взлетели в воздух, и через мгновенье пронзенные насквозь Алоады
рухнули наземь. Так сбылось пророчество, что не смогут их убить
ни люди, ни боги. Тела их отнесли и погребли в беотийском Анфедоне,
а жители Наксоса до сих пор отдают им почести как героям. Их также
помнят как основателей беотийской Аскры и как первых смертных,
поклонявшихся геликонским музам [2].
d. С Олимпа была снята осада, и Гермес отправился на поиски Ареса.
Придя к Эрибее, он заставил ее освободить чуть живого бога войны
из медного сосуда. Души Алоадов опустились в Тартар, где их крепко
привязали к столбу клубками живых змей. Так они и сидят спиной
друг к другу, а на вершине столба мрачно восседает нимфа Стикс
как напоминание об их неисполненной клятве [3].
1 Аполлодор I.7.4; Пиндар. Пифийские
оды IV.88-92.
2 Гомер. Одиссея ХI.305-320; Илиада
V.385-390; Павсаний IX.29.1-2.
3 Аполлодор I.7.4; Гигин. Мифы.
* * *
1. Это еще один широко распространенный вариант мифа о бунте
гигантов (см. 35.b). Имя
Эфиальт, факт нападения на Олимп, угроза в адрес Геры и пророчество
о неуязвимости нападавших встречаются в обоих вариантах сюжета.
Миф смешивается с историческим эпизодом, рассказанным Диодором
Сицилийским (V.50 cл.). Он пишет, что фессалиец Алоей отправил
своих сыновей освободить их мать Ифимедию и сестру Панкратиду
("всесильная") из фракийского плена. Пленниц содержали
на острове Наксос. Поход братьев оказался успешным, но на острове
Наксос между ними вспыхнула ссора из-за раздела между собой острова,
в которой они и погибли. Несмотря на то, что Стефан Византийский
пишет, что фессалийский город Алоей назван так в честь Алоадов,
более древние мифографы считают их беотийцами.
2. Смерть близнецов от руки друг друга напоминает о вечном соперничестве
за любовь Белой богини между царем-жрецом и его танистом, которые
попеременно принимают смерть от руки друг друга. Наказание их
в Тартаре, как и наказание Тесея и Пирифоя (см. 103.с), вероятно,
восходит к календарной символике, в которой сидящие спиной друг
к другу близнецы смотрят в противоположные стороны. Близнецы сидят
на троне забвения, а вершина столба, на которой сидит богиня смерти-в-жизни,
обозначает разгар лета, когда кончается царствование царя-жреца
и начинается царствование таниста. В Италии этот символ превратился
в двуликого Януса, однако там новый год отмечался в январе и не
совпадал с появлением на небе двуглавого Сириуса (см.
34.3).
3. Пленение Ареса на тринадцать месяцев является чужеродным мифическим
фрагментом, относящимся к неопределенному времени. Год пеласгов
состоял из
тринадцати месяцев, и, возможно, данный фрагмент указывает на
годичное перемирие, достигнутое между фессало-беотийцами и фракийцами,
когда вся военная
атрибутика обеих сторон была сложена в бронзовый сосуд, установленный
в храме
Геры-Эрибеи. Пелион, Осса и Олимп — это горы, расположенные к
востоку от Фессалии, с которых был виден фракийский Херсонес,
где могли происходить прерванные
перемирием военные действия.