98

 

ГЛАВА 5. БУРЖУАЗНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. ПОЗИТИВИСТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

§ 1. Особенности развития общественной мысли

К середине XIX в. во многих странах Европы и Америки развитие промышленного капитализма достигло значительных успехов. Научно-технический прогресс способствовал складыванию капиталистической экономики, а вместе с ней и классовой структуры буржуазного общества.

После революционных событий 1848 — 1849 гг. буржуазный строй в Западной Европе утвердился как господствующий, со всеми присущими ему классовыми противоречиями. Позиции буржуазии, утвердившейся у власти, нашли отражение в сфере идеологии, в развитии исторической мысли и науки. В это же время на политической арене появляется пролетариат и его идеология — марксизм. Возникновение последнего означало революционный переворот в развитии мировой исторической мысли. С тех пор буржуазная и марксистская историография развивались в идейном, непримиримом противоборстве, что определяло общие тенденции эволюции всей исторической науки.

Философской основой буржуазной науки с середины XIX в. становится позитивизм. Позитивизм зародился в Европе в первой трети XIX в. Более широкое распространение он приобрел после 1848 г. как теоретическая доктрина достигшей господства буржуазии. С помощью позитивизма буржуазия стремилась найти обоснование исторической роли своего класса, а также поставить себе на службу достижения науки, в которых она была заинтересована для развития экономики.

Позитивисты создали эклектическую методологию, стремившуюся примирить религию с наукой, материа-

   
 
99

 

лизм, без которого невозможно опытное знание, с идеализмом, апологию существующего буржуазного строя с идеей всеобщего закона развития. Поскольку позитивизм претендовал на роль поборника прогресса и науки, базирующегося на позитивном, т. е. положительном, знании, он завоевал симпатии многих крупных ученых. Они стали проявлять интерес к истории народных масс, шире стала изучаться экономическая и социальная история.

В эпоху наивысшего подъема капитализма идеологи буржуазии еще придерживались учения о прогрессе, поэтому рассматривали новое время как стадию более прогрессивную по сравнению с античностью, а само античное общество — как более совершенное, чем общество Древнего Востока или первобытное.

Вторая половина XIX в- — время расцвета буржуазного историзма. Историки приходят к выводу о том, что античный мир был основан на рабстве. Однако оно изучается и оценивается в основном не с экономических, а с нравственных позиций. Под влиянием развернувшейся борьбы негров в США за свободу, отмену рабства в колониях европейских стран, освобождения крепостных крестьян в России буржуазные историки либерального толка осуждают античное рабство. В этот же период в историографию античности начинают проникать элементы модернизации древних обществ.

На развитие исторической мысли оказывала большое влияние консервативная концепция Л. Ранке. Он, как и Гегель, полагал, что миром движет идея (бог), причем ведущее место занимает идея государства. Реализуют эту идею исторические личности. Задачей историка Ранке считал составление компендиума фактов. Его школа углубила и развила методы критики источников, приемы обрисовки исторических деятелей.

   

 

   

 



Rambler's Top100