поннесе, близ деревни Вафио (илл.
106 б). Простая форма невысоких, слегка расширяющихся кверху
кубков хорошо соответствует покрывающему их рельефу. Оба кубка
явно были сделаны в одной мастерской. На одном из них представлены
быки, мирно пасущиеся на траве среди оливковых деревьев, и широкоплечий,
мускулистый юноша, привязавший одного из них. Облик быков, их
движения, как и детали пейзажа, свидетельствуют о наблюдательности
художника и его высоком мастерстве. Сцены на втором кубке полны
стремительного движения. В центре — бык, попавший в расставленную
сеть и делающий отчаянные усилия, чтобы спастись:
он выворачивается всем телом и судорожно вытягивает шею; справа
— быстро убегающий бык, ноги которого не касаются земли; слева
— борьба дикого быка с охотниками, один из которых уцепился за
рога, другой, отброшенный животным, стремглав летит вниз. Движение
разъяренного быка передано с яркой выразительностью, но поворот
его головы условен, она как бы распластана. Связь этих изображений
с религиозно-мифологическими представлениями критян несомненна.
Люди на кубках из Вафио даны так же, как на фресках и печатях:
те же худощавые, мускулистые фигуры в коротких передниках, так
же туго стянутые поясом, в высокой обуви с острыми носками. Тщательно
переданы деревья, трава, камни, сеть из толстой крученой веревки.
Период расцвета критского искусства сопровождался развитием мелкой
пластики. Найденные на Крите статуэтки богинь, держащих в руках
змей, сделанные из фаянса или из слоновой кости, фаянсовые таблички
с разноцветными фигурами летучих рыб, раковин, козы с козленком
(илл. 107 б)
и др. сочетают обычную для эгейского искусства декоративность
и изысканность с большой долей реалистической наблюдательности.
Статуэтки богинь со змеями, с их традиционным критским костюмом
и украшенным цветами убором на голове, с их торжественной, неподвижной
позой были, вероятно, изображениями почитаемой во всем Средиземноморье
богини — покровительницы всего живого, богини растительности;
змея, атрибут богини, считалась священным существом. Такой образ
богини, отражавший облик знатной критянки, мог сложиться лишь
в обществе, достигшем ужо значительного социального расслоения.
Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини
со змеями Бостонского музея (илл.
106 а), сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты).
Ее стройная фигурка так же одета в длинное платье со сборками,
и так же в вытянутых руках она держит змей. Но лицо трактовано
более реально, чем у фаянсовых статуэток, и более тонко моделировано.
Тщательно передана мускулатура рук. Смелостью своего решения отличается
статуэтка из слоновой кости, в которой передано быстрое движение
акробата, прыгающего через быка. Острая наблюдательность, верность
и точность движения есть и в других образцах мелкой пластики Крита,
в особенности в характерных для эгейского искусства многочисленных
изображениях быка.
Есть основания думать, что на Крите существовала и крупная скульптура,
скорее всего деревянная, которая до нас не дошла.
Упадок критской культуры в 15 в. до н. э. под воздействием, видимо,
какого-то неизвестного нам внутреннего кризиса, сопровождавшийся
в искусстве