ныо и смертью всех членов семьи. Лишь впоследствии римские
женщины добились для себя значительно более независимого положения,
чем женщины в Греции.
Полноправные граждане Рима, «популюс романус», подразделялись
тогда на три трибы, представлявшие три этнических
элемента в городе: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала
в себя 10 курий, а курия — 10 родов. Таким образом, согласно сообщениям
римских историков, свободное население Вечного
города насчитывало первоначально 300 родов, и только члены этих
родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись
на куриальные собрания — комиции, дабы путем голосования по куриям
принимать решения, касавшиеся судеб всей общины, войны, мира,
религиозного культа.
Во главе общины в Риме, как и в других латинских городах,
стоял царь, избиравшийся на собрании; 12 ликторов носили впереди
него символы его власти — пучки розог с воткнутыми в них
топориками. Наряду с царем правил совет старейшин — сенат,
состоявший, по-видимому, первоначально из 100, позднее из 300
членов. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. В
случае смерти царя, до избрания нового, сенат на каждые пять
дней назначал из своей среды временного правителя, называемого
«интеррекс»; обычай этот сохранился ив более позднее время—
к нему прибегали, когда умирал консул, высшее должностное лицо
в Римской республике. Царь был верховным военачальником, жрецом
и судьей, опиравшимся при необходимости на нескольких
помощников — квесторов, осуществлявших суд по делам об убийствах.
Хотя царь не был неограниченным правителем, власть его в
период этрусского господства была очень сильна и напоминала
власть «патер фамилиас» в римской семье. Римские историки называют,
по традиции, семерых царей в истории города: Ромул,
Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий
Туллий и Тарквиний Гордый. Безусловно, историческими фигурами
можно считать по крайней мере трех последних,
которые были этрусского происхождения.
Полноправных граждан, членов родов, принимавших участие
в куриальных собраниях, именовали патрициями, ибо их отцы,
«патрес», заседали в сенате. Кроме них, в Риме существовали две
другие категории свободного населения: зависимые от патрициев
клиенты и еще более многочисленные плебеи. Происхождение обеих
этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были
выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав
римских родов и курий. Сохраняя личную свободу, они не
имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями
патрицианских родов. Занятиями их были сельское хозяйство, ремесло
и торговля. Некоторые из плебеев отдавали себя
под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель,
«патронус», защищал клиента в суде и вообще опекал его,
клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные
услуги. Следует добавить, что отдельные влиятельные роды