Лишенная языка Прокна не смогла подтвердить ее догадки, и, выбежав
вон, она
убила своего сына Итиса, расчленила его тело и сварила в медном
котле, так что к
возвращению Терея блюдо было уже готово.
d. Когда Терей понял, чью плоть он ест, он схватил тот же топор,
которым некогда зарубил Дрианта, и бросился в погоню за сбежавшими
из дворца женщинами. Вскоре он догнал их и уже было собрался совершить
двойное убийство, но боги превратили всех троих в птиц. Прокна
стала ласточкой, Филомела — соловьем, а Терей - удодом. Поэтому
жители Фокиды говорят, что из-за страха перед Тереем в Давлиде
и поблизости от нее не вьют гнезд ласточки и не поют соловьи.
Оставшаяся без языка ласточка только пищит и летает кругами в
небесах, а ищущий ее удод кричит: "Роу? Роу?" ("Где?,
Где?"). Филомела же в образе соловья нашла убежище в Афинах,
где беспрестанно скорбит по Итису, на которого она нечаянно навлекла
смерть, и поет: "Ity! Ity!" [2].
е. Некоторые говорят, что Терей превратился в ястреба [3].
1 Аполлодор III. 14. 8; Фукидид
II. 29. 3; Страбон DC. 3. 13.; Павсаний I. 41. 8.
2 Аполлодор III. 14. 8; Нонн.
Деяния Диониса IV. 320; Павсаний I. 5. 4; I. 41. 8 и X. 4. 6;
Гигин. Мифы 45; Фрагменты 523-538 из "Терея" Софокла;
Евстафий об "Одиссее" Гомера XIX.418; Овидий. Метаморфозы
VI. 426-674.
3 Гигин. Мифы 45.
* * *
1.Эта экстравагантная история, вероятно, возникла с целью объяснить
фрако-пеласгические настенные росписи, обнаруженные вторгшимися
фокидцамиводномиз
храмов Давлиды, на которых были изображены различные местные методы
гаданий.
2. Отрезание языка Прок ны - это неправильное прочтение сцены,
изображавшей жрицу, впавшую в пророческий транс от жевания лавровых
листьев; ее лицо искажено не от боли, а от экстаза, а предмет,
напоминающий отрезанный язык,— всего лишь лавровый лист, который
подает ей жрец, объясняющий ее бессвязное бормотание. Вплетение
букв в брачное одеяние — еще одна неправильно понятая сцена, в
которой жрица бросает на белую ткань несколько ивовых прутиков
так же, как это делали кельты, по свидетельству Тацита ("Германия"
X), и скифы (Геродот IV. 67) ; прутики должны принять форму букв,
которые читает жрица. В так называемом поедании Итиса Тереем ивовая
жрица гадает по внутренностям ребенка, принесенного в жертву для
того, чтобы принести удачу царю. В сцене Терея и оракула царь
мог быть изображен спящим на овечьей шкуре в храме, где ему снились
пророческие сны (см. 51. g). Греки вряд ли могли ошибиться в прочтении
этой сцены. В сцене с убийством Дрианта, вероятнее всего, фигурировал
дуб, под которым был изображен жрец, пытающийся предсказать будущее
по падению умерщвляемого человека, как это делали друиды. Превращение
Прокны в ласточку, возможно, было навеяно сценой, в которой жрица
в одеянии из перьев гадала по полету ласточки. Превращение Филомелы
в соловья, а Терея в удода, вероятно, оказалось результатом того
же неправильного прочтения. Имя Терей означает "наблюдатель",
что говорит о том, что на картине с удодом был изображен мужчина-авгур.
3. Можно предположить, что были еще две сцены: принесение человеческой
жертвы змеехвостому герою-прорицателю и юноша, гадающий по пчеле.
Этими
персонажами соответственно были Эрехтей и Бут (см. 47. 1) — самые
знаменитые
бортники древности и братья Прокны и Филомелы. Матерью их была
Зевксиппа