РОЖДЕНИЕ ЭРОТА
Некоторые утверждают, что Эрот, высиженный из Мирового яйца,
был первым из богов, поскольку без него никто не может родиться.
Поэтому его приравнивают к Гее. Земле и Тартару, отрицая у него
наличие каких бы то ни было отца и матери, если только матерью
его не была Илифия, богиня — покровительница рожениц [1].
b. Другие утверждают, что он был сыном Афродиты и Гермеса или
Ареса, или ее собственного отца Зевса; его еще считают сыном Ириды
и Зефира (Западного ветра). Он был довольно своенравным мальчиком,
который не выказывал никакого уважения к возрасту или положению
и Лишь порхал на золотых крыльях, пуская во все стороны острые
стрелы и бездумно поджигая сердца своими ужасными факелами [2].
1 Орфический гимн LVIII; Аристотель.
Метафизика 1.4; 9846 23-30. Гесиод. Теогония 120; Олен. Цит. по:
Павсаний IX.27.2.
2 Цицерон. О природе богов III,
23,59-60; Вергилий. Кирис 134; Алкей. Цит. по: Плутарх. Об Эроте
20.
* * *
1. Эрот был для Гесиода только абстракцией. Древние греки изображали
его в
виде Керы или крылатой "Злобы", точно так же, как Старость
или Чуму, в том
смысле, что неуправляемое половое влечение может быть опасным
для упорядоченного общества. Более поздние поэты, однако, упрямо
находили удовольствие в его
шалостях, и ко времени Праксителя уже сформировался сентиментальный
образ
Эрота в виде прекрасного юноши. Самое известное святилище Эрота
находилось в
Феспиях, где беотийцы поклонялись ему как простому фаллическому
столбу -
своего рода пастушескому Гермесу или Приапу, но под другим именем
(см. 150. a ).