художникам нарушать правила, установившиеся для изготовления
такого рода
культовой скульптуры. В отвлеченности и даже иногда геометризме
форм сказывались приемы, идущие еще от искусства гомеровского
периода.
К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера»
с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея.
«Артемида» с острова Делоса (7 в. до н. э.), принесенная в дар
богине некоей Никандрой (как следует из надписи на статуе), представляет
собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными
формами тела (илл.
118 а). Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают
на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически
приставленными к глыбообразной массе длинной одежды. Происхождение
такой статуи от примитивного древнего ксоана не вызывает сомнений,
и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной
пропорциональности человеческой фигуры.
Что в данном случае нельзя говорить только о неумении изобразить
человеческую фигуру или о недостатке мастерства, ясно видно на
примере статуи «Геры» с острова Самоса (первая половина 6 в. до
н. э.), сделанной примерно через сто лет после предыдущей (илл.
118 б). Художник, создавший эту статую, очень хорошо передал
различные ткани — тяжелой верхней и тонкой нижней одежды, тщательно
изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции Этой
женской фигуры. Однако статуя напоминает скорее ствол дерева,
а не живое человеческое тело; она кажется скованнее и мертвеннее,
чем самые условные из египетских статуй. По сравнению с искусством
гомеровского периода здесь есть, конечно, много нового и прежде
всего — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры.
Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит:
задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние,
предмет культа, священный и таинственный образ божества.
В статуе «Богини с гранатовым яблоком» (6 в. до н. э.) сохранилась,
в противоположность статуе «Геры», голова, лишенная, как и вся
статуя, живого
выражения. От этого лишь нагляднее становится общий условный характер
такого
рода религиозной скульптуры, близко напоминающий аналогичное искусство
Древнего Востока. Но складки одежды, симметричными изгибающимися
линиями
идущие сверху вниз, общая изысканность силуэта и нарядная расцветка
придают
статуе при всей ее манерности своеобразное чувство праздничности.
«Восточным», ориентализирующим духом отличались сидящие фигуры
правителей (архонтов), расставленные вдоль дороги к древнему храму
Аполлона
(Дидимейону) близ Милета (в Ионии), Эти схематичные, геометрически
упрощенные статуи, похожие на каменные глыбы с сухо прочерченными
линиями складок
одежды, были сделаны очень поздно—в середине 6 в. до н. э. Образы
правителей
(имя одного из них — Харес — сохранилось в надписи на статуе)
трактованы как
торжественные культовые изображения. Можно представить себе, что
таким могло
стать все искусство Греции, если бы в нем не победила передовая
гуманистическая и демократическая тенденция художественного развития.
Статуи, созданные художниками этого консервативного и условного
направления, нередко были колоссальных размеров, также подражая
в этом смысле Древнему