Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
64

Глава восьмая

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСТОРИОГРАФИИ ЭПОХИ АВГУСТА

В сентябре 31г. до н. э. Октавиан нанес сокрушительное поражение при Акции своему политическому сопернику Марку Антонию и стал единовластным правителем не только в Риме и Италии, но и далеко за ее пределами. В 27 г. он принимает почетное прозвище «Август» («священный, величественный»).

Октавиан Август (63 г. до н. э.— 14 г. н. э.) положил конец гражданским войнам, длившимся целое столетие, за что был прославлен как человек, возвративший Италии мир (pax Augusta). Август представляет собой новый тип властителя, гениально соединившего авторитарную власть, способную поддерживать порядок и единство в империи, с законностью, основанной на уважении и соблюдении республиканских форм правления и одобрении сената.

О своей военной и политической деятельности Август рассказал в 35 главах «Res gestae divi Augusti» («Деяний божественного Августа»). Этот текст, который иногда называют «Index rerum gestarum» («Перечень деяний»), был составлен императором незадолго до смерти для того, чтобы он был вырезан на бронзовых досках и помещен перед его мавзолеем. Желание Августа было выполнено.

Со временем бронзовые доски, установленные перед мавзолеем, были утрачены. Однако по империи были распространены многочисленные копии текста и его греческие переводы. Наиболее полная копия, так называемая Monumentum Ancyranum, была обнаружена в г. Анкаре. Она содержит латинский текст и его греческий перевод. Другие копии обнаружены в Антиохии (латинский текст) и Аполлонии (греческая версия).

«Деяния...» Августа — это не столько литературное обращение, сколько политический манифест, который может быть поставлен в связь с автобиографическим жанром. Но это, конечно, не автобиография в чистом виде, как та, которую Август написал в 20 книгах и повествование в которой довел до событий кантабрийской войны в Испании (26—19 гг. до н. э.). Так как это обширное сочинение не сохранилось, единственным свидетельством историографических интересов Августа являются его «Деяния...» — сжатый и весьма выборочный отчет о своей военной и политической деятельности.

Обзор важнейших событий сделан не в порядке их хроно

65

логической последовательности, а по рубрикам, группирующим факты разных лет по тематическому признаку: победы, одержанные в гражданских и внешних войнах, почести, оказанные Августу сенатом и римским народом, внутригосударственные мероприятия, денежные и хлебные раздачи, общественные сооружения, строительство которых он финансировал, гладиаторские игры и народные зрелища, расширение границ империи, возвращение власти сенату и народу, который провозгласил принцепса «отцом отечества».

Написанные на семьдесят шестом году жизни Августа «Деяния. ..» напоминают надгробный элогий вроде тех, что произносили над могилой умершего. Интерпретация событий исключительно пристрастная, в изложении фактов имеются фальсификации и пропуски. Обращаясь к потомкам, Август хочет навязать свое понимание установленного им политического режима и собственных заслуг перед государством. В этом отношении представляется вполне естественным сопоставление «Деяний...» с «Записками...» Юлия Цезаря.

Поскольку текст «Деяний...» предназначался для воспроизведения на бронзовых досках с целью всеобщего обозрения, его стиль строго эпиграфичен. Сухой и схематичный, он так же, как стиль Цезаря, предельно ясен и прост и сохраняет все признаки языка военного отчета.

Цезарь дал толчок историографии, излюбленное содержание которой составляют современные автору события. Так, служивший в его войске офицер Азиний Поллион исходным пунктом своей «Истории» взял 60 г. до н. э. потому, вероятно, что для него эта дата означала начало гибели республики, проницательно увиденное им не во вражде между Цезарем и Помпеем, а в их дружбе, приведшей к созданию первого триумвирата.

Поборник и почитатель образованности и литературных занятий, Азиний Поллион занимал видное место в культуре своей эпохи. Он жил с 75 г. до н. э. до 5 г. н. э. Вместе с Цезарем сражался при Фарсале и Мунде. После гибели диктатора примкнул к Антонию. В 40 г. был консулом. С приходом к власти Октавиана оставил политическую деятельность, чтобы целиком посвятить себя литературе. Поллион основал в Риме первую публичную библиотеку, где были собраны латинские и греческие книги. Заслугой Поллиона является то, что он положил начало рецитациям (recitationes)—публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных любителей литературы со своими произведениями еще до их публикации. Азиний Поллион стремился содействовать развитию красноречия и историографии, двух отраслей литературы, которые были любимы и популярны гораздо больше в эпоху республики, нежели в эпоху культурной политики Августа.

Азиний Поллион был известен своим современникам как

66

трагический поэт и литературный критик, но в большей степени он прославился как историк и оратор. Его историческое сочинение «Historiae» не дошло до нас. Оно состояло из 17 книг, повествование в которых доводилось до сражения при Филиппах (42 г. до н. э.). Об этом труде Поллиона в лестных выражениях отзывается поэт Гораций, подчеркивающий злободневный характер «Истории». К Поллиону обращались за сведениями греческие историки и биографы, например Аппиан и Плутарх.

Поллион имел тенденцию освещать те стороны событий, которые были оставлены в тени Цезарем, ни разу, кстати, не упомянувшем о нем в своих «Записках...». Например, знаменитое описание перехода Цезаря через Рубикон, драматизированное легендарной фразой «Жребий брошен!», восходит к «Истории» Поллиона.

В сочинении Поллиона, вероятно, витал дух некоего республиканизма, выразившийся, в частности, в восхвалении Катона Утического. Известно о его антагонизме к Цицерону и резко критических суждениях о нем. Что касается стиля «Истории», то, по всей видимости, образцом Поллиону служил Фукидид. Автор I в. н. э. Квинтилиан считает Поллиона довольно-таки архаичным, словно он жил на целое столетие раньше Цицерона.

Интерес к недавним событиям, характерный для историографии Цезаря, Саллюстия, Поллиона, вовсе не означает, что римские писатели пренебрегали изучением более отдаленного прошлого. Самой значительной в этом направлении была деятельность величайшего корифея в области научных изысканий Марка Теренция Варрона Реатинского (116—27 гг. до н. э.). Человек консервативных взглядов, он унаследовал от таких авторов, как Катон Цензор, разностороннюю культуру и любовь к истории италийских и римских древностей. Обращаясь к прошлому, Варрон как истый римлянин всегда ориентировался на настоящее. Именно желанием писателя связать прошлое с настоящим вызваны к жизни такие его сочинения, как «Antiquitates rerum humanarum et divinarum» («Древности человеческие и божественные») в 41-й книге, «De vita populi Romani» («О жизни римского народа»), «De gente populi Romani» («О римском народе») и др.

Эти сочинения не являются историографией в прямом смысле слова, а, скорее, произведениями антикварного и энциклопедического характера. Так, «Древности» представляют собой смелую и всеохватывающую попытку этического осмысления разных сторон римской жизни: истории, традиций, обычаев, верований, духовной культуры, религии. Это — плод огромного труда и замечательной учености, но прежде всего результат необычайной любви Варрона к Риму и его прошлому.

От историков типа Цезаря и Саллюстия Варрона отличают его установка на прошлое и консерватизм политических взглядов. Однако интерес к его творчеству не только не ослабевал,

67

а, наоборот, со временем возрастал, потому что возрождение прошлого очень скоро становится отличительным признаком культурной и идеологической программы Августа, который стремился укрепить нравственные устои государства путем возврата к старым добрым нравам: умеренности, трудолюбию, благочестию, уважению к долгу, целомудрию.

Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. «Восстановленная республика» (res publica restituta) смогла привести к согласию сенатскую аристократию и всадническое сословие, наиболее пострадавших от гражданских войн. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого, носителем и хранителем которых выступал римский нобилитет, и достижения последних бурных десятилетий, выразителем которых стали всадники.

В Риме и во всех уголках Италии на все лады пропагандировалась вечность установленного Августом строя. Цель, таким образом, видели уже не в движении вперед, а в сохранении достигнутого и укреплении завоеванной власти, что, впрочем, является судьбой всех революций. Этот социальный и политический феномен во многом определил характер историографической деятельности величайшего писателя августовской эпохи Тита Ливия, в творчестве которого не только нашла свое яркое воплощение новая политическая реальность, но и реализовались многие историографические идеалы Цицерона.

Подготовлено по изданию:

Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993. — 144 с.
ISBN 5-288-01199-0
© Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993
© В. С. Дуров, 1993



Rambler's Top100