67.2), или даже через древних элладцев. Но когда Греция отказалась
от культа
титанов и семидневная неделя перестала фигурировать в официальном
календаре,
число титанов, по свидетельству отдельных авторов, достигло двенадцати
— возможно, по числу знаков зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефан
Византийский, Павсаний и другие дают противоречивые перечни их
имен. В вавилонском мифе все планетарные правители недели, а именно:
Шамаш, Син, Нергал, Бел, Белтида и Ниниб, были
мужского пола, за исключением Белтиды, богини любви. Однако в
германской
неделе, которую кельты заимствовали в восточном Средиземноморье,
воскресенье,
вторник и пятница находились в ведении титанид, а не титанов.
На основе божественного статуса пар дочерей и сыновей Эола (см.
43.4), а также мифа о Ниобе (см. 77.1)
можно предположить, что когда эта система впервые достигла доэллинской
Греции,
было решено титанид и титанов объединить в пары, чтобы таким образом
защитить
интересы богини. Однако очень скоро от четырнадцати титанов осталось
всего семь,
причем обоего пола. За планетами закреплялись следующие функции:
Солнце — для
освещения. Луна — для колдовства, Марс — для роста, Меркурий —
для мудрости,
Юпитер — для законов, Венера — для любви, Сатурн— для мира. Астрологи
классической Греции, как и вавилоняне, посвятили планеты Гелиосу,
Селене, Аресу,
Гермесу (или Аполлону), Зевсу, Афродите и Крону, чьи латинские
имена, приведенные выше, легли в основу названий дней недели на
французском, итальянском и
испанском языках.
4. В конце концов, следуя логике мифа, Зевс поглотил всех титанов,
включая и более древнюю ипостась себя самого (ср. о поклонении
евреев в Иерусалиме трансцендентному богу, состоявшему из всех
планетных Властителей недели, что нашло свое отражение в создании
Семисвечника, а также семи столпов мудрости). Семь планетных столпов,
установленных в Спарте рядом с памятником коню, по свидетельству
Павсания (III.20.9), украшались на древний манер и могли быть
связаны с египетскими обрядами, введенными пеласгами (Геродот
II.57.) Нельзя с уверенностью утверждать, кто именно - евреи или
египтяне - переняли друг у друга эту теорию, однако статуя так
называемого гелиополитанского Зевса, которую А.Б. Кук рассматривает
в своей работе "Зевс" (I.570—576), была по своей природе
египетской. Ее переднюю часть украшали бюсты семи властителей
планет, а бюсты остальных олимпийцев украшали статую сзади. Бронзовая
статуэтка этого бога была найдена в испанской Тортосе, а вторая
такая же — в финикийском Библосе. На мраморной стеле, обнаруженной
в Марселе, изображены семь планетных бюстов, а также статуя Гермеса
размером с человеческую фигуру, значение которого как создателя
астрономии, вероятно, всячески подчеркивалось. В Риме, по утверждению
Квинта Валерия Сорана, Юпитер считался трансцендентным богом,
хотя в этом городе, в отличие от Марселя, Библоса и, вероятно,
Тортосы, неделя не соблюдалась. Однако Властителям планет никогда
не разрешалось влиять на официальный олимпийский культ, поскольку
их природа всегда воспринималась как негреческая (Геродот I.131),
а приверженность им считалась непатриотичной: Аристофан ("Мир",
403 и cл.) вкладывает в уста Тригея слова о том, что луна и "мошенник
Гелиос" готовили заговор, чтобы предательски отдать Грецию
в руки варваров-персов.
5. Утверждение Павсания о том, что Пеласг был первым человеком,
свидетельствует о преемственности традиции неолитической культуры
в Аркадии вплоть до классического периода.