. "Пусть же приходят они, когда несколько возмужают, когда будут в состоянии понимать учение и исполнять свои обязанности: пусть начнут с того, что познают Иисуса Христа прежде, чем сделаться христианами. Даже есть

17 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 110-127.
18 См.: Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви //Общая история европейской культуры. СПб., б.г. Т.5. С. 253.
187

причины отлагать крещение и для молодых людей, потому что они подвержены слишком сильным страстям, пусть они прежде или женятся или укоренятся в веровании и воздержании" (См.: De bapt. 18).
Перед принятием крещения необходимо соблюдать строгий пост, проводить время в коленопреклонении, бдении и исповедании грехов. Умерщвление плоти изглаживает, по мысли Тертуллиана, прежние грехи человека и предохраняют от будущих (См.: De bapt. 20). Впрочем, Тертуллиан допускает, что люди уже принявшие крещение, остаются все же подверженными новым грехам (См.: De bapt. 8).
Во время омовения человек очищается от грехов и возрождается к новой жизни благодаря магической силе воды, освященной Святым Духом (См.: De bapt. 4). Затем генесеург совершал помазание крестника, означавшее, по всей видимости, его посвящение служению Иисусу (См.: De bapt. 6). Обряд крещения завершался актом привлечения к крестнику Святого Духа, во время которого генесеург в соответствии с апостольским преданием возлагал на крестника руки и читал молитву (См.: De bapt. 7).
В толковании Тертуллианом ритуала крещения наблюдается одна немаловажная и непонятная при первом взгляде черта. Автор трактата "О крещении" нигде не акцентирует внимания, подобно Юстину (см. выше), на том исключительно важном для христианской теологии обстоятельстве, что во время крещения крестнику (в терминах Тертуллиана — "неофиту") сообщается тайна смерти и Воскресения Иисуса Христа для искупительной жертвы, которая является залогом очищения от грехов и возрождения к новой жизни всех верующих в истинность христианского учения.
Тертуллиан, решительно отвергавший магию, (См.: De idol. 9), в понимании ритуала крещения всецело оказывается на почве магических представлений, согласно которым не искупительная жертва Иисуса Христа, а магическая сила воды, освященной Святым Духом, составляет таинство крещения (См.: De bapt. 4).
Подтверждение своей концепции Тертуллиан находит в библейской литературе, которая представляет собой антологию примеров связи ее персонажей с водной стихией (См.: De bapt. 9 со ссылками на Исх. 14:3-29. 25:25; Числ. 20:11; Иоан. 2:1-10, 7:37, 13:5; Мтф. 10:2 и другие).
Отсюда Тертуллиан делает вывод, согласно которому вода обладает магической силой, происходящей от Бога (См.: Ibidem).
Указания на божественную природу водной стихии Тертуллиан видит в неразрывной, как он считает, связи воды и Святого Духа (См.: De bapt. 3,4). Вода, по ветхозаветной космогонии была первобытной стихией, из разделения которой на "верхние" и "нижние" воды началось со-

188

творение мироздания (См.: Быт. 1:2)19. Согласно интерпретации Тертуллиана, вода была седалищем Духа Божьего и произвела первые живые существа (См.: Быт. 1:20 и сл.).
Связь между водной стихией и Духом Божьим, отмеченную в космогонии "Шестоднева" "Книги Бытия", Тертуллиан понимает как прообраз крещения. Во время совершения последнего ритуала над водой витает Святой Дух, который во время призывания Бога нисходит и освящает воду, сообщая ей очистительную магическую силу, которая способна изгладить все грехи человека и возродит его к новой вечной жизни (См.: De bapt. 4).
Омовение водой является одновременно и приобщением к дарам Святого Духа, а также ритуалом вступления в христианскую церковь.
Наконец, Тертуллиан, также как и Юстин, обращает внимание на ритуал омовения в "языческих" религиях, а именно: в культах Изиды, Митры и в Элевсинских таинствах. Омовения, совершаемые "язычниками", представляются Тертуллиану демоническим наваждением, которое только губит людей20.
"... Нечистые духи носятся над водами, как бы подражание тому, что в начале мира Дух Божий носился над водой. Много слышно рассказов о мрачных источниках, об ужасных ручьях, о купелях в банях, о заколдо-ванных колодцах и водоемах, которые, судя по рассказам, глотают или душат людей, силою, конечно, злого духа" (См.: De bapt. 5).

19 Древнееврейское слово tehom, употребляемое для обозначения первобытной водной стихии (см.: Быт. 1:2), в современной науке рассматривается большинством исследователей как демифологизированное имя вавилонской богини — чудовища Тиамат, путем расчленения тела которой бог Мардук произвел разделение неба и земли. См.: James Е.О. Myth and Ritual in the Ancient Near East. L., 1958. P. 166-167.
20 См.: Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим//В мире античных идей и образов. М., 1965. С. 340.

Подготовлено по изданию:

Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции - М., ИВИ РАН. - 196 с. 1999.
ISBN 5-201-00513-6
© Коллектив авторов, 1998
© Институт всеобщей истории РАН, 1998
© Российская Ассоциация антиковедов, 1998



Rambler's Top100