бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров,
создавших искусство греческой классики.
В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подверглась нашествию
полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся
полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя,
чрезвычайно ускорила рост
общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной,
сознательной
демократии над восточной деспотией. Мильтиад — предводитель афинян
и их
союзников в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) — прекрасно выразил
в своей
речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый
афинянин,
указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины
иго рабства, или
укрепить свободу». Решающие победы над персами — морская при Саламине
(480) и на
суше при Платеях (479) — укрепили сознание силы и значения греческого
общества,
способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения
и культуры.
Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему
экономическому
расцвету полисов, в особенности Афин.
Центром развития классической эллинской культуры стали в основном
Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти
греческие колонии в Сицилии и южной Италии — так называемая Великая
Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от
разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей
роли в экономической и культурной жизни Греции.
Во время греко-персидских войн начался первый период развития
классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно
четыре десятилетия
(490—450 гг. до н. э.). Художники этого времени нашли новые художественные
средства для создания монументального искусства, воплотившего
в своих образах
Этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии.
Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий,
поиски обобщенных типических образов, построение реалистической
групповой композиции,
новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное
обращение
к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи)
стали важнейшими,
основными чертами этого периода в развитии классического греческого
искусства.
Во второй четверти 5 в. до н. э. (то есть в 475—450 гг. до н.
э.) архаические
традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре
и
живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили
свое
законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные
авторы
олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор
Мирон. Мирон,
старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих
исканий
ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему
подъему в
последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.
Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху
Перикла» —
продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410
г. до н. э.
Художественные создания периода высокой классики отличались героической
величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих
образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью
и простотой. В эти