Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
288

КВИНТ ЭННИЙ

Современником Плавта был один из крупнейших поэтов Древнего Рима Квинт Энний (239—169 гг. до н. э.).
Он был италийцем и происходил из Калабрии. Родился Энний в городе Рудиях, в 70 км от Тарента. Область Мессапов была областью со смешанной греко-италийской культурой, здесь говорили на греческом и оском языках, и поэт писал впоследствии, что в его груди бьются три сердца (оскское, греческое и латинское). Уже в юности Энний мог познакомиться с эллинистической литературой и с распространенными на юге Италии философскими учениями, в частности с философией Пифагора. В Рим поэта привез Катон, встретившийся с ним в Сардинии, где Энний служил в союзных войсках. Попав в Рим, поэт сблизился с группировкой нобилитета, возглавлявшейся Сципионом Африканским, и стал певцом деяний самого Сципиона и его приверженцев. В поэме «Анналы» он изобразил себя как мудрого и приятного советника и собеседника могущественных римских полководцев, отдыхающих от важных государственных дел в беседе с просвещенным и преданным поэтом.
Обычай возить с собой в походы историков и писателей был введен еще Александром Македонским и продолжен эллинистическими монархами. Римские государственные деятели начинают подражать греческим вождям. В 189 г. до н. э. Ф. Нобилиор берет с собой во время похода в Этолию Энния, и на триумфальных играх Нобилиора поэт ставит претекстату «Амбракия», посвященную взятию этого города во время Этолийской кампании. Энний прославляет деяния этого римского полководца, сторонника Сципионовской группировки. Самому Сципиону он посвящает поэму «Сципион», возвеличивая его военные подвиги и заслуги перед римским государством. Сципион Старший предводительствовал войсками Рима во время войны с Ганнибалом и разбил карфагенскую армию при Заме в 202 г. до н. э. Это был один из крупнейших государственных деятелей эпохи республики, глава

289

мощной политической группировки нобилитета, стремившейся расширить влияние Рима на средиземноморские области и несколько перестроить под воздействием эллинистических теорий традиционную римскую политику.
Правда, идеи, которые Сципион брал у эллинистических правителей, использовались им часто для обоснования своей личной диктатуры. Сципион был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знакомым с греческой культурой, увлекавшимся эллинистической философией и литературой. Энний, бывший также пламенным поклонником греческой образованности, оказался чрезвычайно подходящим для Сципиона певцом.
Как Ливий Андроник и Невий, Энний писал трагедии и комедии по греческому образцу и составил эпическую поэму «Анналы». Однако этим не ограничивалась его творческая деятельность.
Ему принадлежит и поэма «Эпихарм», популяризирующая философскую систему южноиталийского грека Эпихарма, и перевод произведения эллинистического писателя Евгемера, доказывавшего, что боги — это обожествленные после смерти выдающиеся государственные деятели и полководцы, вознагражденные бессмертием за свои заслуги перед государством.
В своем самом значительном произведении, в эпической поэме «Анналы», Энний также использует не только традиции римской прозаической хроники и гомеровского эпоса, но и эллинистический исторический эпос, а подчас и эпиллии.
От «Анналов» до нас дошли лишь немногочисленные отрывки, а между тем до появления «Энеиды» Вергилия, т. е. в течение почти двух веков, эта поэма была в Риме своего рода «национальным» эпосом. Состояла она из 18 книг. Во вступлении Энний рассказывал о своем «сне». Он увидел себя унесенным на гору Муз, где ему явилась тень Гомера, возвестившая, что душа этого великого греческого певца ныне переселилась в Энния. Согласно пифагорейской теории переселения душ, римлянин оказывался как бы новым римским Гомером, призванным описать в своем эпосе героические войны нового молодого государства, как это сделал в свое время Гомер в «Илиаде» по отношению к Греции.
Первые книги были посвящены предыстории Рима и ранним этапам его развития. В них рассказывалось о бегстве Энея из горящей Трои, об основании им нового царства в Италии, о Ромуле и Реме и возникновении Рима. Далее повествование велось о древнейшем царском периоде и войнах с италийскими племенами. Центральное место занимали события Второй Пунической войны. В заключение описывались Македонские и Истрийские войны. По-видимому, писалась поэма в течение длительного времени и издавалась частями.
Главное внимание уделялось подвигам выдающихся римских полководцев и государственных деятелей: прославлялись Сципи-

290

он, Нобилиор и др., возвеличивался Фабий Максим, прозванный Кунктатором (Медлителем) во время войны с Ганнибалом.
«Один человек, — пишет Энний, — спас своей медлительностью наше государство, он не ставил ропот и недовольство толпы выше, чем дело спасения Рима, и вот теперь все ярче и ярче сияет слава этого мужа и будет сиять в течение столетий». Однако не раз говорится в поэме и о мужестве римских легионеров и граждан. Весь римский народ хочет прославить Энний своими стихами. Этот народ, с его точки зрения, обладает высокими нравственными достоинствами:

Нравами древними держится Рим и доблестью граждан.

Эти старые римские добродетели, эти «нравы предков» уже обогащены и усложнены в его поэме элементами эллинистической культуры. Поэт ратует за просвещенность, образованность и гуманность, пишет, что «силой слепой решают дела кабаны лесные», своих литературных предшественников Ливия Андроника и Невия он критикует за невежество в области философии и ораторского искусства. Он смеется и над грубым сатурновым стихом, которым они пользовались. Сам он впервые вводит в римскую поэзию латинский гексаметр, порывая с древней италийской традицией сатурнова стиха. Более поздние эпические поэты Рима последуют в этом отношении за Эннием, которого все они неизменно называли «отцом Эннием». Но не только метрический размер связывал «Анналы» с гомеровскими поэмами. У Гомера римский поэт берет подчас и отдельные образы, художественные сравнения и словесные выражения. В «Анналах» много часто очень искусственных гомеризмов и торжественно-архаических форм, которые сочетаются с сухим, напоминающим подчас прозаическую хронику стилем и с типично римскими ассонансами, аллитерациями и изысканной звукописью. Так, например, Энний стремится воспроизвести пение военной трубы:

Звуком тревожным труба «таратантара» грозно сказала.

У Энния встречаются и вдохновенные, очень красочные описания. Обращает на себя внимание такая, например, картина раннего утра:

Свод небес молчит широкий, неподвижно он стоит,
Дал покой суровым водам грозный бог морей Нептун,
Бег коней крылатых солнце задержало в высоте,
Не журчат речные струи, не шумит листва дерев.
(«Сципион». Пер. Н. В. Byлих)

Сам Энний в одной из своих эпиграмм, которая должна была служить подписью под его скульптурным портретом, метко определил главное направление своего творчества:

Граждане, взор обратите на облик Энния старца,
Подвиги ваших отцов в песнях своих он воспел.

291

Слез пусть над прахом никто не роняет. Сдержите рыданья!
Буду по вашим устам вечно живой я летать.
(Пер. Н. В. Вулих)

Фрагменты трагедий свидетельствуют о том, что Энний особенно ценил Еврипида и эллинистических драматургов. Среди его драм, о которых с восхищением отзывался Цицерон, были: «Андромаха», «Андромеда», «Гекуба», «Медея» и др. Энний развил по-видимому, сольную арию в трагедии. Многие из этих арий были впоследствии знамениты. Таковы плач Кассандры, дочери Приама, стенания Андромахи и Гекубы, кантики Медеи.
Энний создал свое направление в римской литературе. Его последователями были трагики Пакувий и Акций и знаменитый комедиограф Теренций.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100