собиралось Народное собрание, избирались
совет и магистраты, функционировали некоторые полисные институты.
Царь обязывался соблюдать права на
внугреннюю автономию и полисные формы
внутренней жизни, а жители города греческого типа, в свою очередь,
служили верной
опорой эллинистических правителей в их
жестокой эксплуатации коренного населения.
Плодотворным было взаимодействие и
взаимообогащение греческих и восточных
начал в области культуры и религии. В эпоху
эллинизма оно проявилось в бурном
развитии точных наук: астрономии, математики, физики, биологии,
географии, создании сложных философских систем
(стоицизма, эпикурейства и кинизма), в
создании массовой скульптуры, расцвете
градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии. Столицы эллинистических
государств Александрия Египетская,
Антиохия на Оронте, Пергам, Родос,
Сиракузы, Афины стали крупными культурными и научными центрами
с огромными для того времени библиотеками,
научными школами, которые являлись
мощными генераторами научных идей и
новых направлений культурной жизни, распространяемых по всей тогдашней
ойкумене. В области религий взаимодействие
греческой олимпийской религии со сложными религиозными системами
Египта,
Вавилонии, Малой Азии, Сирии, Палестины, Ирана и Средней Азии
породили
синкретические религиозные системы,
множество новых божеств, новых религиозных идей, которые послужили
питательной средой для возникновения
мировой христианской религии.
В системе эллинистических государств
можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по территории,
самые
сильные по своему военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные
во всем мире эллинизма: Египетское царство, где
правила династия Птолемеев, и держава
Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала
называться Сирийским царством). Крупными и влиятельными государствами
эллинистического мира были Македонское
царство, где правила династия Антигонидов, Пергамское царство,
где утвердилась династия Аталлидов.
Это были наиболее крупные эллинистические государства. Однако
наряду
с ними существовали государства более
скромных размеров, такие, как Вифиния,
Поит, Армения, Сицилийское государство,
Боспорское царство, Родос, Этолийский и
Ахейский союзы, роль которых в судьбах
эллинистической политики хотя и не была
такой определяющей, как первых четырех
великих держав эллинизма, но вместе с тем
достаточно весомой.
Помимо этих государственных образований в эллинистической ойкумене
было
множество мелких полисов и государств
иного типа,. которые не играли первых
ролей в политике, но принимали участие во
многих политических коалициях, являлись
культурными центрами, желанными союзниками, т. е. играли свою
роль в жизни
эллинизма. Афины, Спарта, Фивы, мелкие
полисы Балканской Греции и островов
Эгейского моря, Гераклея, Синопа, Херсонес, Ольвия, Тарент и многие
другие
принадлежали к этой категории мелких государств. Сложные отношения
между всеми этими крупными, средними и мелкими
государственными образованиями и составили конкретную историю
эллинистического мира как некоей политической
целостности. Однако в этой общей системе
взаимоотношений основную роль играли
четыре великие державы эллинистического
мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, Пергам и Македония,
к которым
тяготели многие другие государства.