военной организации было ополчение,
состоящее из самоэкипирующихся граждан-гоплитов, то в IV в. до
н. э. его роль
уменьшается и все большее значение
приобретают отряды наемников, служащие
за денежную плату и состоящие из
профессиональных воинов, происходящих
из жителей разных городов, как правило,
на своей родине неимущих и обездоленных.
Теперь они защищают интересы других
полисов, отдают свои жизни за чужие интересы, но получают за это
соответствующее
содержание, часть военной добычи.
Широкое внедрение наемничества
было связано не только с обнищанием
широких масс гражданства и трудностями
комплектования гоплитского ополчения.
Многочисленные войны IV в. до н. э. показали профессиональную
слабость таких
ополченцев: собираемые от случая к случаю, они не имели достаточной
выучки,
были слабо дисциплинированы, с неохотой
уходили от своих хозяйств в далекие походы. Наемники были профессионалами,
знатоками военного дела, имели хорошую
выучку, поддерживали строгую дисциплину, были мобильны и могли
быть
отправлены в самые отдаленные области, к
тому же они не были связаны с разными
политическими группировками и соблюдали известный нейтралитет
во время
политических дебатов и столкновений. В
Греции появляются специальные места,
своего рода рынки, куда сходились
наемники с предложением услуг богатому
покупателю. Такие сходки-рынки были на
мысе Малея в южной части Лаконики, в
Аркадии, Коринфе, Фокиде, Фессалии. На
таких рынках можно было «купить» наемный отряд от нескольких сотен
до нескольких тысяч гоплитов.
Широкое распространение наемнических армий, их активное и часто
решающее участие в военных действиях, с одной
стороны, и падение роли собственно гражданского ополчения как
основы полисной военной организации — с другой, — один
из ярких показателей ее серьезного кризиса.
2. Возрастание социальной напряженности в Греции IV в.
до н. э. Оживление греческой экономики, развитие товарно-денежных
отношений, широкое внедрение рабства во многие сферы жизни и производства
вели к обострению классовых противоречий в греческих полисах,
росту общей социальной напряженности в Греции. Одним из классовых
конфликтов греческого общества, сформировавшимся в IV в., было
противостояние рабовладельцев — собственников крупных эргастериев,
поместий, домов, кораблей, наличных денег — и увеличившихся в
числе рабов, которые в условиях развивающейся греческой экономики
подвергались хорошо организованной и умелой эксплуатации. Рабы
были не только самым эксплуатируемым классом, но и не считались
полноценными людьми. Естественно, рабы ненавидели своих господ,
и греки не строили на этот счет никаких иллюзий: раб рассматривался
как естественный враг господина, и его повиновение обеспечивалось
не уговорами и разумными доводами, а насилием. «Почти каждое обращение
к рабу,— рекомендовал философ. Платон, — должно быть приказанием.
Никоим образом и никогда не надо шутить с рабами, ни с женщинами,
ни с мужчинами. Многие очень безрассудно любят баловать рабов:
этим они только делают более трудной их подчиненную жизнь, да
и самим себе затрудняют управление».
Прекрасно понимая внутренний антагонизм в отношениях между рабами
и их
господами, греки сознавали опасность
открытых выступлений рабов и рекомендовали ряд мер, направленных
на ослабление
этого противоречия. Тот же Платон, обобщая опыт управления рабами,
советовал
подбирать для одного хозяйства рабов разных национальностей, чтобы,
используя
различия в обычаях, религии, привычках,
языке, легче было приводить рабов к покор-