дами восточной Африки и Древней Греции было много общего*.
2. Позднее греки стали толковать имя Крон как Chronos —"отец-время"
с его
неумолимым серпом. Однако он изображался вместе с вороной, подобно,
например,
Аполлону, Асклепию, Сатурну и древнему бриттскому богу Брану;
поэтому cronos
может означать "ворона", как и латинское слово comix
или греческое соrоnе. Ворона
считалась вещей птицей, в которую вселялась душа царя-жреца после
его принесения
в жертву (см. 50.1).
3. В данном случае три эринии, возникшие из капель крови Урана,
— это не что
иное, как триада женского божества, чьи жрицы во время приношения
в жертву царя
(чтобы обеспечить урожайность нолей и садов) носили ужасные маски
Горгоны,
призванные отпугнуть непосвященных. Гениталии царя, похоже, выбрасывались
в
море для того, чтобы водилась рыба. Мстительных эринии мифограф
толковал как
предупреждение Зевсу не оскоплять Крона тем же серпом. Однако
первоначально они должны были мстить за обиды, нанесенные матерям
или тем, кто искал убежища у богини очага (см. 105.k, 107. d и
113. a), а не отцам.
4. Ясеневые нимфы — это три эринии в их менее отвратительной
ипостаси;
принесение в жертву царя-жреца посвящалось ясеню, который первоначально
использовался в церемониях вызывания дождя (см. 57.1). В Скандинавии
ясень становится деревом, используемым во всех магических ритуалах:
три норны, или парки,
отправляют правосудие под ясенем, которого Один превратил в волшебного
коня,
когда заявил о том, что он будто бы является отцом человечества.
Вероятнее всего,
первыми вызывателями дождя в Греции были женщины.
5. Неолитические серпы из кости с кремниевыми или обсидиановыми
зубцами,
вероятно в ритуальных целях, применялись даже тогда, когда в сельском
хозяйстве
уже длительное время пользовались бронзовыми и железными серпами.
6. У хеттов* Кумарби (Крон) откусывает гениталии бога неба Ану
(Уран),
проглатывает часть семени, а остальное выплевывает на гору Канзуру,
где из оставшегося семени вырастает богиня. Зачатый им таким образом
бог любви был
вырезан из бока Кумарби братом Ану Эа. Эти два рождения греки
объединили в один
рассказ о том, как Афродита возникла из моря, оплодотворенного
отрезанными
гениталиями Урана (см. 10. b). Кумарби впоследствии производит
на свет из своего
бедра еще одного ребенка — таким же способом Дионис повторно рождается
из Зевса
(см. 27.b). Рожденный из бедра сын Кумарби правит колесницей бурь,
в которую
запряжен бык, и приходит на помощь Ану. В этом же повествовании
"резак, которым в минувшие времена земля была отделена от
неба", становится оружием, от
которого погибает сын Кумарби — рожденный из земли гигант Улликумми
(см.
35.4).