е. Зевс вернулся на Олимп и, сев на колесницу, запряженную крылатыми
лошадьми, вновь обрушил на Тифона перуны. Тифон бежал на гору
Ниса, где три богини судьбы предложили ему нежные фрукты, заявив,
будто с их помощью он сможет восстановить свои силы, хотя на самом
деле плоды были смертоносными. Он достиг горы Гем во Фракии и
стал швырять в Зевса целые горы, тот отвечал ему перунами, и вскоре
на теле чудовища образовались ужасные раны. Потоки крови Тифона
были так велики, что от них получила свое название гора Гем ("кровавая").
Он бежал в сторону Сицилии, где Зевс окончательно расправился
с ним, придавив его горой под названием Этна, из кратера которой
до сих пор вырывается пламя [4].
1 Гесиод. Теогония 819 и cл.;
Пиндар. Пифийские оды 1.15 и cл.; Гигин. Мифы 152.
2 Аполлодор. I.6.3.
3 Нонн. Деяния Диониса I.481 и
cл.
4 Аполлодор. Цит. соч.; Пиндар.
Цит. соч.
* * *
1. Пифон — это персонификация разрушительного Северного ветра,
поскольку ветры обычно изображались со змеиными хвостами, причем
в Сирии Северным ветром считался такой, который дул с горы Касий,
а в Греции — с горы Гем (см. 21.2). Тифон означает "дурманящий
дым", а его появление — извержение вулкана. Именно поэтому
сообщается, что Зевс похоронил Тифона под горой Этна. Однако имя
Тифон также связано с горячим дыханием сирокко, дующего из южной
пустыни, опустошающего Ливию и Грецию и несущего с собой вулканический
запах. Египтяне изображали его в виде осла пустыни (см.
35.4 и 83.2). Бог Сет, чьим дыханием считался Тифон, изувечил
Осириса почти так же, как Пифон изувечил Зевса, и оба в конечном
счете потерпели поражение. Эта параллель привела к путанице между
Пифоном и Тифоном.
2. Бегство богов в Египет, как подметил Лукиан ("О жертвоприношениях"
14), было придумано, чтобы объяснить поклонение египтян богам
в зооморфной форме: Зевс — Аммон в образе барана (см. 133.j),
Гермес — Тот в образе ибиса или журавля (см. 52.6), Гера — Исида
в образе коровы (см. 56.2), Артемида — Пашт в образе кошки и т.п.
Однако с таким же успехом этот сюжет может указывать на вполне
историческое событие — массовое бегство жрецов и жриц с островов
Эгейского моря, напуганных извержением вулкана, охватившим почти
половину большого острова Фера накануне второго тысячелетия до
н.э. Одомашненных кошек в классической Греции еще не было. Еще
одним источником этой легенды можно считать вавилонский эпос о
сотворении мира "Энума элиш", согласно которому, по
ранней версии Дамаския, богиня Тиамат, ее возлюбленный Абзу и
их сын Мумму напустили Кингу и огромное количество других чудовищ
на только что родившуюся триаду богов: Эа, Ану и Бел. Поначалу
все три бога бежали, но потом Бел собрал разбежавшихся братьев
и, став во главе их, разбил войско Тиамат, а ей самой размозжил
голову дубиной и разорвал ее пополам.
3. Миф о Зевсе, Дельфине и медвежьей шкуре — это свидетельство
унижения,
которому подвергла Зевса Великая богиня. Ей поклонялись в образе
медведицы, и ее
основное прорицалище находилось в Дельфах. Историческая канва
событий неизвестна, однако создается впечатление, что кадмейцы
из Беотии прилагали в определенный
момент усилия, чтобы сохранить культ Зевса. "Нежные фрукты",
которыми угости-