170, священная земля храмов —270, земли
клерухов —1565, сады —21, пастбище —
175, царская земля —2428 арур.
В эллинистическом Египте получили
дальнейшее развитие различные ремесленные производства. Этому
способствовал не
только расцвет сельского хозяйства, поставлявшего обильное сырье
для мастерских по производству папируса, тканей, растительного
масла, пива, кож, но и лучшая
организация ремесленной деятельности,
внедрение в его структуру элементов греческого рационализма. Как
и сельскохозяйственная, она была поставлена под жесткий контроль
царских чиновников, направлявших буквально каждый шаг мастеров.
Ремесла были сосредоточены в основном в
городах. Как уже отмечалось, основание
новых городов греческого типа было одной
из важнейших черт политики
эллинистических правителей. Однако политика династии Птолемеев
в этом отношении имела свои особенности. Птолемеи
довольно активно следовали этой политике
в своих внеегипетских владениях, где они
основали свыше 30 городов греческого
типа, которым предоставили право на внутреннее самоуправление,
некоторые формы
полисной жизни. Однако в самом Египте
политика была иной — на всей его
обширной территории Птолемеи основали
лишь один город греческого типа — Птолемаиду на юге страны, которую
рассматривали как своего рода противовес
древнеегипетской столице — Фивам. Кроме Птолемаиды, городами греческого
типа
были столица Александрия и город Навкратис, основанный греческими
поселенцами еще в VII в. до н. э. Помимо этих трех
городов греческого типа в долине Нила
существовало множество городов местных,
т. е. восходящих к древним временам фараонов, со своими формами
жизни и быта,
подчиненных царской администрации.
Центрами номов, основных административных областей Египта (а их
насчитывалось более 40), были местные города. В этих
городах были сосредоточены многочисленные ремесленные мастерские,
изготовлявшие изделия из цветного, очень
дорогого стекла (Египет был крупным центром стеклоделия в Средиземноморье),
льняные, шерстяные и шелковые ткани,
очень ценившийся папирус — основной
писчий материал этого времени, керамику,
изделия из бронзы, меди и железа. Ремесленные мастерские были
разными по размерам, преобладали мелкие и средние, до
полутора десятков работников, среди которых были рабы, работавшие
бок о бок со
свободными мастерами. Наряду с частными
мастерскими существовали крупные царские эргастерии с большим
числом
работников. Ремесленники выплачивали
несколько видов налогов как в денежной,
так и в натуральной форме, выполняли
различные повинности в пользу царя.
Представители различных ремесленных
профессий, включая купцов, врачей, музыкантов, актеров и др.,
имели право на
создание своих профессиональных объединений — союзов единомышленников.
За счет членских взносов они создавали
общую кассу, устраивали регулярные собрания, где обсуждали свои
дела, имели
специальные помещения, святилища богов
и героев, свои религиозные обряды, празднества. За счет средств
союза выдавались
субсидии нуждающимся членам. В египетских городах, где царская
администрация регламентировала буквально
каждый шаг земледельца или ремесленника, эти допущенные правительством
формы минимальной общественной деятельности высоко ценились и
были отдушиной для проявления общественной
активности массы городского населения.
Важным производством было изготовление таких основных продуктов
питания,
как растительное масло и пиво. Маслоделие, как и пивоварение,
было предметом
царской монополии, оно осуществлялось с