Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
47

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ (V—III века до н. э.)

Ранние храмы Рима. Храмовая архитектура первых веков Республики была, по существу, такой же этрусской, как и архитектура царского Рима. Древний храм Юпитера Капитолийского попрежнему господствовал над городом и оставался его самым крупным сооружением (рис. 32). Капитолийский храм несколько раз реконструировался, причем его декорация все обогащалась; так, при реконструкции в 296 году до н. э. терракотовая квадрига на его фронтоне была заменена бронзовой. Несмотря на непрерывные войны с соседями, в это время было построено несколько новых храмов, сильно, однако, уступавших по размерам грандиозному Капитолийскому. Такие не дошедшие до нас храмы, как первоначальные храм Сатурна и храм Диоскуров на Форуме (497 и 484), храм Аполлона на Марсовом поле (431), храм Конкордии, по всей вероятности, были небольшими ареостилями (т. е. храмами с широко раздвинутыми колоннами), с деревянным антаблементом, покрытым терракотой; по схеме плана они представляли собою, большею частью, обычные древне-италийские или этрусские храмы простильного типа. Повидимому, в это время начали появляться и новые схемы планов.
Раннереспубликанский храм Согласия (Конкордии), построенный на Римском Форуме в 367 г., повидимому, получил своеобразную плановую схему уже в это время. Храм Весты на Форуме, круглый в плане, вероятно, был построен в той же традиционной деревянной технике, что и прямоугольные храмы. По преданию, он сооружен
одновременно с основанием города, но, вернее всего, в своем первоначальном виде он относится к VI веку до н. э.
Состояние города. Обо всех этих храмах, украшавших ранний республиканский Рим, мы знаем, в общем, весьма мало; о самом же городе, в частности о его жилых кварталах в этот период, мы знаем, однако, еще меньше. Город Рим, как нам известно, слагался постепенно и потому не мог иметь такого правильного плана, каким отличался сразу построенный город у Марцаботто (рис. 6), хотя и не исключено предположение о правильной разбивке некоторых отдельных его частей. Надо полагать, что какие-то отдельные районы были заняты домами и садами богатых людей»

План храма Юпитера на Капитолии в Риме (по описанию Дионисия Галикарнасcкого)

32. План храма Юпитера на Капитолии в Риме (по описанию Дионисия Галикарнасcкого)

48

так как объединение в одних и тех же районах массового народного жилища с отдельно стоящими особняками, повидимому, было вообще не в обычаях Древней Италии. По преданию, город имел канализацию уже при этрусских царях; но она могла быть тогда лишь системой открытых сточных канав, которые лишь позднее были перекрыты сначала деревом, потом сводом небольшого пролета.
При восстановлении Рима после галльского разгрома жителям было предоставлено самим отстраивать свои сожженные дома. Никакого плана, никаких жестких правил застройки, повидимому, не было. Поэтому при новой застройке не могли быть выправлены недостатки старой; новая стихийная застройка сохранила основные линии прежних улиц и площадей, кое-где еще стеснив или искривив их. Узкие, кривые, небрежно замощенные булыжником улицы, дома из дерева и сырца, отсутствие мер против пожаров и паводков — все это создает мало привлекательную картину Рима IV—III веков. Некоторая регулировка города началась позднее, во II веке до н. э., но только Римской империи удалось, хотя бы частично, придать городу правильный характер.

Инженерные сооружения IV—III веков

Эмиссарий Альбанского озера. К самому началу IV века, согласно литературным источникам, относится постройка римлянами замечательного эмиссария Альбанского озера, который в несколько реконструированном виде функционирует и до наших дней. По преданию, эмиссарий построен под руководством пленного этруска, жителя города Вейи, который римляне осаждали в это время: в древнейших его частях обращает на себя внимание этрусский характер общего замысла и каменной кладки. Туннель имеет ширину 1,2 м при высоте 1,8—2 м; длина его достигает 1 200 м. Проем для выпуска воды имеет прямоугольную форму (рис. 33). Одна опора на половину высоты высечена в породе и дополнена всего двумя рядами громадных блоков. Другая состоит из рядов кладки. Верхние блоки слегка выступают (консольно) для уменьшения пролета; они скошены, так что получается нечто вроде монолитной плоской перемычки из одного громадного каменного блока. По фасаду блоки имеют выпуклую поверхность, сходную с рустом.

Выходное отверстие эмиссария Альбанского озера (начало IV века до н. э.)

33. Выходное отверстие эмиссария Альбанского озера (начало IV века до н. э.)

«Сервиева» стена. Для предотвращения опасности, грозившей самому существованию Рима во время галльского нашествия, в 379 г. до н. э. была начата постройка новой, грандиозной городской стены, законченной в основном в 352 году до н. э. Степа республиканского Рима представляет собой одно из самых замечательных произведений инженерного искусства античности. В преданиях и древних источниках ее постройка приписывается этрусскому царю Рима, Сервию Туллию, и по традиции она сохранила название Сервиевой стены, хотя ее принадлежность к IV веку, т. е. к республиканскому времени, можно считать твердо установленной. На всем своем протяжении она состояла из главной, наружной каменной стены и из опиравшегося на нее мощного вала (аггер), который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Высота и объем вала уменьшались на тех участках, где поперечный профиль был более крутым; вал сходил на-нет только в самых крутых точках. Главная, наружная стена сложена из прямоугольных блоков туфа. Все блоки имеют один и тот же формат: 60 X 60 см в поперечном сечении, 1,2—1,3 м в длину. Такой размер позволял использовать любой блок и в качестве тычка, и в качестве ложка. Ряды тычков и ложков чередуются (табл. 13, фиг. 4, 5).
На некоторых участках стена еще сейчас сохранилась на высоту около 8 м и поражает монументальностью и лаконичностью своей архитектуры. В кольцо стены, кроме старых частей города, впоследствии был включен Авентин. Стена на Авен-

49

Схематический план Рима

Схематический план Рима

50

тине выделяется своей грандиозностью, тщательностью исполнения и хорошей сохранностью (табл. 13, фиг. 5); некоторые блоки имеют в длину около 1,8 м, т. е. ложки отвечают трем тычкам.
Кольцо стены прерывалось у Капитолия. Здесь в состав оборонительного кольца входили грандиозные субструкции площадки Капитолийского храма, служившие одновременно и подпорной, и оборонной стеной. При помощи субструкций была создана грандиозная площадка (около 13 000 м2), на которой, кроме храма Юпитера Капитолийского (3 300 м2), размещалось несколько других более поздних малых храмов и святилищ.
Подий древнего храма Юпитера подходил к краю этой площадки только в северо-западном углу, где получилось сопоставление по вертикали крутой скалы субструкций и самого подия; с этой стороны площадка была совершенно недоступна, и стена могла здесь быть прерванной.
В Сервиевой стене до сих пор не обнаружено ни одного проема, перекрытого клинчатой аркой, одновременной со стеной или близкой к времени ее постройки.
Система кладки Сервиевой стены впоследствии была применена в укреплениях многих этрусских городов; однако осуществление этой системы впервые и в наиболее широком масштабе имело место в Риме; в этрусских же городах такая кладка с чередованием тычковых и ложковых рядов появляется только в стенах, построенных после покорения их Римом, и уже часто связана с арочным перекрытием ворот. Вместе с тем, по грандиозному размаху и высокому техническому умению, Сервиева стена тесно связана с этрусским строительным искусством. Восприняв лучшие традиции этрусского строительства, римляне осуществили сооружение, которое сделало их столицу из отсталой по оборонительной технике — самой передовой в античном мире.
Дороги и водопроводы. В том же IV веке была предпринята постройка еще двух замечательных инженерных сооружений Древнего Рима: Аппиевой дороги и Аппиева водопровода. Обе постройки названы по имени Аппия Клавдия, в цензорство которого был закончен водопровод (311) и была начата дорога (312). Аппиева дорога была военной дорогой для движения легионов и гонцов, первой в сети дорог, которой римляне вскоре покрыли всю Италию, а затем и весь античный мир. Первоначальный участок дороги идет по почти прямой линии от Рима до Таррацины (Террачины); для сокращения пути строители мирились со значительными уклонами, шли на большие субструкции. Многослойное полотно дороги имеет в своем составе толстый слой смеси, вполне аналогичной примитивному бетону. Около самого города дорога замощена туфовыми квадрами на остальном протяжении — полигональными блоками лавы; дорога имеет выпуклый профиль для отвода воды. И нижнее строение и замощение дороги пережили тысячелетия; и по сей день дорога поражает своей прочностью и красотой.
При постройке древнейшей части Аппиевой дороги еще нигде не применялась арка; арочные виадуки были введены только во II веке до н. э.
Аппиев водопровод впервые подвел в Рим воду дальнего источника (отстоящего на 17 км). Этот водопровод, как и следующий за ним по времени постройки Старый Анио (272), еще построен по греческой системе и проходит, в основном, под землей, на средней глубине 6,5 м. Там, где трасса проходит в скале, канал непосредственно вытесан в туфе и имеет ширину 50 см при высоте 1,65 м. На остальных участках канал состоит из громадных блоков туфа, в которых проделаны отверстия.
В IV—III веках в Риме была реконструирована древняя система открытых сточных каналов — клоак. К тому же времени (III век) относится круглая в плане цистерна у подножия Капитолия на Римском Форуме, первоначально, повидимому, перекрытая ульеобразным куполом из блоков пеперина (Туллианум). Позднее она была перекрыта плоским сводом и вошла в состав Мамертинской тюрьмы, в которой содержались важнейшие государственные преступники.

Храмовые комплексы III века

Небольшие храмы III и II вв. нередко имели своеобразную конфигурацию с портиком на трех сторонах и с задней стеной целлы, выступающей в стороны и замыкающей

1 По новейшим данным, дошедшее до нас замощение Аппиевой дороги относится к более позднему времени, чем IV век до н. э.
51

боковые портики (так называемый италийский план). Форма эта развилась в храмах Древней Италии 1 и применялась наравне с примитивным простилем и с периптером. Периптер в Италии почти всегда переработан так, что передний портик глубже и значительнее остальных, а расстановка колонн очень широка. Таким образом, независимо от того, имеет ли более поздний римский храм форму простиля, или храма с портиком на трех сторонах, или даже периптера, у него всегда, как и у этрусского храма, передний фасад выделен уже самой постановкой колонн. Значение переднего фасада подчеркивается также примыканием целлы к задней кромке подия и лестницей, которая ведет на подий только с переднего фасада — опять-таки по древнейшему идущему от этрусков композиционному принципу. Примером такого храма и свидетельством широкого распространения соответствующего типа вплоть до южной Италии может служить так называемый эоло-дорический храм в Пестуме (рис. 34). Его задняя стена замыкает боковые портики, подий имеет доступ только с передней стороны. Однако при наличии этих чисто италийских черт пестумский храм отличался от других храмов того же времени более тесной постановкой колонн, которая сближает его с греческими образцами 2.
В первые века Республики обычной была расстановка храмов, аналогичная архаической планировке Селинунта и Посейдонии; два-три и даже четыре храма ставились параллельно и настолько близко друг к другу, что комплекс должен был производить впечатление единой тесно связанной группы, хотя храмы отличались друг от друга и по плану, и по ордеру.

Ордер эоло-дорического храма в Пестуме

34. Ордер эоло-дорического храма в Пестуме

Форум Голиториум. Примерами таких комплексов в самом Риме являются три храма на Овощном Рынке (форум Голиториум) и четыре храма на современном Ларго Арджентина. Все они многократно перестраивались и дошли до нас либо в фундаментах (Ларго Арджентина), либо в более поздней редакции, быть может, повторяющей архаические формы древнейших построек (форум Голиториум; рис. 35). Из трех храмов на Овощном рынке, крайний к югу — дорический, два другие — ионические. Ионический, крайний к северу, имеет характерную италийскую композицию плана с продолженной задней стеной целлы. Размеры его невелики: 15X6,5 м — внутри целлы, 24 X 15 м — по стилобату. У маленького дорического периптера (20 X 11м по стилобату) главный фасад подчеркнут очень глубоким портиком. Все три храма стоят на подиях, на которые доступ возможен только с одной, восточной стороны.
Ларго Арджентина. Сходна, но менее жестка планировка священной площадки на Ларго Арджентина: все четыре храма обращены на восток и имеют подъем по ступеням только оттуда (рис. 36). Однако они поставлены не так тесно, как в предыдущем комплексе. Самый древний из храмов, храм С (вероятно, III век до н. э.), имеет характерный италийский план; по существу,

1 Есть указания на то, что уже храм Марцаботто имел открытые спереди боковые целлы и был, таким образом, переходным к италийскому типу.
2 Позднее, в I веке до н. э., пестумский храм был перестроен, причем его общая схема сохранилась, но вместо шести колонн по фронту было поставлено лишь четыре. К этой перестройке относится и его эоло-дорический ордер.
52

План трех республиканских храмов на форум Голиториум в Риме

35. План трех республиканских храмов на форум Голиториум в Риме

это простейший простиль, лишь с добавлением портиков по боковым сторонам. Подий очень высок и увенчан простым, строгим профилем. Тот же характер носят профили на алтаре, которыми была отмечена реставрация храма во II веке до н. э.; здесь верхний профиль повторяет нижний, как в памятниках Этрурии.
Чрезвычайно интересен по плану соседний круглый храм В, дошедший до нас в перестроенном виде. Первоначально — это был круглый периптеральный храм с лестницей только перед входом, как в более поздних римских круглых храмах (см. храм в Тиволи, стр. 84). Благодаря отсутствию круговых ступеней, обычных в греческих храмах, даже центральный план приобретает, таким образом, в Италии осевую направленность. Позднее, но все еще в республиканское время, к круглому храму спереди был добавлен четырехколонный портик, чем еще сильнее была подчеркнута его главная ось. В этой, еще довольно примитивной композиции, сложившейся постепенно, можно проследить на одном конкретном памятнике зарождение и развитие схемы Пантеона с ее чисто римской идеей— сочетать центральный план целлы с осевым построением всего памятника.

План республиканских храмов на Ларго Арджентина в Риме

36. План республиканских храмов на Ларго Арджентина в Риме

Храмы Ларго Арджентина пользовались большим почитанием в Риме в течение многих веков; они были сохранены и включены в планировку театра Помпея с его портиками, которые примыкали к храмам. В императорское время они, повидимому, были закрыты общим портиком и охранялись как реликвия далекого прошлого. До нас не дошло ни одного письменного упоминания об этих храмах; они поэтому остаются безыменными и обозначаются буквами.
Храм в Габиях. Сходный по плану своей целлы с храмом С на Ларго Арджентина, храм в Габиях (III или начало II века до н. э., рис. 37) резко отличается от описанных выше комплексов общей планировкой своего священного участка, расположенного на возвышенной площадке. Переднюю часть этого участка занимал театр, ступени которого по греческой системе вырублены в скале. Храм, приподнятый на подий, размером в плане 23,9X17,8 м, высотой 1,79 м, возвышался на фоне невысокого дорического портика, который с трех сторон обрамлял заднюю часть священного участка. Небольшие колонны портика (d=40 см) имели гладкие стволы и капители с тремя ремешками под широким эхином. Колонны самого храма, с каннелюрами и с дорожками, были, надо думать, коринфскими или ионическими. Подий из четырех рядов блоков прикрыт на высоту средних двух рядов ортостатами. Верхний и нижний профили подия (рис. 38) очень сходны между собой по рисунку и высечены в блоках одной и той же высоты. Такое повторение профиля в перевернутом виде, отмеченное нами в алтаре на Ларго Арджентина, идет от Этрурии (см., например, подио-алтарь в Марцаботто, рис. 29). Блоки верхнего ряда кладки подия заходят хвостами под стены целлы, стены целлы сложены без тычковых рядов и имеют толщину одного ложка (60 см), поэтому блоки стен для устойчивости скреплены штырями как в горизонтальном, так и

53

План храма и священного участка в Габиях (реконструкция)

37. План храма и священного участка в Габиях (реконструкция)

в вертикальном направлении. В небольшой целле, размером 13,52X8,37 м, задняя часть была выделена какими-то столбиками с вделанной между ними каменной решеткой. Широкая расстановка колонн и найденные терракоты говорят о деревянном антаблементе.
Самый храм, с его упирающимися в продолженную заднюю стену боковыми портиками и с доступом только спереди (италийский план), с его терракотовым убором и большими интерколумниями, построен в древне-италийской, этрусской манере. Вместе с тем, портик участка, с его небольшими дорическими колоннами, представляет как бы перистиль эллинистической площади, разорванный из-за включения театра в ее композицию.
Сближение театра, портика и храма само по себе было свойственно и греческому ансамблю. Однако постановка храма на одной оси с театром, трактовка театра в качестве парадного подхода к высоко
поднятому на подий храму, наконец, строго симметричное решение всего ансамбля, всеми способами подчеркивающее главную ось храма, — все это черты специфические для Италии, позволяющие считать маленький храм в Габиях одним из первых, самостоятельных произведений новой римско-италийской архитектуры.
Саркофаг Сципиона. Более полное представление о стиле, который слагался в III веке, можно составить себе по саркофагу Сципиона Бородатого, консула 298 г., составляющему один из экспонатов Ватиканского Музея. Саркофаг (табл. 14, фигура 1) извлечен из семейной гробницы Сципионов (около Аппиевой дороги), которая недавно изучена и реконструирована. Первоначальная камера гробницы III века имеет прямоугольную форму с двумя очень тяжелыми пилонами; их размеры вытекают из непрочности породы, в которой, по этрусскому обычаю, высечено все сооружение. Этрусская по принципу и по схеме гробница Сципионов лишена, однако, всякой внутренней архитектурной обработки. Фасад из тесаного камня, прикрывший верхнюю часть скалы, вместе с перекрытым аркой входом, относится уже к расширению и переустройству гробницы во II веке до н. э., когда был добавлен ряд помещений сбоку от главной камеры. По главной оси камеры

Храм в Габиях, профили подия и план каннелюр

38. Храм в Габиях, профили подия и план каннелюр

54

стоял высеченный из серого камня саркофаг Сципиона Бородатого. Простой и строгий саркофаг украшен прекрасным триглифным фризом с розетками в метопах и увенчан ионическим карнизом с зубчиками. Широкое нижнее поле архитектурно не расчленено; на нем высечена стихотворная эпитафия. Крышка саркофага переходит в ионические волюты, которые как бы вырастают из листьев, трактованных суховато и сдержанно; это завершение подчинено монументальному по формам, хотя и незначительному по абсолютным размерам, триглифному фризу, который сохраняет ведущее место в композиции.
Чтобы понять более зрелый характер нового римского архитектурного стиля, достаточно сравнить саркофаг Сципиона с одновременными, или даже несколько более поздними, этрусскими саркофагами (стр.27). Мотив замещения триглифов сходными членениями, свойственный и архитектуре восточного эллинизма, доведен в этрусских саркофагах до карикатуры. Мастер саркофага Сципиона совершенно иначе разработал ту же тему; перед его взором должны были стоять не местные этрусско-эллинистические образцы, а строгие произведения Греции классического периода. Саркофаг трактован как алтарь, его композиция спокойна, стиль строг и сдержан. Этому стилю суждено было найти более полное выражение в сооружениях Республики II—I веков до н. э.

Город и жилые дома

Для того, чтобы представить себе картину римско-италийского города и жилого дома IV и III веков до н. э., приходится обращаться, как указано выше, к Помпеям к к Геркулануму.
Схема плана и стены Помпей. Раннее поселение Помпей VI—V веков до н. э., с его храмами, построенными по греческой традиции, занимало небольшую площадь и имело не вполне правильную планировку, центр которой совпадал с центром дошедших до нас Помпей, а направление главных осей несколько отклонялось от главных осей более позднего города.
При создании нового города в V—IV веках, центр Помпей сохранил свой прежний характер (табл. 18, фиг. 5); новые же районы были разбиты по более правильной системе, однако ориентировка
главных направлений значительно отклоняется от стран света. Вместе с тем, Помпеи не имеют геометрической правильности других городов (Марцаботто, Неаполь, Геркуланум). Хотя сетка улиц и близка к прямоугольной, участки имеют по большей части трапецоидальную или ромбическую форму. Торгово-политический центр, форум, лежит в стороне от пересечения главных магистралей: Стабианской улицы и улицы Нолы. Город очень рано приобрел те очертания, которые сразу были закреплены постройкой городской стены (табл. 18, фиг. 3) и уже в основных чертах не изменялись. Городская стена первоначально состояла из земляной сердцевины, облицованной с двух сторон блоками туфа (табл. 18, фиг. 4, а-а). При последующих усилениях стены (б-б и в-в) она сохранила общее начертание на генеральном плане и состояла, как и примерно одновременная Сервиева стена республиканского Рима, из основной наружной туфовой стены и из земляной насыпи (аггера), подпертой изнутри еще одной невысокой стенкой. Однако самая кладка намного уступает нормальной кладке римской стены. От этого периода сохранились Стабианские ворота с их чисто утилитарным, военно-оборонительным характером (табл. 18, фиг. 4, Б). Другие ворота, например, Геркуланские (табл. 18, фиг. 1; 4, В), уже носят парадный характер и представляют собой позднейшее добавление I века до н. э., когда Помпеи стали римской колонией. Башни (табл. 18, фиг. 4, А, г) были пристроены в промежуточное время (120—80 до н. э.), когда после долгого мирного периода Помпеи вошли в объединение италийских городов (союзников), с оружием в руках требовавших от Рима расширения своих прав.
Итак, уже очень рано, в V—IV веках, Помпеи сразу значительно расширились, что, повидимому, не соответствовало увеличению населения. Новый город имел поэтому небольшую плотность застройки. Значительная часть площади участков еще была занята садами и огородами, что соответствовало и экономическому его состоянию, — это был город земледельцев и землевладельцев разного достатка, возделывавших участки в его окрестности, хотя уже очень рано на главных улицах и вокруг площади форума, повидимому, теснились лавки и жилища бедноты. Большинство же город-

55

ских кварталов было застроено одним или несколькими домами патриархального этрусско-италийского атриумного типа.
«Атрий», который большинством исследователей отождествляется с «каведиумом» латинских авторов, имел несколько разновидностей, обусловленных различием характера и конструкцией его перекрытия. Витрувий различает пять видов атриев-каведиев: тосканский, коринфский, четырехколонный, дождеотводящий и крытый. Несмотря на то, что соответствующая глава трактата Витрувия (кн. 6, гл. 3) изобилует темными местами, смысл его классификации становится довольно ясным на основе современных археологических данных, особенно в свете того материала, который дают этрусские гробницы и раскопанные помпейские дома.
В атрии тосканского типа четыре ската крыши направлены, согласно Витрувию, внутрь помещения, к прямоугольному среднему отверстию — «комплювию», через которое дождевая вода стекает в расположенный под ним бассейн — «имплювий» Крыша в тосканском атрии держится в середине на скрещении двух пар горизонтальных балок, не поддерживаемых промежуточными столбами. Четырехколонный атрий отличается от тосканского только наличием промежуточных опор-колонн, поддерживающих главные балки по углам комплювия. В коринфском атрии число колонных опор больше, и они бывают расставлены не только под углами комплювия, но и под его сторонами. Отверстие комплювия в коринфском атрии обычно значительно больше, чем в четырехколонном и тосканском, и самый атрий представляет собой как бы промежуточную форму между атрием и перистилем. В дождеотводящем атрии так же, как в тосканском, над серединой помещения оставляется в крыше прямоугольное отверстие комплювия и отсутствуют промежуточные опоры, но скаты крыши имеют наклон не внутрь, а наружу, к периферии здания. Отверстие комплювия в дождеотводящем атрии, таким образом, поднято значительно выше, чем в тосканском (при одинаковой высоте стен). В крытом атрии среднее отверстие вообще отсутствовало и он применялся в тех случаях, когда это диктовалось устройством вышележащих этажей. Как показывают раскопки Помпей, атрии различного типа могли встречаться одновременно, иногда даже в одном и том же доме.

План дома Саллюстия в Помпеях (III век — начало II века до н. э.). Задняя часть дома перестроена, портик за домом частично заложен

39. План дома Саллюстия в Помпеях (III век — начало II века до н. э.). Задняя часть дома перестроена, портик за домом частично заложен

Витрувий нигде не говорит о перекрытии атриев двускатной крышей, которая изображена, например, в гробнице Греческих ваз или в гробнице Волумниев (см. стр. 24—26). Можно думать, что эта система перекрытия атриев к I веку до н. э. была вытеснена четырехскатной крышей с комплювием посередине.
Дом Хирурга. Один из атриумных помпейских домов IV в. дошел до нас почти без переделок: это так называемый дом Хирурга у Геркуланских ворот (табл. 22, фиг. 5, 6). Как и все дома этого раннего времени, он построен из известняка на глине. Он имеет четкую и вполне разработанную схему этрусско-италийского дома, план которого известен нам по гробнице Волумниев, а постепенное развитие прослеживается на гробницах, начиная с VI века.
Центром дома является атрий, первоначально, повидимому, совсем не имевший перекрытия, с полом из битой земли, еще очень близкий к простому дворику; из двух открытых в атрий помещений, так называемых «крыльев», одно — глухое, другое служило боковым входом. В глубине атрия — три симметрично расположенных помеще-

1 Имплювий в этом месте Витрувием не упоминается.
56

ния, которые получили асимметричную конфигурацию только при более поздней перестройке. Среднее из них — таблинум — открыто в атрий, чем подчеркнуто его особое значение в жизни дома. Атрий со всех сторон окружен помещениями, первоначально не имевшими входа с улицы. За домом находился портик, выходивший в огород. Дом носит замкнутый, строгий, даже суровый характер. Внутренние стены из грубой бутовой кладки в каркасе из блоков известняка были гладко оштукатурены и окрашены. На совершенно простом фасаде из блоков известняка выделялся только монументальный, высокий входной проем (табл. 22, фиг. 6). Дом Хирурга по плану и пропорциям — типичный этрусско-италийский дом, каким мы должны представлять себе и дом римского патриция в период, когда роскошь еще не проникла в Рим.
Дом Саллюстия. Другой, более поздний помпейский дом, так называемый дом Саллюстия (III век или самое начало II века), можно рассматривать как пример развития римско-италийского дома в III веке (рис. 39). Общая схема на первый взгляд та же, однако вся конструкция и отделка изменены. Стены тщательно сложены на известковом растворе вместо глины, помещения богато отделаны в так называемом первом стиле (табл. II, фиг. 1). Вместе с тем атрий здесь перекрыт, в потолке осталось только небольшое отверстие — комплювий (тосканский атрий по Витрувию). Окружающие атрий помещения оказались бы затемненными, если бы не устройство окон над портиком позади дома и не раскрытие лежащих по фасаду помещений в сторону улицы. В передних, открытых в сторону улицы помещениях были мастерские или лавки, в которых, повидимому, работали рабы и вольноотпущенники. Следует внимательно присмотреться к задней части дома. Если откинуть более поздние части, то окажется, что первоначально вся задняя часть дома была окружена! с трех сторон портиком. Здесь мы видим дальнейшее, по сравнению с домом Хирурга, развитие тех древне-италийских портиков, которые показаны на урнах, изображающих дома того времени (рис. 20). Благодаря выходящим в сад портикам и открытым в сторону улицы лавкам, весь дом типа дома Саллюстия стал менее замкнутым, объединяя в себе элементы патрицианского особняка с элементами массового строительства для малоимущих — в виде домов с лавками. Патрицианские дома такого смешанного типа должны были, несомненно, иметь большое распространение и в быстро растущем Риме III века.
Общая характеристика архитектуры времени ранней Республики. Направленные прежде всего к захвату новых земель и рабов бесконечные войны, которые вела римская рабовладельческая Республика сперва в Италии и затем за ее пределами, не могли не отразиться и на архитектуре этого периода. Среди немногих оставшихся от этого времени памятников видное место занимают военно-инженерные сооружения,-общегородская римская стена и военная дорога нового, рассчитанного на долговечность типа. Рост города Рима, помимо возведения стены, вызвал и постройку первых крупных капитальных сооружений городского благоустройства: водопровода и канализации.
Среди общественных сооружений этого времени сооружения неутилитарные, в частности культовые, стоят на втором плане. Римская республика была еще недостаточно богата, чтобы тратить слишком крупные средства на роскошь и на парадную архитектуру. То же самое следует, повидимому, сказать и о массе римских рабовладельцев, дома которых, насколько можно судить, например, по дому Хирурга, имеют еще довольно скромный характер.
Недостаточность дошедших до нас архитектурных памятников ранней Республики не дает данных для построения более широкой и детальной картины развития архитектуры этого периода по отдельным векам и различным районам. Даже об архитектуре самого Рима этого времени нам приходится во многом ограничиваться предположениями, основанными на вероятной ее аналогии с сохранившейся архитектурой Помпей.
В качестве ясно прослеживаемых композиционных черт архитектурных памятников этого периода следует отметить развитие стройной осевой композиции и использование террасного построения архитектурного комплекса. Эти композиционные черты приобретут в дальнейшем важное значение в общем развитии римской архитектуры.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д.
Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.



Rambler's Top100