f. По условиям заключенного затем мира элевсинцы должны были
подчиниться афинянам во всем, кроме мистерий. Жреческое звание
унаследовал от Эвмолпа его младший сын Керикс, чьи потомки до
сих пор пользуются большими наследственными привилегиями в Элевсине
[5].
g. После Эрехфея правил Ион, а в честь дочерей Эрехфея, пожертвовавших
собой, до сих пор совершаются жертвенные возлияния без вина [6].
1 Овидий. Метаморфозы VI. 675
и cл. Аполлодор III. 15.1.
2 Овидий. Цит соч.; Суда под словом
Parthenoi; Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Мифы 46.
3 Плутарх. О ссылке 17; Аполлодор
II. 5. 12; Феокрит. Идиллия XXIV. 110; Гигин. Мифы 273; Павсаний
I. 38. 3.
4 Аполлодор III. 15. 4. Гигин.
Мифы 46; Суда. Цит. соч.
5 Павсаний VII. 1. 2 и I. 38.
3; Еврипид. Ион 277 и cл.
6 Схолии к "Эдипу в Колоне"
Софокла 100.
* * *
1. Миф об Эрехфее и Эвмолпе рассказывает о подчинении Элевсина
Афинам и о
фрако-ливийских корнях Элевсинских мистерий. Афинский культ оргиастической
пчелы-нимфы летнего солнцеворота также попал в этот рассказ, поскольку
Бут
ассоциировался в греческих мифах с пчелиным культом на горе Эрик
(см. 154. d), а
его брат-близнец Эрехфей был мужем богини активного начала. Царицы-пчелы.
Имя
фракийского царя Тегирия, царство которого унаследовал внук Эрехфея,
еще более
укрепляет связь с пчелами; оно значит "покрывающий ульи".
Афины были знамениты своим медом.
2. Три благородных дочери Эрехфея, так же, как и три дочери его
предка Кекропа, представляют собой женскую триаду пеласгов, в
честь которой по торжественным случаям совершались жертвенные
возлияния. Отиония, которую, как сообщает миф, принесли в жертву
Афине, была, вероятно, сама Афина в образе совы. Протогония была
сотворившей мир Эвриномой (см.
1. 1), а Пандора — землей-богиней Реей (см.
39. 8). При переходе от матриархата к патриархату некоторых
жриц Афины могли приносить в жертву Посейдону (см. 121.3).
3. Трезубец Посейдона и перун Зевса первоначально были одним
и тем же оружием—священным обоюдоострым топором — лабрис; различия
между ними стали проводить только тогда, когда Посейдон стал богом
моря, а Зевс стал претендовать на монопольное владение перуном
(см. 7.7).
4. Бут, который был одним из аргонавтов (см. 148. 1), на самом
деле не принадлежал роду Эрехфеидов, однако его потомки, Бутеиды
в Афинах, сумели пробиться в верхние слои афинского общества,
и в VI в. до н.э. из их числа происходили
жрецы в афинских храмах Полнея и Посейдона Эрехфея. Так произошло
слияние
эллинского культа Посейдона с культом героя пеласгов (Павсаний
I. 26. 6). Они
могли внести изменения в этот миф так же, как внесли изменения
в миф о Тесее (см.
95. 3), соединив в одном лице аттического Бута и их предка-фракийца,
сына Борея, который основал поселение на Наксосе, а во время нападения
на Фессалию
силой овладел Коронидой (см. 50. 5), лапифской принцессой (Диодор
Сицилийский
V. 50).