Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
467

7. ЛИТЕРАТУРА

Еврипид

По мере того, как затягивались события Пелопоннесской войны и положение Афин становилось все более трудным, менялись настроения не только рядовых афинских граждан, но и корифеев греческой литературы. Совершается эволюция мировоззрения Еврипида, прежде сторонника демократических взглядов и проводника (хотя и нерешительного) некоторых новых рационалистических и радикальных идей. Еврипид все более приближается к противникам демократии, пока в 411 г. не оказывается в числе сочувствующих перевороту.
В агитационной политической трагедии «Андромаха» (411 г.) Еврипид требует устранения народного правления и передачи всей власти одному человеку, «хотя бы и невысоких нравственных качеств» (подразумевается Алкивиад). В «Оресте» (408 г.) дается изображение народного собрания, причем Еврипид самыми отталкивающими чертами рисует «мерзких демагогов» и интриганов; однако после свержения Четырехсот его идеал уже не единовластие, а «средний класс», крестьянство, т. е. передача власти «имеющим собственное вооружение».
Так же как политические взгляды Еврипида, неустойчивы и истеричны его взгляды в вопросах внешней политики, постоянно меняющиеся в связи с изменением внешней обстановки. В 415 г. в глубоко пессимистической трагедии «Троянки» Еврипид возмущается надругательствами над несчастными жителями взятого города и предсказывает ужасную гибель на море победителям; в обстановке реальных событий это означало воз-

468

мущение зверствами при взятии Мелоса и неодобрение сицилийской экспедиции, а также призыв к сохранению мира со Спартой. Таким же дружественным актом по отношению к Спарте является и поставленная в 412 г. трагедия «Елена», излагающая миф о Менелае и Елене в официальной спартанской версии (Елены якобы не было в Трое, где находился только ее призрак; она исключительно верная жена, прекрасная мать и т. д.; Менелай — храбрый герой); очевидно, Еврипид надеялся в этом году на успех мирных переговоров со Спартой. Зато поставленная в следующем, 411 г. агитационная трагедия «Андромаха» имеет целью поднять патриотический дух в борьбе со Спартой; здесь поэт злобно издевается над спартанскими героями и политическими учреждениями и характеризует весь спартанский народ как лживых людей и негодяев. Еще более злобно он ополчается здесь против Дельфийского оракула, поддерживавшего Спарту, приписывая гнусные поступки не только святилищу, но и самому богу Аполлону. Пьеса написана непосредственно после успехов Агиса в борьбе с фессалийскими ахейцами и имеет целью прославить мифологическое прошлое эпирских молоссов и фессалийских ахейцев, чтобы привлечь их на сторону афинян. В основном это чисто агитационный памфлет.
Поставленная в 408 г. трагедия «Финикиянки», посвященная братоубийственной борьбе сыновей Эдипа Этеокла и Полиника, проникнута таким же безысходным пессимизмом, как «Троянки». Для историка здесь чрезвычайно интересен типичный софистический спор между Этеоклом и Полиником, в котором Этеокл защищает точку зрения сторонников диктатуры (в реальном плане — Алкивиада), а Полиник — точку зрения демократов; интересны также намеки на сближение афинян с карфагенянами.
С чисто литературной точки зрения необходимо отметить, что в этот период Еврипид совершает постепенный переход от героической трагедии к трогательной бытовой комедии (ее ярчайший представитель во второй половине IV в. — Менандр). Таковы его трагедии «Елена» и «Ион»; первая — драма о возлюбленном, ищущем и находящем свою верную жену с характерным моментом узнавания (anagnorismos), вторая — драма о подкинутом младенце, приметных знаках, найденных родителях, мнимой измене и т. д., — все это характерные черты новой комедии. Такими же бытовыми мещанскими драмами с рядовыми слабыми и больными людьми на месте древних героев являются и трагедии «Электра» и «Орест».

Аристофан

В творчестве Аристофана по сравнению с Еврипидом происходит сдвиг в обратную сторону. Для нас особенно интересны

469

комедии «Птицы» (414 г.), «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» (411 г.) и «Лягушки» (406 г.). В «Птицах» герои, которым надоели афинские порядки, отправляются к царю птиц — Удоду. Один из них, как опытный афинский политический деятель, организует птиц для совместной борьбы с людьми и с богами: они строят стену, отделяющую землю от неба; боги, лишенные дыма жертв, голодают, принуждены прислать послов в царство птиц и после ряда забавных инцидентов, передают всю свою власть птицам. В комедии пародируется афинское управление колониями, афинские сикофанты (профессиональные доносчики), чиновники, сутяги, продажные официальные поэты и т. д. В комедии «Лисистрата» женщины устраивают оригинальную забастовку, отказывая мужьям в ласках до тех пор, пока те не заключат мир со спартанцами. В пародийном плане здесь трактуется вопрос об эмансипации женщин; в целях мира восхваляется спартанское воспитание женщин, спартанская история, поются спартанские песни и т. д.
Под влиянием событий 411 г., нанесших удар привычным для Аристофана традиционным формам афинской демократии, Аристофан отходит теперь от своих олигархических союзников и становится на позиции умеренной демократии: он выступает против олигархического переворота, за сохранение старых демократических учреждений, но с отменой «общественного кормления» граждан (платы гелиастам, обложений богатых и т. д.), за включение в число афинских граждан метэков и жителей союзных городов.
Не лишена исторического интереса трагедия Софокла «Филоктет», ставящая вопрос о том, можно ли стремиться к достижению благородной цели низкими средствами.

Ораторы

В Афинах второй половины V в., в условиях горячей политической борьбы партий и ожесточенной социальной борьбы, создалась прекрасная почва для развития ораторского искусства и соответствующего жанра литературы — речей. Большую роль в развитии этого жанра, возникшего уже в середине V в. в Сицилии, сыграли софисты. Уже Протагор придавал большое значение ораторскому искусству — искусству убеждать. Платон и ряд других древних писателей обвиняют его в том, что он учил своих учеников делать слабый довод сильным, исходя из того, что по каждому вопросу есть два противоположных довода.
Особые заслуги в развитии риторики принадлежат Горгию, усовершенствовавшему членение и форму ораторских речей. Кроме народного собрания, афинским ораторам приходилось постоянно выступать и в народных судах. Чтобы склонить народ к тому или иному решению, необходимо было говорить красиво

470
и убедительно. Поэтому в Афинах, как ни в каком другом месте, ораторское искусство приобрело огромное значение. Однако в Афинах запрещалось выступать на суде вместо тяжущихся их защитникам: каждый гражданин должен был сам защищать свое дело. Поэтому ораторы писали речи для своих подзащитных, а те выучивали их наизусть и произносили в суде.
Ораторы находились на службе у обеих борющихся групп: и у аристократии и у демократов. Типом оратора-реакционера является Антифонт, один из активных участников олигархического переворота 411 г., вслед за тем казненный народом (его не надо смешивать с софистом Антифонтом). Речи Антифонта посвящены процессам об убийствах и апеллируют главным образом к религиозному чувству судей. Требуя казни для обвиняемых, он говорит о духах предков, которые, оставшись неотмщенными, будут мучить и терзать всех афинян, не исполнивших своего долга перед умершим. Совсем в другом духе написаны речи оратора-демократа Лисия. Лисий был бесправным иностранным поселенцем (метэком) в Афинах. В 404 г. он едва не был убит олигархическим правительством Тридцати; значительная часть его имущества была отобрана, хотя он и после этого остался богатым человеком. Лисий — ревностный сторонник демократии. Однако, будучи богачом, он протестует против чрезмерных обложений богатых. Он пишет скупым, но ярким языком и дает живую картину обстоятельств процесса, не запутывая ее морализированием и религиозными рассуждениями. Вникая в вопросы быта, рисуя в своих речах простых, обыденных людей, Лисий является интересной параллелью к Еврипиду в его разобранных выше поздних драмах и предвестником того жанра, который будет характеризовать IV в.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993



Rambler's Top100