Город являлся политическим, культовым, ремесленным и торговым центром. Обычно город делился на две части: верхний (акрополь), являвшийся укреплением для укрытия на случай опасности, иногда там же были расположены основные храмы полисных божеств, и нижний, где находились жилища рядовых граждан, ремесленные мастерские, рынки.
Некоторые города имели регулярную планировку, как, например, Смирна VII—VI вв. до н. э., Милет, восстановленный после разрушения его персами в 494 г. до н. э., Олинф, Фурии, Пирей, Приена, Родос. Вместе с тем ряд городов застраивался без предварительного плана, например Афины и Милет до разрушения персами.
Регулярная планировка городов в Ионии существовала уже в архаический период. Так, при восстановлении города Смирны после ее разрушения около 700 г. до н.э. новые улицы стали ориентировать одинаково, дома располагали по сторонам улиц, а храм возвели вне жилых кварталов. Дома, иногда двухэтажные, строи-
лись на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. Дома были вытянуты вдоль улиц так, что дом, выходивший на одну сторону улицы, был отделен узкой щелью от дома, обращенного на соседнюю улицу. В большей части города земельные участки и дворы объединялись в длинные уличные фасады. Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Правильная, так называемая гипподамова планировка характерна для колоний, выведенных в VI—V вв. до н. э., — Ольвии, Фанагории, Херсонеса.
Аристотель приписывает изобретение геометрической планировки городов Гипподаму Милетскому, жившему в V в. до н. э. Аристотель пишет: «Расположение частных домов по улицам более удобно и красиво, когда улицы прямые, по новейшей моде, т. е. по Гипподамову способу. Для безопасности же в военном отношении лучше старый способ, когда наемные войска с трудом найдут выход из города, а нападающим будет трудно в нем ориентироваться» (Полития, VII, 10, 4). Гипподам был ученым теоретиком и практиком. Он восстановил разрушенный персами Милет, построил Фурии, Пирей, Олинф.
Греческие города обносились оборонительными стенами. Они имели агору (рыночную площадь), около которой концентрировались общественные здания и храмы. В городах имелись театры, стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комплексы — общегреческие святилища, как, например, Олимпия, Дельфы и др. Вне стен города также располагались отдельные храмы и гроты, посвященные нимфам. Некрополи (кладбища или «города мертвых») всегда выносили за стены города.
Акрополь являлся цитаделью и располагался на наиболее высоком участке. В нижнем городе жили ремесленники. Иногда они размещались в отдельных кварталах, объединяясь по профессиям. В Афинах, например, существовал специальный район гончаров — Керамик. В нижнем городе располагались общественные здания: агора, театр, булевтерий, пританей, гимнасий и др. (рис. 24).
Городские кварталы имели различные размеры. В Олинфе (в V—IV вв. до н. э.) кварталы размером 85X35 м состояли из блоков по 10 домов. Пять из них выходили фасадами на одну улицу, а пять — на параллельную.
Площади занимали по нескольку кварталов. Городской рынок (агора) по утрам был торговым центром, позже там собирались граждане для обмена новостями. Павсаний упоминает агору ионического типа прямоугольной формы, с трех сторон обнесенную колоннадой. Рядом с агорой концентрировались общественные и культовые здания. Агора была часто местом сбора народного собрания. Там выставлялись постановления Совета и народного собрания, законы и декреты, которые писали краской на кирбах — выбеленных деревянных досках примерно в рост человека, составленных в виде призмы, вращающейся на оси. Наиболее важные постановления писались на табличках — пинаках — и сдавались в архив, остальные вырезались на каменных плитах — стелах, ре-
же — на бронзовых дощечках. Писали строчными буквами, без выделения заглавных букв и без разделения слов.
Улицы обычно мостились щебенкой, керамикой или каменными плитами. Ширина улиц в Милете была 4—4,5 м вместе с тротуарами, которые тянулись вдоль домов. В Олинфе ширина продольных улиц достигала 7,5 м, а поперечных — 5,5 м.
Общественные здания. Каждый город имел богов-покровителей, которым посвящались храмы, алтари, обычно возводимые вне храмов. Богам приносили жертвы, и в их честь совершали культовые обряды.
Храмы (рис. 25) считались жилищами богов. Древние храмы, как и дома, строились в виде мегаронов, где место очага занимал алтарь. Статуя бога помещалась внутри храма. Примером мегарона могут служить глиняные модели домов VIII в. до н. э. из Аргоса и Перахоры (рис. 28, 1). Позднее появляются храмы с двумя колоннами перед входом между выступами боковых стен, так называемые храмы в антах. Иногда колонны помещались с двух сторон храма — это двойные анты. По типу храма в антах построена сокровищница афинян в Дельфах. Храмы с четырьмя колоннами перед входом назывались простильными, а если колонны стояли с обеих сторон — амфипростильными. К последним относился храм Афины-Ники (или Ники Аптерос) на акрополе Афин. Имелись храмы, обнесенные колоннадой со всех четырех сторон, — периптеры; с двумя рядами колонн — диптеры. По типу периптера были построены Гефестион и Парфенон в Афинах, а по типу диптера — храм Аполлона в Дидимах и Олимпейон в Афинах. Храмы, где колонны примыкали к стене не образуя портика, называют псевдопериптерами, как, например, храм Зевса в Акраганте V в. до н. э., который своими размерами почти вдвое превосходил Парфенон. Храмы круглые в плане называли толосами. Примером толоса служит храм в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.
Центральное помещение храма называлось наос. Перед наосом могло находиться проходное помещение — пронаос, сзади наоса помещался адитон, где стояла статуя. Если заднее помещение имело свой выход с тыльной стороны храма и было от наоса отделено стеной, оно называлось описфод и предназначалось для хранения храмовой утвари. Вход в наос располагался с востока, хотя известны исключения, как, например, в храме Аполлона в Бассах. Герооны — святилища павшим героям — могли иметь иную ориентацию.
Алтари первоначально были деревянными, они складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали сооружать постоянные каменные алтари. Они могли быть различных размеров. Чаще всего они были прямоугольными, их ставили на ступенчатое основание, стенки украшали рельефами, изображавшими гирлянды, голову быка и др. Иногда отдельно стоящие алтари были очень монументальными, например алтарь Посейдона Геликенского VI в. до н. э. вблизи Милета (в виде
прямоугольника размером 10х11,5 м) или Пергамский алтарь II в. до н. э. (36, 44X34,2 м) с великолепным рельефным фризом.
Пританеи — постройки различного типа, где приносили жертвы богам, устраивали бесплатное питание гражданам, постоянно дежурили магистраты для приема послов и иностранцев. На афинской агоре в пританее заседал совет 50 — часть совета 500. В Афинах это была круглая постройка (толос) диаметром 18,3 м со стенами из сырцовых кирпичей.
Гимнасий служил местом для воспитания юношей. Он включал палестру — площадку для гимнастических упражнений, помещения для умывания и занятий. Гимнасии раскопаны в Олимпии, Приене (рис. 24, 2), Милете, Эфесе и во многих других городах.
Булевтерий — прямоугольное здание для заседания городского совета или членов Совета 500. В Милете булевтерий имел зал на 1500 человек (рис. 24, 1). В Афинах в IV в. до н.э. здание булевтерия размером 23X23 м вмещало до 600 человек.
Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ведет свое происхождение от народных представлений на празднествах в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения — театры, которые располагались на склонах холмов, где устраивали сиденья для зрителей. У подножья холма была круглая площадка — орхестра, первоначально предназначенная для хора, стоявшего вокруг алтаря Диониса. За ней сооружалась скена, постройка для переодевания актеров, а перед ней был проскений — площадка, где устраивали представления. Актеры выступали в масках; чтобы казаться выше, они надевали особую обувь на каблуках — котурны — или вставали на ходули. Вместо декораций использовали четырехгранные расписные призмы.
Одним из наиболее древних был театр в Форике, имевший в плане эллипсовидную форму. Известен театр в Эпидавре, построенный знаменитым архитектором Поликлетом в середине IV в. до н.э. (рис. 24, 3). Его диаметр 59 м, диаметр круглой орхестры, где стоял хор,— 12 м. Верхний ряд скамей для зрителей находился на высоте 22,5 м. Некоторые театры были очень большими, например театр в Мегалополе в Южной Греции вмещал 44 000 зрителей.
Кроме открытых театров, где фоном, на котором выступали артисты, служил естественный ландшафт, существовали крытые концертные залы — одейоны.
В городах и крупных святилищах обычно имелись стадионы и ипподромы.
Стадионы в виде вытянутых эллипсов с сиденьями, расположенными в несколько ярусов по периметру, обнаружены в Олимпии, Дельфах, Афинах, Приене, Милете, Эпидавре и в других местах.
Ипподром был раскопан в Олимпии (рис. 24, 4). Он имел форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена. С противоположной стороны стартовали лошади. Изображение конных состязаний на ипподроме сохранилось на фрагменте расписной аттической вазы 570—560 гг. до н. э. из Афин.
Водоснабжение и канализация. На росписях ваз имеются изображения колодцев, стенки которых выкладывались камнями, а над их устьем иногда ставили ограду в виде керамического цилиндра или верхней половины пифоса (рис. 26). Воду вытаскивали с помощью веревки и сосуда, использовали также деревянный «журавль». В крупных городах водопроводы сооружали из керамических труб, по которым вода поступала из горных источников. Особенно знаменит упомянутый Геродотом водопровод, сооруженный мегарцем Эвпалином в VI в. до н. э. на острове Самос.
В городах вода подводилась по керамическим трубам к водоемам (фонтанам), в стенах которых имелись водолеи в виде голов животных или мифологических персонажей (через их открытые рты и пасти вода выливалась). Такие фонтаны использовали в гимнасиях в качестве душа (рис. 26, 4).
Нечистоты выводились из города по сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в крупных каменных блоках и тянулись под мостовыми магистральных улиц. Они были связаны с отстойниками в виде глубоких колодцев. К магистральным каналам подходили маленькие, выводившие сточные воды из домов. Мусор из города вывозили на загородные свалки.
Города. Греческие города, имея общие черты в принципах планировки, в то же время имели свои индивидуальные особенности.
Одним из древнейших и наиболее крупных городов Малоазийского побережья был Милет. Страбон (География, XIV, 6) сообщает, что Милет первоначально был колонией Крита. Археологические раскопки обнаружили там следы поселения микенского времени — XVI в. до н. э. В этот период была сооружена оборонительная стена города. Открыта улица этого времени шириной 1,85 м, несколько домов, водосток, керамические печи. В XI в. до н. э. сюда переселились ионийцы из материковой Греции. Начиная с VIII в. до н. э. Милет превращается в крупный торгово-ремесленный центр. Страбон (XIV, 1) пишет о большой колонизационной деятельности Милета, а римский ученый I в. Плиний в «Натуральной истории» (V, 12) сообщает, что Милет основал свыше 90 колоний.
Немецкий археолог Т. Виганд открыл убежище для населения Милета VII—VI вв. до н. э. на холме Калабак-тепе. Оно было обнесено стеной толщиной 3,5—3,95 м с бастионами, сооруженными в VI в. до н. э.
Жилые дома милетян были двух- и трехкомнатными в форме вытянутого прямоугольника, имели глинобитные или каменные полы. Стены были сложены из маленьких квадров мрамора, гнейса и известняка, между которыми клали тонкие каменные плиты, подобные черепице. Планировка города была нерегулярной.
Открытая раскопками улица Милета в VI в. до н. э. шириной в 4 3 м имела мостовую, вымощенную щебнем и обломками керамики, и тротуары шириной по 0,8 м, сделанные из камней. Вероятно, стены домов расписывались.
После разрушения Милета в 494 г. до н. э. его пришлось отстраивать заново Вначале строилась северная часть города, где был большой рынок. Там улицы шириной 4-4,5 м делят город на одинаковые блоки жилых домов размером 29х35 м. В южной части города кварталы были крупнее. В Милете открыты: стадион, два рынка, южный и северный, булевтерий, гимнасий, театр, храм Афины и др.
Эллинистический город Малой Азии хорошо представляет Приена, восстановленная во второй половине IV в. до н. э. Она имела укрепленный акрополь. Внизу у подножья крутого холма высотой 250 м располагался нижний город. Город и акрополь были обнесены одной стеной. Город был распланирован по системе Гипподама. Имелось 16 продольных и 8 поперечных улиц, которые разделяли город на прямоугольные кварталы размером 47X35 м. Продольные улицы, тянувшиеся вдоль склона холма, представляли собой лестницы. Ширина главной лестницы достигала 7,36 м, ширина остальных — около 4,4 м. Для возведения общественных зданий были сооружены искусственные террасы. В центре города был выстроен храм Афины Полиады, построенный Пифеем в IV в. до н. э. и расположенный на площадке, поддерживаемой с востока и юга подпорными стенами. В Приене открыт акрополь, западные и восточные городские ворота, святилище Кибелы, жилые кварталы, агора ионического типа, святилище Зевса Сосиполия, экклесиастерий — здание для народных собраний, пританей, два гимнасия, театр, святилище Деметры, стадион и др. При раскопках теменоса — священного участка храма Афины — открыты сокровищницы, пропилеи, постаменты статуй, алтарь и стоя.
Иной тип эллинистического города представляет Александрия, основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. в дельте Нила на месте более древнего населенного пункта, о котором упоминает Гомер в Одиссее (песнь IV). Город был построен из камня греческим архитектором Динохаром. Улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы. Две самые большие улицы по 30 м шириной были обрамлены колоннами. Главная улица имела длину 40 стадий (7200 м). Страбон пишет, что город был построен в форме хламиды — македонского плаща. Дома были многоэтажными. К I в. население города достигало 1 млн. человек.
Квартал дворцов и царских гробниц назывался Брухейоном. Он занимал около 1/4 площади всего города. Страбон рассказывает о великолепии его дворцов, соединенных садами и парками.
К дворцам примыкали общественные здания: театр, храм Посейдона, здание суда, гимнасий и эмпорий — торговая площадь с помещениями для торговли и складами. При храме, посвященном богу Серапису, статуя которого была сделала знаменитым греческим скульптором Бриаксидом, находилась библиотека. Хранившиеся там свитки помещались в нишах стен. В Александрии открыты подземные гробницы, имевшие по не скольку этажей, их стены украшены рельефами, а входы в погребальные помещения — пилястрами и колоннами. Для установки
гробов с телами умерших в стенах вырубали специальные углубления — локулы.
Афины — наиболее прославленный из греческих городов, расположен в 5 км от моря. Город не имел регулярной планировки. На акрополе — скалистом холме, возвышавшемся на 156 м над уровнем моря, обнаружены следы поселений эпохи неолита и бронзы. Вторгшиеся в Грецию в конце XII—XI вв. до н.э. дорийские племена, разрушившие Микены, Тиринф и другие центры ахейской Греции, прошли мимо Афин. В XI—X вв. до н. э. Афины продолжают расширяться. Их жилые кварталы распространяются на территорию, занятую раньше некрополем к северу и северо-западу от акрополя. В VII—VI вв. до н. э. акрополь становится местом культа Афины, где сооружается храм («старый храм Афины»), воздвигаются алтарь и статуи. В начале V в. до н. э. было начато строительство нового большого храма Афины из мрамора. В нижнем городе возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре. Там в VI в. до н. э. сооружают храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов, девятиструйный фонтан. К западу от агоры располагался район ремесленников-металлургов, к северо-западу — район гончаров (Керамик). Афинский акрополь и агору сожгли персы во время греко-персидской войны в 480 г. до н. э., а с 449 г. при Перикле началось новое строительство на акрополе храмов из пентелейского мрамора, добываемого в горах Пентеликон вблизи Афин. Общее руководство строительством осуществлял Фидий.
Вход на акрополь расположен с западной стороны через Пропилеи, которые построил архитектор Мнесикл в 437—432 гг. до н. э. В центре Пропилей находился проход для жертвенных животных. Снаружи Пропилей стояли дорические колонны, внутри — ионийские. В северном крыле располагалась пинакотека — помещение для картин. На вершине акрополя над Пропилеями стоял храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) в виде амфипростиля. Его строил архитектор Калликрат в середине V в. до н. э. На площади против входа на акрополь стояла бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия (высота 10 м).
Строительство Парфенона, главного храма Афины Парфенос (Девы), было начато в 447 г. по проекту Иктина и Калликрата. Храм сложен из пентелейского мрамора, а скульптура и черепица высечены из паросского мрамора, привозимого с острова Парос. Храм сооружен в дорическом ордере. На его западном фронтоне была помещена скульптурная группа, изображающая спор Афины и Посейдона, а скульптуры восточного фронтона воспроизводили миф о рождении Афины. Скульптуры фронтонов сохранились не полностью. Внутри Парфенона проходила двухъярусная колоннада. В глубине наоса стояла 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и золота в так называемой хризоэлефантинной технике.
Небольшой храм Эрехтейон с портиком кариатид включал святилище Афины, где находились ее деревянная статуя и золотой
светильник. В западной части Эрехтейона был храм Посейдона и алтари: Посейдона, Эрехтея и Гефеста. На развалинах Агоры возводят храм Гефеста, здания булевтерия и стратегиона, крытые галереи-стои, фонтаны, у юго-восточного склона Акрополя в V в. до н. э. сооружают театр Диониса с деревянными сиденьями, а в IV в. до н. э. в театре устраивают каменные скамьи для зрителей и каменную сцену.