Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

94

2. Хтонические ипостаси матери Дионисовой: Семела, Ио, Деметра, Персефона

Обращаясь к изучению отношений между Дионисом и женским божеством, искони составлявшим его оргиастический коррелят, остановим прежде всего наше внимание на древнейших представительницах этого второго начала в аспекте определенно выраженного материнства: Семеле, Ио, Деметре и Персефоне.
Семела предстоит нам как героическая ипостась прадионисийской богини — без сомнения, Земли 2: ее героизация была необходима, чтобы представить реальным Дионисово рождество и прочно закрепить за всенародным, всевышним Зевсом отчество. Она — прадионисийская менада; а так как менада в позднейшую эпоху была немыслима без Диониса, Нонн в своей поэме (VII, 319 sqq) придает все атрибуты еще не родившегося сына тайному Семелину


2 Велькер (Götterlehre I, S. 435 f.), видел в имени Семелы славянский корень слова «земля»; Кречмер (aus der Anomla, S. 20 ff.) производит его от фригийского корня zemel, долженствующего иметь то же значение. Представление о зачавшей от Неба Матери-Земле (срв. Paus. II. 31, 5 — «Семела не умирала») сохранилось бы и в том случае, если бы мы поверили Группе (Rel-Gesch. S. 1415), что имя означает нижний брусок дерева в первобытном снаряде для добывания огня трением. Но глосса Гесихия: semele trapeza (срв. Orph h. XLIV, 8. ana trieteridas höras, henika su Bakchu gonimen ödma telösin euhieron te trapezan ide mysteria th'hagna) — заставляет нас подозревать, не назывался ли semele вакхический алтарь, служивший средоточием женских оргий. Тогда Семела мифа (этиологического, как большая часть дионисийских мифов) была бы олицетворением «семелы», или «фимелы», этого очага эпифаний Диониса в огне, и ее гибель — изображением того таинственного обряда опрокидывания вакхических столов, о котором мы уже не раз упоминали.
 
95

любовнику, изображая (на что он имеет, впрочем, не только поэтическое право) Дионисова отца воистину пра-Дионисом:

То вдруг мычанием брачный чертог огласит он и ревом,
Мужеский облик затмив круторогого зубра явленьем,
Сына грядущего образ живой, быка-Диониса;
То предстоит супруге трепещущей вздыбившим гриву
Львом, иль пардом пятнатым, рождая пылкого сына,
Бешеных пардов и львов укротителя и браздодержца;
То из змеиных колец увенчается митрой живою,
То виноградное гроздье вплетет в сине-черные кудри,
То развевается в них темнолистная мощь плющевая:
Весь он был Вакха подобье. То змием ползет, извиваясь,
К розовой шее невесты, медвяные лижет ей губы...

Низведенная в смертные женщины богиня кончает обожествлением. Фиады в Дельфах праздновали ее успение (имя празднества было «Героида») и в ее лице свою славу: героиня, под именем Фионы (по-видимому, видоизменение имени «фиада», по аналогии с Dione), делалась опять богиней.
Ио, первоначально, по всем признакам, лунная богиня в ее страстном аспекте, как Ифигения или Ариадна, потом героиня страстей, лернейская 1 исступленная, подобная аргивским менадам, рогоносица 2 и пророчица3, преследуемая «оводом» (oistros), означающим в дионисийском круге неистовство и безумие, то распространяющая окрест, через влюбленного в нее Зевса и его представителя Гермия, влажное растительное изобилие, то окруженная засухой и пустыней в своем страстном странствии, призываемая кличами «iö, iö!» 4, рано сближенная и отожествленная с Исидой, бабка прадионисийских Данаид — являет множество черт, связующих ее с Дионисом. Как критская и вообще островная Ариадна к Дионису, так относится аргиво-эвбейская Ио к Зевсу-быку: она — менада пра-Диониса. Поэтому ориентирующиеся на Египет орфики были по-своему правы, провозгласив ее матерью второго, египетского Диониса 5. В самом деле, «телец» Эпаф, рожденный Ио от Зевса в Египте, мыслится уже в пароде «Умоляющих», у Эсхила, дионисоподобным. Его дионисийскую природу обнаруживает и его «исчезновение» (aphanismos), и поиски за ним Ио. Ибо по Аполлодору


1 Aesch. Prom. 671. Лерна, знаменитая своими обрядами вызывания (anaklesis) подземного Диониса, один из главных центров прадионисийского оргиазма. Срв. гл. VI, § 4, прим. 5, стр. 116.
2 Aesch. Prom. 588: bukerös. Eurip. Phoen. 247: kerasphoros. To же на многочисленных изображениях.
3 FHG IV, 148: prothespizusa ta esomena.
4 Suid s. v. Срв. Herod. Techn. I, 347: Iö—he selene kata tön tön Argeiön dialekton.
5 Diod. III, 74: Ton deuteron Dionyson phasin ex lüs tes Inachu Dil genomenon basilensai men tes Aigyptu, katadeixai de tas teletas.

 
96
(II, 1,3), «Гера поручила куретам сделать его невидимым (aphane poiesai, т. е. похитить в горную пещеру с лица земли, — pathos, равнозначный смерти), и они восхитили (ephanisan) его, но Зевс, узнав о том, убивает куретов, Ио же обращается искать сына». Возврат из пещеры — возрождение (palingenesia). По другой, орфически окрашенной версии (у Гигина), Титаны (т. е. дионисоубийцы) умерщвляют Эпафа, отожествляемого с Аписом — быком-Дионисом. Принадлежность Эпафа подземному царству свидетельствуется и мифом об одноименном герое, сыне Эреба и Ночи по Гомеру 1.
С Деметрой сочетается Дионис уже в древнейших аттических преданиях, но также у Пиндара (Isthm. VI, 4), — вероятно, под ранним влиянием элевсинской религии, содержавшей изначала в своем составе оргиастические элементы (Iambe). В дальнейшем развитии этой религии Дионис играет все более важную роль. В Элевсине создается мистическое представление о сопрестольничестве Диониса, Деметры и Коры, причем женское божество мыслится в двух ипостасях — Матери-Земли и Девы-царицы подземной, Дионис же сквозит и в ипостаси подземного владыки, и в младенческой ипостаси Иакха (по-видимому, таинственного сына девы, Персефоны). И не в одном Элевсине соединяется Дионис с Персефоной, то как подземный сопрестольник 2, то как предвечный сын матери-змеи от Зевса-змия, согласно учению орфической общины. Элевсинские корни имеет ряд полумистических, полуоткрытых культов в разных местах Эллады, особенно на Истме. Так, Дионис с Деметрой и Корой чтились в священной роще близ Сикиона3; все трое они «плодоносители» (karpophoroi). Это истмийское сочетание засвидетельствовано и надписями 4. «Мистерии» Деметры, Коры и Диониса правились в Афинах 5. С Деметрою соединен Дионис в Тельпусе 6. «Дионис мистический» (Dionysos mystes) чтим близ Тегеи, неподалеку от святилища Деметры 7. В Арголиде, в прославленной древнейшим дионисийским культом Лерне, воцаряется сопрестольницей Диониса Деметра под именем Просимны (женская замена хтонического Просимна, спутника Дионисова по дороге в Аид), и трем элевсинским божествам (Вакху и ges pyrophorois theais) совершаются там мистические действа (drömena) с возжжением светочей, отмечаемые Павсанием и засвидетельствованные надписями еще в IV в. по P. X.8.

1 Roscher's Myth. Lex. I, 1278.
2 Evans, Tarentine Terracottas, Journal of hellenic Studies, 1886: «shrine of chthonic Dionysos and Persephone*.
Odelberg, sacra Corinthia, p. 79.
4 C.I.G. 1104. Odelberg, p. 78.
5 Schol. Lucian. dial. m. VII, 4.
6 Immerwahr, ark. Culte, S. 180.
7 Paus. VIII, 54, 5. Immerwahr, S. 140. Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1033.
8 Paus. II, 37, 6. Kaibel, cp. gr. 821.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100