На главную страницу проекта 

Творчество Сенеки

Очерк

Луций Анней Сенека - плодовитый писатель, но из его сочинений сохранились не всё. В данной работе я сделаю обзор сочинений Сенеки - и тех, которые до нас дошли, и тех, которые не сохранились.

Всё, что осталось из наследия философа, делится на такие группы:

1) эпистолярная проза;

2) диалоги;

3) поэзия;

4) сатура;

5) естественнонаучные сочинения.

Эпистолярная проза Сенеки - это прежде всего "Нравственные письма к Луцилию" ("L. Annaei Senecae ad Lucilium epistolae morales libri XX"). Это знаменитое сочинение содержит в кратком виде всю философию Сенеки, а также римского стоицизма "второй группы" (А. Ф. Лосев. Словарь античной философии. М., 1995). В сочинении явно чувствуется эстетически-этическая направленность философии платонического позднего стоицизма, разбираются вопросы о сути "эйдоса" и "идеи", выражается знаменитое "гуманистическое" учение Сенеки о женщинах и рабах (равенство всех людей), сходное с христианским учением. Догадки Сенеки по поводу "эйдоса" и "идеи" в 65 письме очень интересны с точки зрения понимания Сенеки как мыслителя, поскольку это даёт нам понять платонизм Сенеки (в той мере, в которой он у него присутствовал). (Поздний стоицизм имел на себе влияние Посидония и платоников, а сам Сенека положительно отзывается об Аристотеле как исследователе-философе (каковым был и он сам) в "Естественнонаучных вопросах". Всем, кто решил хотя бы в общих чертах ознакомиться с философией Сенеки, в первую очередь надо просмотреть "Письма". (Более подробно многие вопросы Сенека разбирал в своих трактатах.) Письма к тому же являются неисчерпаемым источником цитат из Эпикура, к которому Сенека во время их написания относился более снисходительно, чем, скажем, при написании трактата "О благодеяниях". Письма написаны столь простым и мудрым языком, что могут быть понятны любому человеку. Кроме того, "Письма к Луцилию" ещё и сегодня могут служить отличным "пособием" по морально правильной жизни. Сенека проявил себя гениальным для своего времени психологом ещё при написании "О гневе" в 41-42 годах, и он уже является абсолютно неподражаемым в "Письмах". Он рисует живые портреты своих знакомых, иллюстрирует каждый свой тезис сотней примеров из реальной жизни, тонко чувствует характеры. Все 124 письма обращены (обращение к конкретному лицу - сразу бросающаяся в глаза черта сочинений этого философа) к другу Сенеки - всаднику Луцилию (не стоит путать его с известным сатириком), прокуратору Сицилии и Азии.

Рекомендуемое издание: Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., "Наука", 1977. (Переиздавалось Кемеровским книжным издательством и издательством "Новый Акрополь").

Также к корпусу сочинений Сенеки в древности некоторые авторы (напр., св. Иероним) относили переписку с апостолом Павлом. На самом же деле это сочинение было создано в IV веке. Его создание отражает ту близость взглядов Сенеки и христиан, которая некоторых даже надоумила считать его последователем христианства.

Как ни странно, неподготовленные читатели, ознакомившись с гениальными "Письмами к Луцилию", обычно считают их основным произведением Сенеки. Это не так. "Письма" - это итог из его философии и жизненной трагедии. А подробно разбирал философские вопросы в диалогах. У Сенеки жанр диалога представляет собой смесь scholae - нравоучительного сочинения и diatribae - объясняющего сочинения. Различие - примерно такое же, как между "сделай так, потому что так надо" и "сделай так, потому что это так объясняется". 12 книг "основных", по мнению древних, диалогов составили Codex Ambrosianus - наш важнейший источник сочинений Сенеки (правда, для "О гневе" предпочтительнее Codex Laurentianus). Вот как расположены там книги диалогов:

1) "О провидении" ("L. Annaei Senecae ad Lucilium qvare aliqua incommoda bonis viris accidant, cum providentia sit de providentia");

2) "О стойкости мудреца" ("L. Annaei Senecae ad Serenum nec inivriam nec contumelliam accipere sapientem de constantia sapientis");

3), 4), 5) "О гневе" (три книги) ("L. Annaei Senecae ad Novatum de ira libri III");

6) "Утешение к Марции" ("L. Annaei Senecae ad Marciam de consolatione");

7) "О блаженной <другой перевод "счастливой" - А. К.> жизни" ("L. Annaei Senecae ad Gallionem de vita beata");

8) "О досуге" ("L. Annaei Senecae ad Serenum de otio");

9) "О спокойствии духа" ("L. Annaei Senecae ad Serenum de tranquillitate аnimi");

10) "О скоротечности жизни" ("L. Annaei Senecae ad Paulinum de brevitate vitae");

11) "Утешение к Полибию" ("L. Annaei Senecae ad Polybium de consolatione");

12) "Утешение к Гельвии" ("L. Annaei Senecae ad Helviam matrem de consolatione").

Отнюдь не все диалоги преследовали благородные цели. Так, "Утешение к Полибию" наполнен лестью по отношению к императору Клавдию и его фавориту-вольноотпущеннику Полибию. Философ хотел, чтобы император вернул его из ссылки, в которой он оказался из-за клеветы Мессалины. Впрочем, гораздо яснее взгляды Сенеки на политику Клавдия отражает произведение, о котором позднее. Также к разряду диалогов Сенеки можно отнести "О благодеяниях" ("L. Annaei Senecae de beneficiis libri VII") и две книги "О милосердии" ("L. Annaei Senecae ad Neronem Caesarem de clementia libri II"). "О благодеяниях" - это семь книг, обращённые к малоизвестному нам другу Сенеки Эбуцию Либералию, моральное наставление, включающее как полемику с эпикурейцами, так и несколько непоследовательное изложение стоических и стоическо-платонических этических, эстетических, психологических мыслей. Трактат "О милосердии" дошёл до нас не полностью, но это уникальный документ, содержащий одно из важнейших положений Сенеки о царе и его clementia. Он начинается словами "Пишу о милосердии, Нерон кесарь, в наставление тебе, поскольку в известной мере только наблюдение за переменами помогает выполнению [желаний]…" (мой перевод) и далее в таком же духе. Принцип clementia очень интересен для понимания антиэпикурейского стоицизма ранней Римской Империи с платоническими элементами, хотя учение это в некоторых местах очень даже ортодоксально.

Рекомендуемые издания: М. Браш. Классики философии, I СПб, 1907. ("Утешение к Марции".); Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., "Республика", 1995. ("О благодеяниях", "О счастливой <=блаженной> жизни".); Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб, "Алетейя", 2001. ("О блаженной <=счастливой> жизни", "О скоротечности жизни", "О стойкости мудреца", "О провидении", "О гневе".); Вестник древней истории. М., "Наука", 1991 (№4). ("Утешение к Полибию".)

Следующая группа сочинений Сенеки - поэзия. Сенека написал несколько замечательных поэтических произведений. Несмотря на то, что, например, Дж. Рист ("Сенека и стоическая ортодоксия", в кн. Сенека. Филос. Трактаты. СПб, 2001) отмечает, что "многим не нравится его эпиграмматический стиль", на эпиграммы Сенеки, скорее всего, стоит взглянуть иначе. Эпиграммы Сенеки - это стон отчаявшегося в своём воспитаннике Нероне старого мудреца. Поэтому сразу можно заключить, что они относятся к последнему периоду творчества Сенеки. Трагедии же Сенеки являются очень непонятными в смысле хронологии, и обычно принято считать, что работа над трагедиями началась во время корсиканской ссылки Сенеки. Стилистически трагедии Сенеки не очень интересны, монологи откровенно занудливы, (в противоположность Еврипиду, произведения которого были основой для трагедий Сенеки), стиль их напыщен и искуственен. Однако же Сенека и тут высказывает некоторые свои философские мысли: моралистический тон явен в некоторых отрывках из трагедий, также во многих местах проглядывает перешедшее к стоицизму через Гераклита и Сократа учение о "всетечении", или, говоря современным языком, "прогрессе". Трагедии эти таковы:

1) "Медея" ("L. Annaei Senecae Medea");

2) "Федра" ("L. Annaei Senecae Phaedra");

3) "Эдип" ("L. Annaei Senecae Oedipus");

4) "Финикиянки" ("L. Annaei Senecae phoenissae");

5) "Геркулес в безумье" ("L. Annaei Senecae Hercules furens");

6) "Геркулес на Эте" ("L. Annaei Senecae Hercules [Oetaus]");

7) "Фиест" ("L. Annaei Senecae Fiest");

8) "Троянки" ("L. Annaei Senecae troades");

9) "Агамемнон" ("L. Annaei Senecae Agamemnon").

10-я трагедия, сохранившаяся под именем Сенеки, - претекста, то есть трагедия на римский сюжет, "Октавия". Она несомненно подложна, и написана после смерти Нерона, в 68-70 годах. Об этом говорит хотя бы то, что сам Сенека выведен там в качестве персонажа. Однако она ценна тем, что все остальные римские претексты - более древних авторов - либо погибли, либо дошли в малозначительных отрывках и фрагментах. Возможно, именно предполагавшееся авторство Сенеки спасло "Октавию" от гибели.

Рекомендуемое издание: Луций Анней Сенека. Трагедии. М., "Наука", 1983. (Переиздавалось издательством "Искусство".)

Сатуру Сенеки "Отыквление божественного Клавдия" многие исследователи, следуя Квинтилиану (Инст. 10, 1, 12), в систематических разборах творчества Сенеки относят к поэзии. Этому есть причина. "Отыквление божественного Клавдия" - мениппова сатура. Этот жанр насмешливо-сатирического, а иногда и поучительного (diatribae) произведения характеризуется смесью прозаического текста и стихотворных вставок - иногда придуманных автором сатуры, как у Петрония, иногда взятых из произведений классиков, как у Лукиана. У Сенеки и эти два типа смешаны, поскольку он как вольно цитирует Гомера, так и вставляет свои "шедевры". В основном в рукописях сатура озаглавлена "Апофеоз Клавдия", но в одном из источников название гласит "L. Annaei Senecae apocolocyntosis divi Claudii". Скорее всего, оно как раз наиболее близко к оригинальному. Подробно я рассмотрел "Отыквление" во вступительной статье к нему, поэтому отсылаю к ней заинтересовавшихся.

Рекомендуемое издание: Римская сатира. Сборник. М., "Государственное издательство художественной литературы", 1957. (Переиздавалось издательством "Художественная литература", также сатуру издавало издательство "Республика".)

Наконец, последняя группа произведений Сенеки - это естественнонаучные сочинения. Это семь книг "Естественнонаучных вопросов" ("L. Annaei Senecae naturales quaestiones libri VII"). Они разделены по темам: 1) "Об огнях в воздухе"; 2) "О громах и молниях"; 3) "О водах"; 4) "О Ниле" + "Об облаках"; 5) "О ветрах"; 6) "О землетрясении"; 7) "О кометах". Я выделил их в особый раздел чисто условно, на самом же деле это ещё одно философское сочинение Сенеки. Природа рассматривается с позиций платонического стоицизма Сенеки и его единомышленников (Посидоний), а также аристотелизма (Аристотель, Феофраст) и отчасти цицеронианского платонического эклектизма, а также с опорой на магию, таинства и жреческие сказания этрусков и греков. Также "Естественнонаучные вопросы" можно назвать и диалогом: обращённые к Луцилию, также как и письма, они содержат полемику с неким оппонентом. Сенека сам выдвигает гипотезы и тезисы, сам придумывает возражения противника, и сам же на них отвечает. Эта черта придаёт дополнительной интерес всей философской прозе Сенеки. Также "Естественнонаучные вопросы" являются уникальным источником для изучения античной литературы и истории, так как перед тем, как объяснить свою позицию в вопросе, вынесенном в заглавие книги, Сенека рассказывает о воззрениях многих других исследователей этого явления - от жрецов, гадающих на молниях, до Аристотеля, их объясняющего. К тому же несколько авторов и философов известны нам исключительно благодаря этому произведению Сенеки.

Рекомендуемое издание: Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб, "Алетейя", 2001.

Как я уже говорил в самом начале своей работы, Сенека написал отнюдь не только то, что дошло до нас. Цитаты из несохранившихся сочинений Сенеки, часто неаутентичные, сохранились у многих древних авторов. Сенека сочинял превосходные речи, написанные его замечательным "новым", отличным от цицеронианского и "золотого" стилем. Этим речам, как сообщает Светоний, завидовал даже безумный Калигула. Также во время своей поездки в Египет (в санаторных целях) около 20-х годов I века он написал книгу "О стране и обрядах египтян". Точнее всего оценить то, сколько написано Сенекой, можно по Квинтилиану и Тациту (у последнего - в основном о речах в "нероновом" корпусе "Анналов").

Итак, я постарался вкратце рассказать о сочинениях Луция Аннея Сенеки. Этот моралист, психолог, философ-стоик оставил яркий след в истории мировой культуры. Понять это можно, только ознакомившись с его произведениями. К чему вас и призываю.

© А. А. Князьков, 2001