дотом в "Жизнеописании Гомера"* самосская история показывает,
что еще какое-то
время после возникновения Апаторий*, т.е. празднества мужского
родства, заменившего аналогичный праздник женского родства, существовала
практика жертвоприношений матери-богине, при которых мужчины не
имели права присутствовать.
Знакомая олимпийская система возникла как компромисс между эллинскими
и доэллинскими представлениями: появилось божественное семейство
из шести богов и шести богинь, возглавляемых Зевсом и Герой в
качестве соправителей и образующих совет богов вавилонского типа.
Однако после восстания доэллинского населения*, фигурирующего
в "Илиаде" как заговор против Зевса, Гера оказалась
в подчиненном положении, Афина полностью признала над собой отцовскую
волю, и, наконец, Дионис обеспечил мужское большинство в совете,
заменив там Гестию. Хотя богини остались в меньшинстве, их полного
изгнания, как, например, в Иерусалиме, не произошло, - ведь известные
поэты Гомер и Гесиод "разделили между ними [богами] почести
и круг деятельности и описали их образы" (Геродот II. 53),
от которых не так-то легко избавиться. Более того, хотя система,
при которой все женщины царской крови держались вместе под контролем
царя, чтобы тем самым не дать возможности чужаку овладеть матрилинейным
троном, была принята в Риме с возникновением института весталок
и в Палестине, когда царь Давид создал царский гарем, она никогда
не достигла Греции. Установление патриархата завершает период
собственно мифа. За ним следует период исторической легенды, которая
рассматривается в свете исторической практики.
Жизнь таких персонажей, как Геракл, Дедал, Тиресий или финей,
длится несколько поколений, поскольку это не имена конкретных
персонажей, а их названия*.
Тем не менее, хотя мифы и плохо согласуются с хронологией, они
не лишены практического смысла, подчеркивая определенную черту
традиции, каким бы искаженным
ни оказалось ее значение в пересказе. Возьмем, например, странную
историю со сном
Эака, в котором муравьи падали с дуба-оракула, превращались в
людей и заселяли
остров Эгину, обезлюдевший по воле Геры. Здесь основными моментами,
представляющими интерес, являются: тот факт, что дуб вырос из
желудя, взятого в городе
Додона, что муравьи были фессалийскими муравьями и что Эак приходился
внуком
богу реки Асоп. Вместе взятые, эти элементы представляют собой
краткую историю
переселения людей в Эгину в конце II тысячеления до н.э.
Несмотря на схожесть сюжетов греческих мифов, любая конкретная
интерпретация отдельных легенд невозможна до тех пор, пока археология
не воссоздаст
хронологию перемещения племен по Греции. Исторический и антропологический
подходы — единственно разумны в данном вопросе; абсолютно беспочвенными
являются утверждения, будто Химера, Сфинкс, Горгона, кентавры,
сатиры и т.п. -
слепые проявления коллективного подсознательного К. Юнга*, которые
не могли и
не могут иметь определенного значения. Эпоха бронзы и раннего
железа в Греции
не была детством человечества, как это утверждает Юнг. Когда Зевс,
например,
проглатывает Метиду, а затем порождает Афину из своей головы,
— это не безудержная фантазия, 'а оригинальная теологическая догма,
в которой нашли отражение как
минимум три конфликтных момента.
1. Афина — партеногенная* дочь Методы, т.е. младшая ипостась
триады, возглавляемой Метидой — богиней мудрости.
2. Зевс проглотил Метиду, т.е. ахейцы уничтожили ее культ и объявили
носителем мудрости Зевса — своего патриархального бога.
3. Афина — дочь Зевса, т.е. поклоняющиеся Зевсу ахейцы пощадили
храмы
Афины на том условии, что ее приверженцы признают главенство Зевса.