g. Некоторые утверждают, что Посейдон никогда проглоченным и
изрыгнутым не был, а вместо него Рея дала Крону проглотить жеребенка,
спрятав сына среди пасущихся коней [10]. Жители
Крита, которые, конечно, лгуны, говорят, что каждый год Зевс рождается
в одной и той же пещере в блеске огня и потоках крови, и каждый
год он умирает и его хоронят [11].
1 Схолии к Аполлонию Родосскому
I.1124.
2 Аполлодор I.1,5; Гесиод, Теогония
453 - 467.
3 Полибий XVI.12.6 и cл.; ср.
Плутарх. Греческие вопросы 39; Павсаний VIII. 38.5,
4 Гигин*. Поэтическая астрономия
11.13; Арат. Небесные явления 156-163; Гесиод. Теогония 477-487,
5 Филeмoн. Pterygium* Фрагмент
I.1 и cл.; Аполлодор I.1.6; Атеней 375 и cл. 376а; Каллимах. Гимн
к Зевсу 42-45.
6 Гесиод, Там же. 485 и cл.; Аполлодор
1.1.7. Ватиканские мифографы* и 1.104; Каллимах. Гимн к Зевсу
52 и cл.; Лукреций II.633-639; Схолии к Арату V.46; Гигин 139.
7 Гигин. Там же. Аполлодор I.21;
Гесиод. Там же 495-506.
8 Гесиод. Там же 665-820; Аполлодор
I.2.1; Диодор Сицилийский V.70; Эратосфен. Превращения в звезды
27.
9 Павсаний Х.24-25.
10 Там же VIII, 8.2.
11 Антонин Либерал. Превращения
19; Каллимах. Гимн к Зевсу.8.
* * *
1.Рею, составившую пару Крону в качестве титаниды седьмого дня,
можно сравнить с Дионой, или Дианой, — трехликой богиней, относящейся
к культу голубки и дуба (см. 11.3). Топорик, который носил Сатурн,
римский эквивалент Крона, имел форму вороньего клюва и, вероятно,
использовался в седьмой месяц священного тринадцатимесячного года
для "оскопления" дуба путем отрезания омелы (см. 50.2),
аналогично тому, как ритуальным серпом срезался первый хлебный
колос. Это было сигналом к принесению в жертву царя-жреца Зевса.
В Афинах Крону, который почитался в одном храме с Реей, поклонялись
как богу ячменя Сабазию, которого ежегодно срезали в поле и оплакивали
как Осириса, Литиэрса или Манера (см. 136.е). Однако в период,
к которому относятся эти мифы, царям уже разрешалось царствовать
в течение великого года, равного ста лунным циклам, а вместо них
в жертву ежегодно приносился мальчик; вот почему Крон изображается
пожирающим своих детей, чтобы избежать низложения. Порфирий ("О
воздержании" II.56) сообщает, что в давние времена критские
куреты практиковали принесение детей в жертву Крону,
2. На Крите в древности вместо человека в жертву приносили козленка;
во
Фракии — бычка; в Эолии в жертву Посейдону приносили жеребенка,
однако в
отсталых местностях Аркадии принесенных в жертву мальчиков съедали
даже после
возникновения христианства. Тем не менее непонятно, был ли элейский
ритуал
каннибалистским или же мясом жертв кормили священных ворон, поскольку
Крон
был вороной-титаном.
3. Амалфея, вероятно, была девственница-богиня; Ио — оргиастическая
нимфа-
богиня (см. 56.1), а Адрастея, что значит "неотвратимая",
- пророчица Крона в
своей осенней ипостаси. Все вместе они образуют обычную лунную
триаду. Позже
греки считали Адрастею пастушеской богиней Немесидой, священным
деревом
которой был ясень, используемый в церемониях вызывания дождя,
и которая впос-