Вершина творчества поэта — 4 книги «Од». Подобно тому как
«Энеида» Вергилия заняла в сознании образованного римлянина
место рядом с эпопеями Гомера, «Оды» Горация были законным
наследником древней греческой лирики. Поэт поставил перед собой
нелегкую задачу: сравняться с Алкеем и Сапфо, не уступить
Пиндару и Анакреонту. Здесь господствуют темы, разрабатывавшиеся
эллинистическими поэтами в элегиях и эпиграммах: любовь,
дружеские пиры, прелести уединенной жизни, победа разума над
смертью и одновременно — успехи римского оружия, величие
древних религиозных культов, бессмертие самой поэзии. Вспомним
его знаменитый «Памятник»:
Создал памятник я, меди нетленнее;
Высоты пирамид выше он царственных,
Едкий дождь или ветр, тщетно бушующий,
Ввек не сломят его, и ни бесчисленный
Ряд кругов годовых, или бег времени.
Философские размышления о судьбе поэта и о природе поэзии
пронизывают последний цикл стихов Горация — «Послания». Во
второй их книге помещено известное европейским поэтам всех
времен «Послание к Пизонам», за которым закрепилось также
название «Наука поэзии». Знание жизни, всесторонняя образованность
и неустанный труд над каждым словом, каждой строкой —
без этого совершенная, гармоничная поэзия невозможна. Таков
классический завет Горация всем поэтам последующих поколений,
завет, которому сам великий римский лирик стремился следовать
всю жизнь.
Осваивая богатое наследие многовековой греческой поэзии,
римские стихотворцы обратились во второй половине I в. до н. э.
и к жанру любовной элегии. Одним из основоположников его был
за 600 лет до этого Мимнерм Колофонский. В эллинистической
литературе подражателей ему не нашлось, ибо любовная элегия
требовала непосредственного выражения чувств, а не эрудиции,
не знания мифологии. Возродился этот жанр уже в римской
поэзии, в творчестве Гнея Корнелия Галла, друга Вергилия, известного
тогда Оратора и поэта. Галл оставил 4 книги элегий, посвященных
актрисе Кифериде, воспетой им под именем Ликориды.
У поэта-элегика нашлось немало учеников и последователей,
и жанр любовной элегии очень скоро вошел в моду. Поэт прославляет
свою возлюбленную, наделяя ее условным греческим
именем, выбранным так, чтобы вместо него в стих, не нарушая
размера, можно было вставить и настоящее имя. Сентиментальный,
нежный, меланхоличный Альбий Тибулл воспевает в своих
элегиях Планию, под именем Делии, а страстный, патетический,
склонный к драматизму. Секст Пропорций — свою возлюбленную
Гостию, называя ее Кинфией.
Вершиной римской эротической поэзии стало творчество Публия Овидия
Назона. Младший современник Вергилия и Горация,
поэт утонченный и изощренный, наделенный большим риторическим
даром, он самый талантливый из римских элегиков. В сво-