поднимался на Капитолий не на колеснице, а пешком или верхом,
в миртовом, а не лавровом венке и приносил в жертву богу-покровителю
государства не быка, а всего лишь овцу.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО И АРХИТЕКТУРА
По сравнению с эпохой царей V век до н. э. был ознаменован снижением
уровня ремесел, возвращением к примитивным
формам. Только столетие спустя наступил перелом, о чем свидетельствует
хотя бы прелестный бронзовый «ларец Фикорони» (из
бывшей коллекции Ф. Фикорони) работы мастера Новия Плавция,
как о том гласит надпись на ларце, со сценами, представляющими
поход аргонавтов, изготовленный в Риме около 350 г. до н. э. В
ту
пору римляне уже не были просто учениками этрусков, а освоили
собственные художественные приемы. Это относится и к керамике,
в которой в начале III в. до н. э., несмотря на сильные влияния,
шедшие из Кампании и Апулии, проявились уже черты оригинального
римского стиля.
В архитектуре же Рим в течение всей той эпохи оставался под
влиянием этрусков. Здесь строили деревянные храмы, украшенные
терракотовой декоративной скульптурой, прекрасным примером которой
могут служить голова с фронтона храма Аполлона Фалерского или
статуя, найденная неподалеку от Палатина. Из храмов,
воздвигнутых тогда в городе, стоит упомянуть святилище Сатурна
(497 г. до н. э.) и «темплум Конкордиэ» — храм Согласия, сооруженный
диктатором Марком Фурием Камиллом в 366 г. до н. э. в
знак примирения плебеев и патрициев. Римские писатели вспоминают,
что храмы были украшены стенными росписями. Стиль их
должен был быть близок к стилю фресок гробниц в Капуе
IV в. до н. э. — эти фрески представляют кампанских всадников
и
бои гладиаторов. Сюда же можно отнести и фрески, найденные
в гробнице на Эсквилине и изображающие различные эпизоды
войн римлян с самнитами.
Частные жилища были в ту пору еще очень скромными, продолжая
своими формами традиции древнеиталийского сельского дома с атрием.
В атрии (от слова «атер» — черный) разводили очаг и потому это
помещение было обычно черным от дыма. Свет, как уже говорилось,
поступал лишь через отверстие в крыше, крытой соломой. Позднее
очаг из атрия убрали, а на его месте стали делать каменный бассейн
для сбора воды, стекавшей с крыши через отверстие. Так из самой
темной комнаты в доме атрий превратился в самую светлую и парадную.
К атрию примыкал «таблинум» — деревянная, с дощатым полом терраса,
служившая первоначально спальней.
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, НАЧАЛО ПРОЗЫ
Местное литературное творчество началось в Риме, несомненно.
еще в эпоху царей. Это были прежде всего культовые, обрядовые
песни, например, та, которую распевали члены братства салиев,