судить по довольно скудным свидетельствам источников, эти клеры
были больших
размеров, чем участки военных колонистов.
То обстоятельство, что участок земли гражданина полиса не был
его полной собственностью, а находился в условном владении, подтверждает
дошедший до нас «Закон о наследовании», происходящий из города
Дура-Европос (на среднем Евфрате). В нем
говорится, что в случае отсутствия наследников у умершего гражданина
(при
этом строго оговаривается степень родства)
его участок возвращается царю. Таким
образом, полис, созданный Селевкидами, и
военная колония были однотипными образованиями, Разница заключалась
в том, что
полис обладал большей автономией, чем
колония. Кроме того, полис не подчинялся
власти сатрапа, но по всем своим делам
имел право обращаться непосредственно к
царю. В полисах существовали Народное
собрание, совет, система магистратур. Особую роль играли магистратуры,
связанные
с воспитанием юношества. Коллектив
граждан стремился воспитывать молодое
поколение целиком в духе греческих культурных традиций, предохраняя
его, насколько это было возможно, от всяких
культурных влияний со стороны местного
населения. Раскопки, проведенные в ряде
греческих полисов (Дура-Европос, Селевкия на Тигре, городище Ай
Ханум в
Афганистане) показали, что культура граждан этих полисов долгое
время оставалась
в основном эллинской. Многие греческие
полисы, основанные Селевкидами, превратились в крупные городские
центры. Их
население включало не только греков (и
македонян), но и значительное количество
представителей местных народностей. Последние, однако, не пользовались
гражданскими правами в полисе, круг граждан
ограничивался только потомками первопоселенцев — греков и македонян.
Так, в Селевкии в Пиерии в 219 г. до н. э.
насчитывалось 6 тыс. граждан при общей
численности населения в 30 тыс. человек.
В огромном городе, столице государства — Антиохии на Оронте, было
всего 10 тыс.
граждан. Создание новых полисов было
одним из самых важных направлений
политики первых селевкидских царей. Они
стремились привлечь поселенцев из старых
греческих городов Малой Азии и материковой Греции. Известно, например,
что в Антиохию на Оронте переселялись
греки из Афин, Аргоса, Этолии, с Кипра,
Крита, Эвбеи. Эта политика продолжалась
вплоть до Антиоха IV.
Греческие полисы играли роль костяка
Селевкидской державы. Тесно связанные с
царской династией, получившие от царей
землю и обязанные за это нести военную
службу, граждане полисов занимали привилегированное место в общей
структуре
государства. Известно, например, что цари
даровали права гражданства в греческих
полисах своим отставным военачальникам и чиновникам. Полис помимо
земли,
составлявшей участки граждан, обычно
контролировал достаточно обширные
территории, занятые общинами местного
населения. Эксплуатация этих общин составляла одну из важнейших
основ благосостояния гражданства полисов. Государству
это было выгодно, ибо полис брал на себя
часть его функций по контролю над местным населением, сбору налогов
и т. п.
Селевкидское государство и греческий
полис выступали как союзники в эксплуатации местного населения,
и греческие
полисы служили, как правило, надежной
опорой династии.
Несколько иной была роль старых греческих полисов Малой Азии,
вошедших в
состав государства Селевкидов. У них не
было той органической связи с династией,
которая существовала у новых полисов.
Они рассматривали себя как союзников
Селевкидов, и цари этой династии в силу
разного рода обстоятельств вынуждены
были считаться с этим. Греческие полисы
Малой Азии были объектом притязаний со
стороны Селевкидов, Птолемеев, Македонии, Пергама. Столкновение
этих сил