Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
47

Государственное управление при Диоклетиане

  1. Центральный государственный аппарат .....47
  2. Законодательство и право ... 52
  3. Административное управление ............ 56

1. Центральный государственный аппарат

Правление Диоклетиана ознаменовалось крупнейшими реформами, коренным образом изменившими всю систему органов государственного управления Римской империи. Им было создано новое административное деление римской державы, в результате чего возник огромный бюрократический аппарат, предназначенный действовать с четкостью хорошо отлаженного механизма для выполнения воли и указаний монарха. Практически же была создана совершенно новая система управления колоссальной империей. Ее основной задачей являлось предотвращение кризисных потрясений, столь характерных для политического развития империи в III столетии. Вновь созданный государственный аппарат должен был обеспечить императору четкий контроль над столицей и всеми территориями империи, предупреждать возможные сепаратистские выступления, упорядочить, унифицировать управление империей, дабы по возможности предотвратить народные волнения. Реформы Диоклетиана окончательно ликвидировали многообразие форм государственного управления эпохи Принципата и создали строгую систему органов власти.
«Бюрократический аппарат получил строгую организацию. Разница между сенаторскими и всадническими должностями исчезла. Все чиновничество было распределено строго по рангам и владело титулами и званиями»1. Во главе всего государственного аппарата, на вершине своеобразной бюрократической пирамиды и даже над ней стояла фигура самого императора, неограниченного повелителя Рима, чьей волей направляются все действия государственного механизма. Император является воплощением высшей власти, которая безапелляционно контролирует всю общественную жизнь империи, будучи недоступна какому-либо контролю. Это «альфа и

1 Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948. С. 696.
48

омега» новой политической организации Римской империи. Еще в середине XIX века это совершенно справедливо отмечал выдающийся русский прогрессивный историк: «По системе Диоклетиана верховная власть должна быть вполне независима и неограничена»1. Могущество верховной власти подчеркивается обожествлением ее воплощения — императора. Божеские почести воздавались в данном случае не столько человеку, облаченному в императорский пурпур, сколько могуществу Рима, воплощенному в личности носителя верховной власти. Император осуществляет управление империей при помощи колоссального штата чиновников различных рангов. Исключительно важным государственным органом в эпоху Домината становится императорский совет — Consistorium principis — который непосредственно был подчинен монарху, и его заседания зачастую происходили в присутствии и при непосредственном его руководстве.
Consistorium principis по предложению императора обсуждал все вопросы законодательства, управления важнейшими граясданскими и военными делами. В нем же разбирались и судебные дела, восходившие в инстанционном порядке на рассмотрение к императору2. Совет не имел никакой законодательной инициативы, являясь чисто совещательным органом при императоре. Членам Совета даже запрещалось сидеть в присутствии императора, что резко отличало его от более ранних учреждений подобного типа, именовавшихся consilium. Термин adsidere заменяется на adstare, поскольку члены Совета — assessores — отныне не сидят в присутствии императора, но стоят. Совещаться стоя, разумеется, малоудобно, но для почтительного внимания к обращению императора и восторженного согласия с ним такое положение можно счесть весьма подходящим.
Со времени правления Диоклетиана установилось три типа должностей в государственном аппарате. Была создана новая «лестница» иерархических чинов и званий, каждой ступени которой соответствовал титул, жалованье чиновников соответственно определялось титулом и рангом. Всего можно отметить три типа должностей: «Dignitates palatinae» — придворные должности, «dignitates civiles» — гражданские должности и «dignitates militares» — военные должности. Чрезвычайно важным в этом делении должностных лиц империи являлось полное отделение гражданской власти от военной. Этим Диоклетиан старался не допустить так часто проявлявшихся в политической жизни империи в III в. н.э. рецидивов сепаратизма, не допуская сосредоточения слишком большой власти в руках одного

1 Драгоманов М. Государственные реформы... С. 7.
2 Покровский И. А. Римское государственное право. С. 165.
49

лица. С другой стороны, разделение властей позволило улучшить систему правления как гражданскими, так и военными делами.
В соответствии с должностями была создана и новая титулатура. Сам император и все члены императорской фамилии носили титул «nobilissimi», который и был самым высшим1. Исходя из этого, присяга на верноподданство давалась чиновниками не только императору, но и императрице2.
Окончательно «табель о рангах» Римской империи эпохи Домината установилась при Константине, но восходит она, безусловно, к правлению Диоклетиана. Все государственные чиновники делились на «clarissimi», «perfectissimi» и «egregii», смотря по важности их должностей3. Всего было установлено 6 степеней высших государственных чиновных особ:
1. Nobilissimi — знатнейшие — императорская чета и члены императорской фамилии.
2. Clarissimi - светлейшие.
3. Perfectissimi - совершеннейшие.
4. Egregii - превосходнейшие.
5. Illustres - сиятельные.
6. Spectabiles - высокородные;
В состав должностей «dignitates palatinae» входили следующие высшие чиновники в ранге vir illustris:
Praepositus sacri cubiculi — управляющий императорским двором, буквально — препозит священной спальни.
Magister officiorum — начальник личной канцелярии императора и заведующий личным составом двора.
Quaestor sacri palati — один из высших чиновников, председатель императорского Совета, возглавлявший Consistorium principis, своего рода государственный канцлер империи.
Comes largitionum — управляющий казной и финансами. Верховным распорядителем финансов со времени Диоклетиана являлся сам император4.
Comes domesticorum — церемонимейстер императорского двора.
Comes rei privatae — управляющий средствами, которые отпускались на содержание императорского двора.
К этому следует добавить огромное количество чисто придворных должностей, прямо не связанных с государственным управлением.

1 Зосим. II, 29.
2 Novellae Justiniani. 8.
3 Виллемс П. Римское государственное право. С. 655-656.
4 Нетушил Н. В. Очерк римских государственных древностей. С. 89.
50

В ранге vir illustris состояли также и два комита личной гвардии императора, конной и пешей (comites domesticorum).
В ранге vir spectabillis, шедшем за рангом vir illistris, состояли иримицерий нотариев (primicerius notariorum), отвечавший за делопроизводство, castrensis sacri palatii, заведовавший дворцовыми работами и различными хозяйственными службами, а также четыре начальника канцелярий (magister scriniorum).
Особо следует сказать об императорских агентах (agentes in rebus), которые выполняли контрольные и полицейские функции и следили за поведением чиновников на местах1.
Другой группой высших государственных чиновников являлись dignitates civiles. В их состав входили:
Praefectus Urbi — сосредоточивал в своих руках всю административную и судебную власть.
При Диоклетиане было еще два префекта, именовавшихся префектами претория, чья роль резко возросла во время его правления. Отныне префекты претория, которых было по-прежнему двое, становятся «великими визирями»2. В целом компетенция их была весьма обширна, «в их ведении и власти находились не только чиновники дворца, но и те, которым была поручена охрана столицы, и те, кто были помещены на всех границах»3. Префекты претория были подчинены прямо императору и обладали властью и над теми, кто занимал военные должности. Это подтверждает римский историк: «Эти же префекты претория, которых считали непосредственно следующими за императором, имели и право взыскивать налоги и возлагать наказания против нарушающих воинскую дисциплину»4.
Префекты претория повсюду через своих чиновников взимали поземельные налоги и за их счет осуществляли расходы на военные нужды, и они же имели право судить солдат и карать их за провинность по своему суждению.
Сосредоточение военной и гражданской власти в руках префектов претория по сути своей отнюдь не противоречит отделению гражданской власти от военной, одному из основных принципов политики Диоклетиана, так как префекты были непосредственно под его контролем, и поэтому он мог не опасаться попыток переворота с их стороны. На местах же разделение властей было обязательным.
У каждого префекта имелся vicarius — общий помощник. Также существовали помощники, носившие наименование praefectus

1 Римские историки IV века. С. 303.
2 Grant М. Op. cit.P. 77.
3 Зосим. II, 32.
4 Там же. II, 43.
51

vigilum и praefectus annonae. На местах дела вели curatores — мелкие чиновники, составлявшие поистине невиданный по размерам штат чиновников. Им был подчинен многочисленный штат низших служащих и канцелярии: apparitores et officiales.
Провинциальными общинами — civitates — управляли decuriones. В обязанность декурионов входило следить за выполнением общиной общегосударственных повинностей. Диоклетиан уделял большое внимание декурионам и начал принудительную организацию их сословия, стремясь этим укрепить управление на местах, сделав это сословие частью общегосударственного управленческого механизма.
Диоклетиан освобождал декурионов даже от военных обязанностей, ибо он полагал, что их основная задача — несение гражданских повинностей. Один из его рескриптов прямо свидетельствует об этом: «Валерию-воину: совершает обман тот, кто не только декуриона или его сына берет на военную службу, но и всякого, кто таким образом хочет избавиться от гражданских повинностей»1.
Также на местах существовали consilia provincialia — провинциальные советы, организованные прежде всего с религиозными целями. Их основной задачей было отправление императорского культа. Собственно, они и появились в связи с ним. Consilia provincialia обладали правом петиций к императору.
В последнюю категорию, dignitates militares, входили должностные лица, возглавлявшие войска на местах, особенно на границах империи. В их число входили, прежде всего, duces limitis, командующие пограничниками (limitanei), а также командующие воинами, расквартированными во внутренних провинциях2.
Новая государственная система, созданная Диоклетианом, отразилась и на судьбах высших сословий империи. Аристократия империи сформировалась в правление Диоклетиана за счет сословия всадников, представители которого заняли все административные и военные посты. Это сословие заметно численно возросло в связи с необходимостью заполнения многочисленных новых должностных вакансий, предоставленных Диоклетианом.
Лица, выдвинувшиеся на гражданской, не говоря уже о военной службе, при Диоклетиане часто были военнослужащими, которые выдвинулись в большинстве своем в офицеры из солдат. В то же время там — на гражданской службе, где требовались лица, получившие

1 Cod. Just. XII, 33, 2.
2 Зосим. II, 33. «Во главе воинов повсюду на местах стояли центурионы и трибуны, а также "duces" — так назывались те, которые где-либо имели должность заместителей преторов».
52

образование, — недостаток государственных служащих пополнялся из среды образованных граждан-куриалов.
Диоклетиан продолжил политику Галлиена в отношении сословия сенаторов. В свое время (260-268 гг.) император Галлиен, столкнувшись с враждою сенаторов, сместил всех представителей сената с военных постов. Диоклетиан лишил сенаторов также возможности управлять почти всеми провинциями. Они отныне могли служить только проконсулами провинций Африка и Азия, correctores Сицилии и Ахайи (Греции) и собственно Италии. Единственной важной должностью, оставленной представителям сената, был пост префекта города Рима.
Все административные и военные служащие имели свой штат сотрудников, носивший наименование officia. Правители провинций имели до 100 служащих, именовавшихся apparitores и officiales, наместники до 300. Officia высших должностных лиц были еще многочисленнее.
Служащие преторианских префектов, наместников, правителей, военных руководителей формировались из числа солдат, временно выведенных из состава своих частей. Финансовые служащие формировались либо из числа государственных рабов, либо из свободных граждан, для которых эта служба была наследственной1.

2. Законодательство и право

При Диоклетиане была создана новая организация законодательства в империи. Высшим источником законодательной власти является только сам император. Законы или императорские constitutiones, leges generates готовил предварительно quaestor sacri palati по согласованию с другими высшими чиновниками империи2. В дальнейшем законы прочитывались в императорском совете (consistorium principis)3 и редактировались. Затем император подписывал их красными чернилами с пометкою дня и места, a quaestor sacri palati скреплял их печатью.
Законы издавались в форме oratio ad senatum4, или адресовывались в форме эдиктов5 преторианским префектам с кратким приказанием об обнародовании их во всей империи.
Помимо законов существовали императорские рескрипты, которые посылались в ответ на просьбы чиновников или частных лиц, их

1 Покровский И. А. История римского права. С. 157.
2 Виллемс П. Римское государственное право. С. 655, 667-668.
3 Cod. Just. I, 14, 6.
4 Ibid. I, 14, 3.
5 Ibid. I, 14, 3; II, 3,2.
53

составлял quaestor sacri palati1. Рескрипты также подписывались императором красными чернилами. Если рескрипты были очень пространны и адресовывались корпорациям, общинам, провинциям или касались вопросов общественной службы, то они назывались sanctiones pragmaticae2. К законодательным актам также относятся formae преторианских префектов3 и эдикты городских преторов в столице.
Правовую деятельность Диоклетиана следует признать замечательно активной. В период его правления было издано около 1200 указов, которые в целом свидетельствуют о том, что император придерживался норм классического римского права.
Ко времени Диоклетиана относится также начало кодификационной работы, которая должна была привести в систему многочисленные императорские constitutiones. Составление их сборника началось в 295 г. по частной инициативе двух юристов — Григориана и Гермогена.
Григориан составил сборник конституций со времени императора Адриана (117-138 гг.) и по 291 г., расположив их тематически по книгам и главам. Внутри каждой главы действовал хронологический принцип расположения материала.
Гермогеном был составлен дополнительный свод законов, выпущенных уже в годы правления Диоклетиана в период между 291 и 295 годами. Законы в его книге располагались только по главам. Объем его был весьма внушительным: упоминается 120-й закон 69-й главы.
Кодексы Григориана и Гермогена были частными, формально не являлись официальными, несомненно, оставались неполными. Тем не менее, ценность их оказалась столь велика, что вскоре они были признаны судами как авторитетные сборники императорского законодательства до 295 г.
Законотворчество самого Диоклетиана, что особенно надобно подчеркнуть, имело определенную идеологическую направленность. Таковая выразилась, помимо попытки создать для римского права более широкую сферу влияния, также в стремлении ограничить проникновение неримских, особенно греческих, правовых концепций в право империи. Эта особенность правовой политики Диоклетиана была проанализирована кембриджским профессором Уильямом Энсслином4.

1 Виллемс П. Римское государственное право. С. 668.
2 Cod. Just. I, 2, 3, 7; XII, 19, 15; Novellae Justiniani. 114.
3 Ibid. I; VI.
4 The Cambridge Ancient History. Vol. XII. Ch. XI. P. 406.
54

При Диоклетиане немалые перемены происходят и в судебной системе Римской империи. Перед приходом его к власти судебная система Рима пребывала в упадке. Судов оставалось совсем немного. Муниципальные суды, которые в эпоху Принципата все более и более теряли свое прежнее значение, в эпоху «солдатских императоров» вовсе исчезли. Обычным судом первой инстанции стал суд правителей провинций. Некоторые правители имели юридических помощников. Так, у правителя Египта был специальный juridicus. Проконсулы крупных провинций, Азии и Африки, имели соответственно двух и трех легатов, помогавших им в судебно-правовых делах. Однако большинство правителей работало без помощников.
Административная реформа Диоклетиана радикально переменила ситуацию, поскольку теперь число провинций возрастало вдвое. Появилась четкая система апелляций. Все они должны были идти императору или его префекту претория. Тетрархия усложнила систему, поскольку императоров стало четверо, соответственно четверо было отныне и префектов претория. Более того, Диоклетиан даровал право рассматривать апелляции некоторым наиболее значимым правителям провинций. К примеру, правитель Сирии принимал апелляции со всего Востока, т. е. из Малой Азии, Месопотамии, Палестины.
Таким образом, право и суд становились централизованными, превратившись из дела гражданской общины в дело государства. Юридическим оформлением этого немаловажного события в истории римского права стала конституция Диоклетиана 294 года.
Диоклетиан продолжил борьбу, начатую еще Клавдием II Готским (268-270 гг.) с вмешательством в судопроизводство могущественных покровителей1.
Чрезмерная централизация судопроизводства имела и ряд негативных последствий. Император был единственной высшей инстанцией, и отсюда колоссальное количество обращенных к нему вопросов, жалоб, просьб. Их изобилие и то обстоятельство, что серьезные вопросы тонули в море всякого рода мелочей, позволяло Е. М. Штаерман сделать следующий вывод: «Судя по таким обращениям к императорам, ни знание права, ни правозащита не стояли на высоте, а императорам или, вернее, состоявшим при них юрисконсультам, приходилось входить во всякие мелочи, которые должен был решать судья»2. Так, Диоклетиан рекомендует некоему Созию, жену которого похитил раб, обвинить в преступлении самого раба, а не его господина, обратившись

1 Cod. Just. 11,13, 1.
2 Культура Древнего Рима. I. С. 245.
55

к пресиду провинции1. Неким Рустициану и Пауле император объясняет, что нельзя взыскивать долги землевладельца с колонов, а долги колонов с землевладельца2. Пациниану же император сообщает, что тех, кто нанялся к нему на работу на оговоренное время, судья должен вынудить выполнить договор3.
Диоклетиан — подобно основателю Принципата, Августу — издавал и законы, защищавшие нравственные устои. В одной из своих constitutiones он заклеймил инцест, поскольку тот наносил оскорбление бессмертным богам, всегда благоволившим Риму. В указе о браке 295 г. Диоклетиан подтвердил древнеримскую тождественность права, религии и морали: «Так как нашему благочестивому и богобоязненному разуму кажется достойным почитания то, что определено римскими законами как чистое и святое, мы считаем, что не можем оставить без внимания то, что некоторые люди в прошлом вели себя безбожно и постыдно. Если есть что-то, чему нужно помешать или наказать, забота о нашем веке призывает нас вмешаться. Несомненно, только тогда бессмертные боги, как и всегда, так и в будущем будут благосклонны к римскому народу, когда мы убедимся, что все люди под нашей властью ведут благочестивую, богобоязненную, спокойную и чистую жизнь, следуя обычаям предков. Поэтому мы решили позаботиться о том, чтобы законный, заключенный в соответствии с древним правом брак, как для почтенности тех, кто заключил брак, так и для тех, кто от него родился, находился под охраной богобоязненности, и чтобы потомство было очищено почтенным рождением. Это приведет к тому, что в будущем никто не осмелится поддаться необузданным страстям, если будет знать, что прежние совершители преступлений настолько потеряли прощение, что им не разрешается вводить в наследство незаконно рожденного ребенка, как это запрещалось по древнему обычаю римских законов»4.
В целом, оценивая правовую деятельность императора Диоклетиана, нельзя не признать ее огромного значения для дальнейших судеб римского права. Во многом для римской юстиции эпоха Диоклетиана стала переломной. Формулярный процесс окончательно сменился экстраординарным, сформировалась новая система законодательства, пусть и уходившая своими корнями в предыдущие века Принципата, но именно она-то окончательно юридически оформила новую политическую систему Римской империи.

1 Cod. Just. 111,3,4.
2 Ibid. IV, 10, 3.
3 Ibid. IV, 65, 22.
4 Excerpta Vaticana. Цит. по: Крист Карл. История времен римских императоров. С. 400.
56

Наконец, при Диоклетиане Григорианом и Гермогеном было положено начало кодификации императорских constitutiones. Это был первый немаловажный шаг к общей кодификации римского законодательства, знаменовавший начало того исторического процесса, который нашел в итоге свое завершение в царствование Юстиниана (527-565 гг.), когда римское право было окончательно кодификацировано.

3. Административное управление

Административное управление в империи было полностью реформировано Диоклетианом. Провинции, образованные еще в III—I вв. до н.э. и сложившиеся в границах ранее существовавших государственных и полугосударственных объединений Средиземноморья, были перекроены — с учетом социально-экономических перемен, происшедших в Римской империи в последней четверти III века, образованы новые территориальные единицы.
Проведение административной реформы было обусловлено многочисленными социально-экономическими и политическими факторами. К концу III в. важнейшие экономические центры империи сместились на Восток. Номинальное сохранение приоритета Италии над другими территориями Империи уже давно не соответствовало реальному положению. Резкое усиление «варварского» натиска увеличило значение прирейнских и придунайских пограничных провинций, а также римских владений, прилегающих к персидской границе.
Крайне необходимой была унификация провинциальной системы, поскольку она не соответствовала ни экономической, ни военно-стратегической обстановке конца III в. Резко разнились по территории и населению отдельные комплексы, что создавало явные неудобства для центрального управления. Кроме того, человек, стоявший во главе обширной провинции и обладавший в ней полной гражданской и военной властью, потенциально мог считаться возможным соперником императора в борьбе за власть. Такое положение облегчало возможность сепаратистских выступлений, что наиболее ярко показал пример Пальмиры и Галлии1.
Все эти обстоятельства были учтены Диоклетианом при проведении административной реформы. Важнейшие изменения в территориальное деление империи внесла, прежде всего, учрежденная Диоклетианом тетрархия.

1 SHA. ХХП-ХХШ.
57

Преобладание Востока над Западом проявилось в том, что Диоклетиан оставил за собой все восточные провинции и избрал своей резиденцией Никомедию. Советский историк С.И. Ковалев таким образом оценивал это событие: «Восток был свободен от республиканско-сенаторских традиций, еще довольно сильных в Италии. На Востоке в течение тысячелетий население воспитывалось в духе самодержавной, деспотической монархии, а такую монархию Диоклетиан и хотел создать. Во-вторых, Никомедия лежала в непосредственной близости к наиболее угрожаемой части империи — дунайской границе и Сирии. Из Никомедии легче было наблюдать за Понтом и проливами, обладание которыми являлось важнейшей предпосылкой римского господства на Востоке. В-третьих, Восток был экономически сильнее Запада»1.
Золото, которым оплачивались предметы роскоши, утекало в восточные провинции, бывшие производителями и поставщиками в крупной торговле, монополизированной купцами Востока. Города Запада хирели, восточные города процветали2.
Проблема переноса центра империи с Запада на Восток была исследована английским историком А. X. М. Джонсом, который в своих выводах как раз опирался на экономическое, в первую очередь, превосходство Востока: «Население Египта составляло приблизительно 8 000 000 человек, а в Галлии (которая помимо современной Франции включала Нидерланды, Бельгию и Люксембург, а также территорию Германии, находящуюся к западу от Рейна) проживало всего два с половиной миллиона... Археологические свидетельства подтверждают, что многие регионы Сирии и Малой Азии, в настоящее время пустынные или заброшенные, в период позднего Рима были заселены, а земли их обрабатывались; на месте же самых плодородных почв Галлии и Британии в то время росли непроходимые леса. Более этого, вполне возможно оценивать уровень зажиточности населения регионов Римской империи исходя из количества и размеров городских общественных строений, поскольку богатые горожане вкладывали большую часть своих прибылей в недвижимость. Результаты подобного исследования показывают, что зажиточными являлись провинции Средиземноморского бассейна, Южные Балканы, Малая Азия, Сирия и Египет, причем два последних региона были самыми преуспевающими. Британия, Северная Галлия и провинции Придунайского бассейна жили чрезвычайно бедно. Этот анализ выполнен на основе литературных свидетельств. На Западе Сардиния, Сицилия

1 Ковалев С. И. История Рима. С. 693.
2 Жак ле Гоф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 10.
58

и прежде всего Африка считались самыми преуспевающими провинциями, хлебородными районами империи, земли же Аквитании более плодородными, чем земли Северной Галлии. Это говорит о том, что плодородные северные равнины еще не были полностью обрабатываемыми »1.
Важно и то обстоятельство, что Восток имел в сравнении с Западом куда более развитую социально-экономическую структуру. На Востоке большая часть сельскохозяйственных земель находилась во владении крестьян, плативших только налоги. В результате основной объем урожая оставался у крестьян. На Западе же основные сельскохозяйственные земли принадлежали крупным собственникам, и арендаторы были вынужден платить еще и ренту, превышающую государственный налог. Отсюда условия жизни земледельцев Запада и Востока сильно разнились и отнюдь не в пользу крестьян западных провинций Римской империи.
Напомним, второй август, Максимиан, управлял Италией и Африкой, имея своей резиденцией первоначально Медиолан, а позднее Равенну. Цезарь Галерий отвечал за безопасность дунайской границы и Балкан, Констанций Хлор — обеспечивал прочность обороны по Рейну, опираясь на силы Галлии, Испании и Британии. Резиденциями цезарей являлись Сирмий у Галерия и Трир у Констанция.
Чрезвычайно важным обстоятельством является тот факт, что ни один из императоров не избрал своей столицей Рим. «Во время смут III века императорскую власть сохранял нередко тот, кто находился в Риме; по новой системе никто из соправителей не пользовался этим преимуществом»2. Рим лишь номинально остался столицей империи и был выделен в особую административную единицу.
Преторианская гвардия, игравшая столь активную политическую роль при выдвижении и смене императоров, свергавшая и возводившая многих из них на престол, была резко ослаблена. «...Силы города Рима были как бы подрублены: сокращено было число когорт преторианцев и число солдат под оружием»3.
Упадок политического значения «вечного города» означал и резкое падение значения сената. Еще Гиббон указывал: «Самый гибельный, хотя и мало заметный удар, нанесенный сенату Диоклетианом и Максимианом, заключался в неизбежных последствиях постоянного отсутствия императора. Пока императоры жили в Риме, это собрание могло подвергаться угнетениям, но едва ли можно было относиться к

1 Джонс А. X. М. Гибель античного мира. С. 528.
2 Машкин И. А. История Древнего Рима. С. 518.
3 Аврелий Виктор. XXXIX, 47.
59

нему с полным пренебрежением. Преемники Августа были достаточно могущественны, чтобы вводить такие законы, какие внушала им мудрость или их прихоть, но законы вступали в силу благодаря санкции сената»1. Со времен же Диоклетиана от былого общегосударственного значения у сената остается одна лишь пустая форма. В его компетенцию входят следующие дела: а) сенату сообщаются военные дела для сведения; б) сенату поручается иногда расследование уголовных дел; в) формально сенату принадлежит право избирать нового императора, но в действительности это право сводится к санкционированию того, кто уже был предназначен к этому или был провозглашен войском. Кроме того, сенат занимался делами, касавшимися игр и различных повинностей сенаторов, и все его решения нуждались в санкции императора2.
Сходная судьба постигла и прочие старые республиканские магистратуры. Консулы только председательствовали в сенате, но ничего не решали, преторы заведовали по поручению императора некоторыми специальными делами (например, опекунскими), остальные же должности существовали только как почетные звания. В то же время сенаторское сословие по-прежнему считалось высшим в государстве.
Сенат в это время насчитывал примерно 600 членов, преимущественно наследственных аристократов. Стать сенатором можно было благодаря государственной службе, достигнув ее высших ступеней, благодаря императорскому пожалованию, путем кооптации сенатом3.
Именно во время Диоклетиана высшая социальная группа — сенаторы — начинает консолидироваться в определенное сословие''. Утрачивая даже формальное положение высшего органа империи, сенат, сенаторы остаются верхушкой аристократии, из которой выдвигаются претенденты на высшие административные и военные посты, хотя и здесь Диоклетиан ввел для сенаторов ряд ограничений, особенно в провинциальном управлении, как уже отмечалось.
Следует отметить, что хотя Диоклетиан и лишил Рим преимуществ столицы, он проявлял большую заботу об этом городе. «Много внимания и забот было уделено снабжению столицы продовольствием»5.

1 Гиббон Э. История упадка... С. 476.
2 The Cambridge Ancient History. Vol. XII. Ch. XI. P. 382.
3 Бибиков M. В. Очерки средневековой истории экономики и права. М., 1998. С. 156.
4 Jones А. Н. М. The Later Roman Empire. P. 284-602; A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. I. P. 535 ff.
5 Аврелий Виктор. XXXIX, 45.
60

Рим украсился «новыми замечательными постройками»1. Лишив Рим значения политического центра империи, Диоклетиан не только сохранил, но и старательно поддерживал его роль как идеологического центра Римской державы. Рим по-прежнему должен был являться воплощением величия государства, могущества и славы его повелителей.
Вместе с Римом утратила свое особое положение и Италия, которая была практически уравнена в правах со всеми остальными провинциями. Если ранее италийское население могло только догадываться о тяжком налоговом бремени, под которым изнывало огромное большинство населения империи, то при Диоклетиане «в конце концов, на часть Италии налегла большая тягота податей»2.
Падение политического приоритета Италии объяснялось, прежде всего, утратой ею экономического могущества в связи с перемещением основных экономических центров на Восток. Диоклетиан практически лишь оформил то, что давно уже являлось непреложным фактом.
Мощный кризис III века, из которого Диоклетиан и вывел Римскую империю, как раз и показал более чем наглядно невозможность сохранения центра державы в Италии. «Единство римского мира стало разваливаться; его сердце, Рим и Италия, было парализовано и не снабжало кровью части империи, которые пытались начать самостоятельную жизнь»3. Дабы эта трагическая ситуация для империи не повторилась, Диоклетиан и изменил статус Италии, Рима, создавая новые центры управления Pax Romana — императорские резиденции.
Переменами в положении Италии административные нововведения отнюдь не ограничились. Если до Диоклетиана империя предоставляла большую свободу провинциям и городам, где вплоть до III века в городских декретах сохранялась безнадежно устаревшая формула «именем сената и народа», то теперь этим маленьким республикам предстояло испытать крайности имперской централизации.
Крупные изменения были проведены Диоклетианом в административном делении империи. Число провинций возросло до 100. Это было достигнуто путем дробления старых провинций. Каждая провинция находилась под управлением правителя, который заведовал всеми отраслями управления за исключением военного командования. Соединение в одних руках военного командования и гражданского управления оставалось только в некоторых провинциях: в Исаврии, Аравии

1 Аврелий Виктор. XXXIX, 46.
2 Там же. XXXIX, 31.
3 Жак ле Гоф. Цивилизация средневекового Запада. С. 9.
61

и Мавритании, — они были наиболее беспокойными, в них часто случались мятежи, и сохранение всей полноты власти в руках одного человека диктовалось, прежде всего, военными соображениями.
Правитель провинции располагал высшей гражданской и уголовной юрисдикцией, заведовал сбором налогов, заботился о безопасности и благосостоянии своей провинции. Общим наименованием правителя провинции становился rector; почти все состояли в ранге clarissimi. В некоторых провинциях правители назывались consulares и имели шесть fasces. В ряде других провинций правители именовались correctores и имели пять fasces. В прочих провинциях правители носили имя praesides. Однако три провинции: Азия, Ахайя и Африка остались проконсульскими. Проконсулы, которые ими управляли, занимали первое место в ранге spectabiles. Они имели в качестве помощников легатов. Проконсулы Азии и Африки зависели непосредственно от императора.
Раздроблением провинций и разделением военной и государственной властей Диоклетиан добивался гарантии от сепаратистских выступлений. Действительно, правитель столь малой по размерам и населению провинции, не имеющий военной власти, при всем своем желании не мог решиться на мятеж1.
Все провинции входили в состав других, более крупных административных единиц — диоцезов. Всего диоцезов было тринадцать. Образованы они были следующим образом: два диоцеза в Малой Азии — Азия и Понтика, четыре на Востоке — Сирия, Месопотамия, Палестина и Египет, три на Балканах — Мезия, Фракия и Паннония, два диоцеза в Италии — южная часть и северная, аналогично делилась Галлия, а также отдельными диоцезами являлись Африка, Испания и Британия.
Во главе каждого диоцеза находился правитель в ранге spectabilis, подчиненный префекту претория и замещающий того в его отсутствие. Именно поэтому он именовался vicarius praefectorum или же curator propraefectus. Однако, будучи назначеным непосредственно императором, vicarius имел собственную власть и в своем диоцезе пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций, в отношении сбора податей и судопроизводства. Общим титулом правителей диоцезов было vicarius. Двое правителей диоцезов считались выше прочих по рангу: правитель Сирии, называвшийся comes Orientis и правитель Египта, носивший титул praefectus Augustalis.
Если попытаться представить в целом систему подчинения в административном аппарате Римской империи начала Домината, то мы получим следующую картину.

1 Grant М. The Climax of Rome. P. 75.
62

Глава пирамиды — всевластный император, которому непосредственно подчинены два префекта претория. Префектам претория подчинялись правители диоцезов, назначенные, однако, самим императором. Правителям диоцезов соответственно подчинялись правители провинций.
Административные реформы Диоклетиана окончательно уравняли в правах все территории Римской империи. Полностью исчезла разница в управлении той или иной провинции (за исключением некоторых частных различий, о которых упоминалось выше).
Разумеется, процесс уравнивания прав провинций шел уже не одно столетие, «но во времена принципата провинции совпадали, как правило, с бывшими до римского завоевания самостоятельными государственными и полугосударственными образованиями»1 и сильно разнились по формам правления. При Диоклетиане нивелирующая тенденция в провинциальном управлении получила полное завершение.
На низшем уровне тенденция полной нивелировки коснулась и особенностей нового управления городами и сельской местностью. В городах Диоклетиан учредил должность гражданских магистратов, ответственных за городскую территорию — praepositi pagorum. Эти чиновники курировали также и сельские районы, относящиеся к городам и также именовавшиеся pagi. Здесь мы видим административное слияние города и сельской местности.
Подводя итог анализу административных преобразований Диоклетиана, должно признать, что именно тогда империя начинает превращаться в неограниченную бюрократическую монархию с четкой иерархией должностей и титулов. Воспользуемся формулировками Г. Л. Курбатова: «Режим Домината создал мощную бюрократию, бюрократическую систему управления (по сравнению с предшествующей эпохой численность чиновников возросла многократно), но вряд ли следует преувеличивать степень бюрократизации управления империей, что нередко приводит к известной модернизации. Считают, что в империи насчитывалось 40 000 чиновников на всю огромную территорию (от Евфрата до Шотландии). Обычный штат провинциального управления состоял из 100 человек. Оценивая степень бюрократизации управления империей, нельзя не считаться с тем, что огромная часть этой работы по-прежнему осуществлялась органами античного полисного самоуправления, местных общин, что определяло как значение и роль последних, так и масштабы действи-

1 Машкин Н.А. История Древнего Рима. С. 520.
63

тельной бюрократизации империи»1. Антично-полисные традиции существования городского общества Римской империи сохранились и в эпоху Домината, став в дальнейшем основой существования ран-невизантийского общества2.
Характеризуя в целом государственные преобразования начала Домината, нельзя не заметить, что если в свое время Август установил тот режим, который отвечал назревшим общественно-политическим потребностям и традиционным социально-политическим характеристикам римского общества конца I в. до н.э.3, то Диоклетиан создал ту систему власти, которая, безусловно, соответствовала потребностям общественно-политического момента, переживаемого Римской империей во второй половине III в., вполне отвечая изменившемуся социально-психологическому состоянию римского общества этой эпохи.

1 Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты. К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. С. 42.
2 Там же. С. 5.
3 Шифман И. III. Цезарь Август. Л., 1990. С. 104.

Подготовлено по изданию:

Князький И.О.
Император Диоклетиан и закат античного мира / И. О. Князький.— СПб.: Алетейя, 2010. — 144 с. — (Серия «Античная библиотека. Исследования»).
ISBN 978-5-91419-310-9
©И. О. Князький, 2010
©Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010
©«Алетейя. Историческая книга», 2010



Rambler's Top100