на Делосе, между оливой и финиковой пальмой, росшими на северном
склоне горы Кинф, после девяти дней родовых схваток Лето произвела
на свет Аполлона. Делос, который до этого бьш плавающим островом,
неподвижно закрепился в море, и никто теперь не имел права ни
родиться, ни умереть на этом острове: все больные, а также беременные
женщины вынуждены были отправляться в Ортигию [2].
b. Когда говорят о матери сына Зевса Диониса, называют разные
имена. Одни считают, что его матерью была Деметра или Ио [3];
другие называют Лиону, Персефону, с которой Зевс совокупился в
обличье змея, и даже Лето [4].
с. Однако основной миф звучит следующим образом. Зевс, приняв
вид смертного, имел тайную любовную связь с Семелой ("земля"),
дочерью фиванского царя Кадма. Охваченная ревностью Гера, превратившись
в старушку соседку, посоветовала Семеле, которая уже была на шестом
месяце беременности, поставить своему таинственному возлюбленному
условие: пусть он перестанет обманывать ее и предстанет в своем
истинном обличье. Иначе откуда ей знать, что он не урод? Семела
послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе,
не разрешила ему больше делить с ней ложе. Тогда в ярости он предстал
перед ней в грохоте грома и сверкании молний и испепелил ее. Гермесу,
однако, удалось спасти ее шестимесячного недоношенного сына. Гермес
зашил ребенка в бедро Зевса, и тот, по истечении трех месяцев,
в положенный срок произвел его на свет. Вот почему Диониса называют
"дважды рожденный" или "дитя двойных дверей"
[5].
1 Гесиод, Теогония 918; Аполлодор
I.4.1; Аристофан. Птицы 870; Сервий. Комментарий к "Энеиде"
Вергилия III. 73.
2 Гомеровский гимн к Аполлону
Делосскому 14 и cл, Гигин, Мифы 140; Элиан. Пестрые рассказы V.4;
Фукидид III. 104; Страбон X. 5. 5.
3 Диодор Сицилийский III. 62 и
74; IV.4.
4 Орфический фрагмент 59; Плутарх.
Застольные вопросы VII, 5.705 В.
5 Аполлодор III.4.3; Аполлоний
Родосский IV.1133-1138.
* * *
1. Любовные похождения Зевса указывают на захват эллинами древних
святилищ богини, на горе Киллена, например. Гермес, сын Зевса
и Майи, первоначально
бьш не богом, а тотемной силой фаллического каменного столба или
пирамиды.
Такие столбы отмечали центр, вокруг которого исполнялись оргиастические
танцы в
честь богини.
2. Вероятно, одним из компонентов божественности Аполлона была
мышь-прорицательница — Аполлон Сминфей ("Мышиный Аполлон")
является одним из его
самых ранних эпитетов (см. 158.2), — к которой обращались за прорицанием
в
святилище Великой богини. Этим, возможно, объясняется тот факт,
что он родился
там, где никогда не светило солнце, а именно под землей. С мышами
связывали
болезни и излечение от болезней, поэтому эллины поклонялись Аполлону
как богу-врачевателю и прорицателю, и лишь позднее стали говорить
о том, что он родился под оливой и финиковой пальмой на северном
склоне горы. Его называли братом-близнецом Артемиды, богини деторождения,
и сделали его матерью Лето - дочь титанов Фебы и Коя. В Египте
и Палестине Лето знали под именем Лат — богини плодородия, священными
деревьями которой были финиковая пальма и олива. Вот почему в
Грецию ее перенес южный ветер. В Италии она получила имя Латона.
3. Артемида, первоначально бывшая оргиастической богиней, имела
в качестве