Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
20

Глава II

Парфенон до Парфенона

Парфенон, бесспорно,—самое выдающееся создание архитектуры древнегреческой вообще и афинской в частности. Он был сооружен в конкретный исторический момент и отражает в себе особенности именно этого момента. Никогда, ни в какой иной период истории Афин не могли существовать те условия, которые породили это замечательное произведение зодчества. Но в то же самое время Парфенон — своего рода итог всего предшествующего развития Афин, результат того опыта, которое афинское общество приобрело за столетия своего существования, опыта политического, религиозного, художественного.

Афины на протяжении всей своей истории были одним из самых крупных, важных в экономическом и политическом отношении, государств древней Греции (Эллады). Но еще большей была роль Афин, как интеллектуального и художественного центра, из которого распространялись творческие импульсы, влиявшие на весь греческий (да и не только греческий) мир.

На всем протяжении древней истории Афин самым священным местом города был Акрополь, высокий холм в центре города. Именно на этом холме и был возведен Парфенон. В силу этого задача данной главы— попытаться самым кратким образом рассказать о предшествующей строительству Парфенона истории Акрополя, уделяя основное внимание тем сооружениям, которые могут быть рассматриваемы в качестве его предшественников.

Первые следы обитания человека на Акрополе относятся еще к эпохе неолита. Во II тысячелетии до P. X. Акрополь уже плотно заселен и хорошо укреплен. Этот период в истории Греции называют микенским, по имени крупнейшего и важнейшего городского центра Эллады того времени. Характер микенской цивилизации мы сейчас можем достаточно хорошо представить на основании археологических раскопок, проведенных в ряде важнейших центров ее (Микенах, Тиринфе, Пилосе и др.), а также письменных документов, обнаруженных при этих раскопках. Греция того времени была разделена на несколь-

21

ко государств, а центром каждого из них был дворец. Дворцы были прекрасно построены, украшены великолепными росписями на стенах, в них имеется водопровод и канализация, огромные кладовые с запасами Продуктов и различных вещей. Каждый из дворцов имел мощные укреплений Лучше всего известны укрепления Тиринфа. Оборонительные стены, окружавшие дворец, были сложены из огромных каменных блоков, каждый из которых весил примерно 12 тонн. Греки более позднего времени не верили, что такие стены могли быть построены людьми. Они считали, что их создали великаны — циклопы, поэтому эти стены называли циклопическими. Толщина стен достигала 4,5 м, а высота—не менее 7,5 м. В некоторых местах стены имели ширину до 17 м, и здесь располагались казематы с запасами оружия и продовольствия. Специальный подземный ход вел к источнику воды, который был недоступен врагам. В государствах микенской Греции господствовала знать, основную часть которой составляли воины-колесничие. Эти воинственные государства вели войны и друг с другом и, иногда, объединившись, совершали далекие заморские походы. Одним из них был поход в Малую Азию, против Трои, память о котором сохранялась во многих преданиях греков.

Археологические материалы бесспорно показывают, что, по крайней мере, в конце микенского периода (несколько ранее 1200 г. до P. X.) на территории Акрополя находилось здание общественного назначения, вероятнее всего—дворец афинских царей. Афинский Акрополь идеально подходил для того, чтобы стать центром одного их ранних греческих государств. С крутыми склонами, по которым практически невозможно подняться наверх отовсюду, кроме западного склона, это была прекрасная природная твердыня, взять которую врагам было бы чрезвычайно трудно, если не невозможно. Остатки укреплений Акрополя сохранились в некоторых местах до сего времени8. Верхняя площадка Акрополя была обнесена стеной, имевшей высоту до 10 м, а толщину — 6 м, на одном из скалистых отрогов к юго-западу от Акрополя обнаружен мощный бастион, прикрывавший подход к цитадели.

Естественно, что на Акрополе должен был находиться дворец, в принципе похожий на дворцы, служившие центрами всех остальных

8 См.: Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 12.
22

микенских государств. К сожалению, два обстоятельства не позволяют нам ознакомиться с этим дворцом так, как бы нам этого хотелось. Первое из них — объективное и состоит в том, что жизнь на Акрополе никогда не прерывалась, здесь на протяжении многих веков находился центр города, который постоянно перестраивался, поскольку каждая из эпох хотела, чтобы этот центр отвечал потребностям времени. При этих перестройках, естественно, очень часто здания предшествующего времени уничтожались полностью или почти полностью.

Вторая причина—субъективная — заключается в том, что основные археологические раскопки на Акрополе проводились в прошлом веке, вскоре после того, как Греция освободилась от турецкого ига. В это время стремились как можно скорее избавиться от построек турецкого времени, которые напоминали о страшном прошлом, и выявить в подлинном виде замечательные памятники древнегреческого времени. Однако археология того времени находилась еще на младенческом уровне своего развития и, в результате этого, дойдя во многих местах до материковой скалы, археологи по незнанию уничтожили многие следы самого раннего этапа жизни на Акрополе.. Правда, некоторые остатки построек микенского времени все же были зафиксированы. В частности, были найдены две каменные базы от деревянных колонн мегарона в районе позднейшего Эрехтейона9. Мегароном называли главный зал дворца, обычно продолговатый в плане с круглым очагом в центре. Афинский мегарон, видимо, в принципе ничем не отличался от мегаронов других дворцов того времени, хотя и был явно меньше, чем мегароны дворцов в Тиринфе или Микенах. Правда, иногда высказываются сомнения в том, что здание действительно являлось царским дворцом, и предполагают, что оно имело исключительно сакральное назначение10, но для нас это не имеет серьезного значения, так как в микенское время дворец всегда служил также религиозным центром государства.

Этот дворец упоминается в греческом эпосе в связи с афинским царем Эрехтеем и богиней Афиной:

9 Колобова К. М. Древний город... С. 11.
10 Bundgaard J. A. Parthenon and the Mycenaean City on the Heights. Copenhagen, 1976. P. 34.
23

Град велелепный Афины,
Область царя Эрехтея, которого в древние веки
Матерь земля родила, воспитала Паллада Афина,
И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила...
(Илиада, II, 546—549)".

Можно считать доказанным, что богиня Афина почиталась на Акрополе начиная по крайней мере с этого времени12. Кроме Афины здесь почитались Посейдон и Эрехтей — один из первых афинских царей, ставший с течением времени своего рода ипостасью Посейдона13. В афинской мифологической традиции важное место занимал сюжет спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой и победы Афины. Совершенно ясно, что этот сюжет отражает соперничество двух культов в самые ранние времена. Победа Афины сделала ее божеством, главенствующим в Аттике, что отнюдь не означало изгнания культа Посейдона, который продолжал почитаться на Акрополе.

Следующий период в истории древней Греции обычно называют «темными веками». Он продолжался примерно с 1200 по 900 гг. до P. X. Свое название этот период получил вследствие того, что наше знание и понимание его весьма ограничено, но благодаря археологическим открытиям целый ряд фактов сейчас уже может быть установлен достаточно надежно. Самое важное, что характеризует эпоху—это гибель практически всех крупных городов с их дворцами и множества мелких населенных пунктов. По всей видимости, причиной катастрофы явилось нашествие с севера Балканского полуострова также греческого племени—дорян, живших еще в условиях первобытнообщинного строя. Греки сохранили воспоминания об этом событии, которое они называли «возвращением Гераклидов». Согласно греческим преданиям, дети величайшего героя Эллады Геракла, который за свои подвиги удостоился чести стать после своей смерти божеством, были изгнаны из Пелопоннеса. Только спустя некоторое время они смогли вернуться на родину и получить власть в важнейших из государств полуострова. В частности, цари крупнейшего и могущественнейшего из

11 См.: Гомер. Илиада, поэма в 24 песнях. Перевод с древнегреческого стихами и размером подлинника Н. И. Гнедича. Изд. 6-ое. Спб.; М., 1913.
12 Hopper R.J. Athena and Early Acropolis I I Parthenos and Parthenon. Oxford, 1963.
13 Berve H., Gruben G. Temples et sanctuaires grecs. Paris, 1965. P. 63.
24
Так называемая «задумавшаяся Афина». Мраморный рельеф с афинского Акрополя, V в. до P. X.

Рис. 10

Так называемая «задумавшаяся Афина». Мраморный рельеф с афинского Акрополя, V в. до P. X.

25
Бронзовая статуя Посейдона, V в. до P. X.

Рис. 11

Бронзовая статуя Посейдона, V в. до P. X.

26

государств Пелопоннеса—Спарты — считались прямыми потомками Геракла.

Дорийское завоевание привело к значительному регрессу даже в тех областях древней Греции, которые не были им непосредственно задеты. Исчезли дворцы со всем, что с ними было связано: монументальным искусством, изощренным ремеслом, обслуживавшим потребности жителей дворцов, грамотностью, поскольку она была необходима только той сложной бюрократической хозяйственной системе, которая существовала в микенское время. Жизнь стала грубой и простой. Наилучшее представление о характере ее дают поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Гомер в этих поэмах хотел рассказать о подвигах героев микенской эпохи, но отделенный от нее несколькими веками, он очень смутно представлял себе характер жизни людей того времени. У него, например, нет ни слова об искусстве письма. Гомер знал, что воины той эпохи использовали колесницы, но он не знал, как это они делали. Поэтому в его описаниях сражений воины торжественно подъезжают к полю боя на колесницах, а затем — сходят с них и сражаются как пешие воины. Гомер не представлял себе великолепия и роскоши дворцов микенского времени, и дворец Одиссея в его описании выглядит весьма убого: главный зал — обширная комната с закопченными стенами и потолком, здесь же находится большой очаг, где готовят пищу, животных для нее убивают и свежуют тут же. Этот зал открывается непосредственно на улицу, нищие могут войти в него и сесть у входа. Прямо перед дворцом — огромная куча навоза, на которой лежал старый пес Аргус, узнавший своего хозяина, когда он пришел к дому под видом нищего 14.

История Афин периода «темных веков» отражена в ряде мифов, в которых упоминаются афинские цари, их подвиги и преступления. Афиняне гордились тем, что были исконными жителями Эллады, как они полагали,— единственным по-настоящему автохтонным народом этой страны15. Это означало, что, с точки зрения афинян, дорийское

14 Подробнее см.: Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976.
15 Эту мысль с гордостью выражали очень многие афинские авторы. Фукидид, наиболее рационалистически мыслящий среди них, согласен с этой идеей, но дает ей свое, более приземленное объяснение: «В Аттике же при скудости ее почвы
27

завоевание не задело Аттику или жители ее смогли отстоять свои земли. Оно даже способствовало притоку населения в город и его округу, того населения, которое бежало из областей, захваченных дорянами. Ряд знатных афинских родов имел неаттическое происхождение. Так, род Писистратидов, к которому принадлежали афинские тираны, происходил из Пилоса—они были потомками царя Нелея (Herod., V, 65)16 род Гефереев, который дал знаменитых борцов с тиранией Гармодия и Аристогитона, прибыл из Эретрии (Herod., V, 57), а Филаиды (великий афинский полководец Мильтиад был родом Филаид)—с острова Эгина (Herod., V, 35).

Особое место в афинских мифах занимает царь Тесей17. Согласно им, в период его царствования происходит объединение Аттики в единое государство. До этого времени Аттика была разделена на несколько мелких государств, которые иногда даже воевали друг с другом. Фукидид сообщает: «...еще при Кекропе и первых царях до Фесея народ в Аттике всегда жил отдельными общинами со своими особыми пританеями и архонтами. На общие совещания к царю люди собирались лишь в исключительных случаях. Обычно же каждая община самостоятельно обсуждала и вершила свои дела. Иные общины даже вели между собой войны, как например элевсинцы во главе с Евмолпом — против Эрехфея» (Thuc., II, 15, 1).Тесей объединил их, но не путем подчинения Афинам, а инкорпорировав элевсинцев в состав гражданства Афин. Жители всех населенных пунктов на территории Аттики стали гражданами Афин, не отличающимися по своим правам от коренных афинян18.

очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население» (Thuc., I, 2, 5). См. Фукидид, История. Издание подготовили Г. А. Стратановский, А. А. Нейхард, Я. М. Боровский. Л., 1981.
16 См.: Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко, редактор перевода Н. А. Мещерский. Л., 1972.
17 О Тесее в истории Афин и в афинской идеологии см.: Calante Cl. Thésée et l’imaginaire athénien. Légende et culte en Cirèce antique. Lausanne. 1990.
18 Описание этих событий y Фукидида выглядит следующим образом: «Как мудрый и могущественный владыка Тесей, воцарившись, установил порядок в стране—уничтожил пританов и архонтов в отдельных общинах и объединил всех жителей Аттики в один поныне существующий город с одним общим советом и пританеем» (Thuc., II, 15, 2).
28
Тесей — победитель Минотавра. Рисунок на вазе

Рис. 12

Тесей — победитель Минотавра. Рисунок на вазе

Вторая заслуга Тесея, согласно афинским преданиям,— установление демократии. Естественно, действительность отличалась от сказания, но по всей видимости, в легенде о Тесее отразилась суть реального процесса — в течение «темных веков» царская власть ликвидируется, и в VII в. до P. X., то есть в то время, которое мы уже в какой-то степени знаем не по мифам, а благодаря историческим источникам,

29

Афины предстают перед нами как примитивная республика с господством знати. Царская власть ликвидируется, что, вероятнее всего, не было одномоментным событием, но достаточно длительным процессом, в ходе которого у древних царей узурпировались одна за другой их важнейшие функции. Исполнительная власть принадлежит девяти архонтам, которые, по словам Аристотеля, избирались по знатности и богатству, сначала на десять лет, а потом—только на год (Aristot., Ath. Pol., II)19. Архонт-царь (басилевс) отвечал за всю сакральную сторону жизни государства, архонт-полемарх руководил его военной силой, архонт-эпоним был высшим гражданским руководителем государства (и по его имени назывался год в афинском календаре), суд осуществляли шесть фесмофетов. Важную роль играл Совет Ареопага, в который входили все бывшие архонты после того, как истекал срок их полномочий. Они заседали в нем всю оставшуюся жизнь. Свое название этот Совет получил по названию холма, где он заседал (холм, названный по имени бога войны Ареса). Изредка собиралось и народное собрание.

Несмотря на серьезнейшие изменения в характере государственного строя, царский дворец остался центром общественной жизни города, там продолжали заседать высшие руководители Афин. Именно в это время происходят первые значительные изменения в архитектурном облике Акрополя, связанные с изменением и усложнением общественной жизни — неподалеку от дворца сооружается первое специальное здание святилища Афины. Когда это произошло, мы точно не знаем, но твердо известно, что уже в VII в. до P. X. в районе дворца— в северной части Акрополя — существовал храм Афины20. Храм этот был амфипростильным по своему плану: он имел два входа на торцовых сторонах и колоннадные портики перед каждым из них. Восточный вход вел в целлу Афины, западный — в две смежные, не сообщающиеся друг с другом целлы: Посейдона и Эрехтея. Такой своеобразный план отражал дуальность религиозных представлений афинян, которая нашла свое выражение в мифе о споре между Афиной и По-

19 Перевод С. И. Радцига. См.: Античная демократия в свидетельствах современников. Издание подготовили Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. М., 1996.
20 Колобова К. М. Древний город... С. 52. См. также: Korres М. Die Athena-Tempel auf der Akropolis // Kult und Kultbauten auf der Akropolis. Internationales Symposion von 7. bis 9. Juli 1995 in Berlin. Berlin, 1997. S. 218—245.
30

сейдоном21. В восточной целле стояла древняя статуя Афины, вырезанная из ствола оливкового дерева. По афинскому преданию, эта статуя упала с неба22. Между 600 и 570 гг. храм был обнесен дорической периптеральной колоннадой. Вероятнее всего, это происходит вскоре после знаменитых реформ Солона, имевших место около 590 г. до P. X. Здесь, естественно, не место подробно говорить о характере самих реформ, отметим основное—реформы резко ослабили власть знати, став, если можно так сказать, первым шагом к настоящей демократизации афинского общественного строя.

Однако реформы Солона не могли решить всех проблем, но только обострили их. Результатом этого стала ожесточенная борьба различных политических группировок в Аттике и установление власти тирана Писистрата, а затем — после его смерти — его сыновей23. Эта тирания, продолжавшаяся с двумя перерывами большую часть VI в. до P. X., была важным этапом в истории Афин. Мы, естественно, не имеем возможности сколько-нибудь подробно говорить о политике Писистрата и его преемников. Отметим только два обстоятельства.

Писистрат, подобно многим другим тиранам, активно занимался строительством в городе, которым он управлял. Афинская традиция приписывает ему создание водопровода, подававшего воду к главной городской площади — агоре, было начато строительство гигантского храма, посвященного культу Зевса Олимпийского, построено новое святилище Деметры в Элевсине и др. Эти значительные строительные проекты не только украшали город или облегчали жизнь горожан, но и давали возможность заработка многим афинянам не очень высокого жизненного уровня.

Второе обстоятельство связано с особым отношением Писистрата к культу богини Афины. Он считал, что богиня помогает ему, и использовал популярность данного культа для своих целей. В анекдотическом рассказе Геродота о хитростях Писистрата отражена некая доля исторической истины. Геродот так передает обстоятельства вторично

21 Berve Н., Gruben G. Temples... Р. 64.
22 Павсаний но этому поводу осторожно замечает: «но я не буду исследовать со всей точностью, так это или нет» (Paus., I, XXVI, 6). См.: Павсаний. Описание Эллады. Т. I. Перевод и вступительная статья С. П. Кондратьева. М., 1994.
23 О Писистрате подробнее см.: Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997. С. 63—100.
31

го установления власти Писистрата в Афинах: «В Пеонийском деме жила женщина по имени Фия ростом в 4 локтя без трех пальцев и вообще весьма пригожая. Эту-то женщину в полном вооружении они поставили на повозку и, показав, какую она должна принять осанку, чтобы казаться благопристойной, повезли в город. Затем они отправили вперед глашатаев, которые прибыв в город, обращались по их приказанию к горожанам с такими словами: „Афиняне! Примите благосклонно Писистрата, которого сама Афина почитает превыше всех людей и возвращает теперь из изгнания в свой акрополь!" Так глашатаи кричали, обходя улицы, и тотчас по всем демам прошел слух, что Афина возвращает Писистрата из изгнания. В городе все верили, что эта женщина действительно богиня, молились смертному существу и приняли Писистрата» (Herod., I, 60).

Третье возвращение Писистрата к власти также было связано с Афиной. Решающее сражение сторонников Писистрата с афинским ополчением произошло на полпути между Марафоном и Афинами — возле святилища Афины в Паллене (Herod., I, 62). Мы можем рассматривать все эти события как элементы политико-религиозной пропаганды Писистрата и его сторонников, подчеркивавших постоянную поддержку этому политическому деятелю, оказываемую богиней. Соответственно, укрепившись у власти, Писистрат должен был особо подчеркивать свою заботу о культе богини. В Афинах издавна существовал праздник в честь богини Афины, который отмечался в конце месяца гекатомбеон24. В 566/565 г. до P. X. была произведена реформа праздника и учреждены Великие Панафинеи, справлявшиеся один раз в четыре года25. Писистрат придал этому празднику невиданную ранее пышность и размах.

Своего рода пересечением отмеченных направлений в политике Писистрата—его строительной деятельности для украшения города и его особого отношения к культу Афины — стало возведение нового храма богини на Акрополе26. К сожалению, наши сведения об его архитектуре ограничены, и мы можем судить о нем, главным образом,

24 См.: Parke Н. W. Festivals of the Athenians. London, 1986. P. 34.
25 Подробнее об этом празднике речь пойдет ниже.
26 Wiegand Т. Die archaische Poros-Architectur der Akropolis zu Athen. Kassel; Leipzig, 1904. S. 115—126.
32
Трехглавый демон с фронтона, возможно, «Старого храма» Афины на Акрополе

Рис. 13

Трехглавый демон с фронтона, возможно, «Старого храма» Афины на Акрополе

на основании скульптурного декора. Не исключено, что именно этому храму принадлежат остатки фронтона большого храма первой половины VI в. до P. X., найденные в ходе старых раскопок. Левую сторону фронтона занимала фигура Геракла, борющегося с морским чудовищем, правую—трехголовый демон, воплощающий три природные силы— воду, огонь, землю27.

В самом конце века с помощью спартанцев афиняне избавляются от власти Писистратидов. После короткого периода смут Клисфен проводит радикальные демократические реформы, благодаря которым участие в политической жизни было гарантировано всем гражданам Афин. Аристократия должна была смириться с новым демократическим строем.

27 Charhonneaux J., Martin R., Villard F. Grèce archaïque (620—480 avant J.-C.). Paris, 1968. P. 114—115. Figs. 125—127.
33
Гоплит поражает персидского воина. Первая половина V в. до P. X. Рисунок на вазе

Рис. 14

Гоплит поражает персидского воина. Первая половина V в. до P. X. Рисунок на вазе

Как естественный результат изменений в государственном устройстве, наблюдаются новые тенденции в градостроительстве и архитектуре. Прежде всего, основные правительственные здания «спускаются» с Акрополя и отныне располагаются вокруг агоры — главной городской площади28. Акрополь отныне становится, в первую очередь,

28 Martin R. L’urbanisme dans la Grece antique. Paris, 1956. P. 32.
34

религиозным центром города, местом, где справляются главные для города религиозные обряды. Помимо общеисторических соображений, связанных с демократизацией власти и ее приближением к месту повседневной деятельности людей, сыграло роль еще одно, конкретное соображение: местом жилья Писистратидов был Акрополь29, и перенося центр политической власти на агору, хотели подчеркнуть полноту разрыва с тираническим режимом, столь отрицательно оцениваемым гражданством Афин. Эти соображения должны были влиять и на отношение афинян к храму Афины, построенному Писистратом. Видимо, вскоре после реформ Клисфена на Акрополе возводится новый храм Афины. От него сохранилось несколько фрагментов выразительных фронтонных композиций из мрамора. Они явно принадлежали храму Афины, поскольку на восточном фронтоне воспроизведена сцена борьбы богов и гигантов, в частности Афина, поражающая гиганта Энкелада. Ясно, что богиня занимала центральное место в общей композиции. Западный фронтон украшали фигуры зверей, в центре—два льва, терзающие быка. Скульптурный акротерий (Горгона) и угловые украшения (голова льва с одной стороны и барана—с другой) завершали декор храма. Правда, не совсем ясно, принадлежат ли эти фрагменты так называемому «старому храму», построенному на том месте, где уже длительное время располагались предшествующие храмы Афины, или храму, который афиняне называли Гекатомпедон («стофутовый») и который занял новое место—в районе будущего Эрехтейона, где зафиксированы остатки конструкций, позволяющие представить его план30.

29 Сообщения Геродота не оставляют сомнения в том, что Писистрат и его дети-преемники его власти обитали на Акрополе. См.: Herod., V, 61—62.
30 Charbonneaux J.,Martin R., Villard F. Grèce archaïque... P. 238—239. Figs. 276—277. Правда, существует мнение, что эти фрагменты относятся к одной из последних фаз существования писистратовского храма и они должны датироваться временем около 520 г. до P. X. (Колобова К. М. Древний город... С. 56—57), однако это мнение вряд ли справедливо и сейчас не пользуется поддержкой исследователей (см.: Childe W. А. P. The Date of the Old Temple of Athena on the Athenian Acropolis // The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Proceedings of an International Conference Celebrating 2500 Years since the Birth of Democracy in Greece, Held at the American School of Classical Studies at Athens, Decembre 4—6,1992. Ed. by W. D. E. Coulson, O. Palagia, T. L. Shear Jr., H. A. Shapiro, F. J. Frost. Oxford, 1994. P. 1—6, который доказывал, опираясь на исследования К. Штэлера (Stähler K. Zur
35

В 490 г. до P. X. в истории Афин произошло чрезвычайно важное событие: армия персидского царя Дария I высадилась на территории Аттики у местечка Марафон. Эта десантная операция стала началом планировавшейся персами военной кампании, целью которой было завоевание всей Греции. Персидская армия превосходила ополчение афинян, которые обратились за помощью к соседям и к Спарте—тогда наиболее могущественному из полисов, но к началу сражения на помощь афинянам смог прийти только небольшой отряд из соседнего беотийского города Платеи. В жестоком бою при Марафоне ополчение Афин разгромило персидскую армию.

Эта победа значила много для Афин, продемонстрировав всему миру мощь афинского демократического полиса, доблесть его граждан. На протяжении всей истории Афин его граждане гордились этой победой, больше чем какой-либо другой. Сколько бы ни было потом сражений с персами, в них афиняне всегда бились с врагами вместе с другими греками, и победа принадлежала всем, здесь же Афины, в сущности одни, разгромили персидскую армию, и победа принадлежала только им. В последующей истории Афин к дням марафонского сражения обращались как к своего рода «золотому веку», а участники марафонской битвы («марафономахи») вспоминались как идеальные герои прошлого.

Именно после этой победы принимается решение построить на Акрополе новый храм, посвященный богине Афине—защитнице и покровительнице города, а также новый монументальный вход на Акрополь31. Строительству храма способствовало еще одно обстоятельство, как раз тогда были открыты богатые залежи прекрасного мрамора вблизи Афин. Раньше мрамор в Аттике добывался в очень незначительном количестве и, соответственно, стоил дорого. Открытие каменоломен в Пентеликоне (отрог горы Парнет) решало разом множество проблем и финансового и эстетического плана, поскольку пентеликонский мрамор очень высокого качества и стоимость его была относительно невысокой.

Rekonstruktion und Datierung des Gigantomachiegiebels von Akropolis // Antike und Universalgeschichte. Festschrift Hans Erich Stier. München, 1972. S. 88—112; idem., Der Zeus aus den Gigantomachiegiebel der Akropolis? // Boreas. I. 1978. S. 29—31), что этот храм был заложен вскоре после 508/7 г. до P. X., а скульптура фронтона должна была создаваться около 500 г. до P. X.).
31 Berve H., Gruben G. Temples... P. 64.
36

Новый храм был заложен в 488 г. до P. X. в первый день главного афинского праздника Великих Панафиней. Строительство продолжалось вплоть до 480 г., когда началось новое вторжение персов в Грецию. Захватив Северную Грецию и прорвавшись в Среднюю, несмотря на героическое сопротивление небольшого отряда спартанцев во главе с царем Леонидом в Фермопильском проходе, персы вышли к Афинам. Большая часть населения города была эвакуирована афинским флотом, только маленькая группка смельчаков пыталась защитить Акрополь, возведя деревянные стены. Дело в том, что незадолго до персидского нашествия, когда уже отчетливо была видна угроза, с востока, Афины обратились к самому уважаемому греческому оракулу в храме Аполлона в Дельфах, вопрошая его о том, что им делать. Ответ оракула по обыкновению оказался достаточно туманен:

Гнев Олимпийца смягчить не в силах Афина Паллада,
Как ни склоняй она Зевса—мольбами иль хитрым советом.
Все ж изреку тебе вновь адамантовой крепости слово:
Если даже поля меж скалою Кекропа высокой
И Киферона долиной святой добычею вражеской станут,
Лишь деревянные стены дает Зевес Тритогенее
Несокрушимо стоять во спасенье тебе и потомкам.
Конных спокойно не жди ты полков или рати пехотной
Мощно от суши грядущей, но тыл обращая,
Все ж отступай: ведь время придет и померишься силой!
Остров божественный, о Саламин, сыновей своих жен ты погубишь
В пору ль посева Деметры даров, порою ли знойною жатвы32.

В пророчестве самым важным для афинян было указание на деревянные стены, которые защитят город. Большая часть населения понимала указание на деревянные стены, как намек на необходимость строить корабли, деревянные борта которых послужат стенами городу, некоторые же полагали, что нужно укреплять деревянными стенами Акрополь.

По рассказу Геродота, персы осадили Акрополь: «Они зажгли обмотанные паклей стрелы и стали метать их в засеку. Осажденные афиняне все-таки продолжали защищаться, хотя дошли уже до крайности,

32 Текст оракула приведен Геродотом (Herod., VII, 141).
37

так как засека их уже не защищала. Тем не менее они не согласились на предложенные Писистратидами33 условия сдачи, но придумывали новые средства защиты. Так, они скатывали огромные камни на варваров, напиравших на ворота, и Ксеркс34 долгое время был в затруднении, как ему взять Акрополь. Наконец варвары нашли выход из затруднительного положения... С передней стороны Акрополя, противоположной воротам и дороге, ведущей наверх, несколько персов поднялись на скалу. В этом месте не было никакой стражи, так как считалось, что здесь-то уже никто не сможет взобраться наверх. Это было возле святилища Аглавры, дочери Кекропса, где скалы действительно очень крутые. Когда афиняне увидели врагов наверху, на Акрополе, то одни из них ринулись вниз со стены и погибли, другие же нашли убежище внутри святилища. Персы же, поднявшись наверх, прежде всего направились к воротам святилища и открыли их; затем они умертвили защитников, моливших о спасении. Когда со всеми защитниками Акрополя было покончено, персы разграбили святилище и предали огню весь Акрополь» (Herod., VIII, 52—53).

Можно полагать, что персы свалили и сожгли леса нового строящегося храма, и огромный костер на вершине Акрополя знаменовал захват и разрушение греческих святынь; дым пожарища был виден афинскими моряками у о. Саламин. До сих пор на старых остатках фундаментов и колонн доперсидского Акрополя видны следы разрушительного действия пламени35. Вид горящих городских святынь стал еще одним стимулом для афинян в их отчаянно смелой морской битве с персами, которая развернулась у берегов Аттики, возле острова Саламин. В этом морском сражении был полностью разгромлен персидский флот, и афинские моряки сыграли главную роль в достижении победы.

Афины — не единственный греческий город, храмы которого уничтожили персы, и проблема сожженных и разрушенных персами святилищ долгое время продолжала волновать греков. Так, в 479 г., когда персы пытались склонить афинян к отпадению от общеэллинского

33 Писистратиды пришли в Афины вместе с персами.
34 Ксеркс был персидским царем в это время и лично командовал армией, вторгшейся в Грецию.
35 Колобова К. М. Древний город... С. 82.
38

союза, афиняне, объясняя своим союзникам спартанцам причину, по которой они никогда не войдут в соглашение с врагами, указывали: «Во-первых, самое важное препятствие к примирению—это сожженные и разрушенные кумиры и святилища богов. За это нам нужно кровью отомстить, прежде чем примириться с человеком, содеявшим это» (Herod., VIII, 144). Перед решительной сухопутной битвой у беотийского города Платеи в 479 г. все греки, как об этом свидетельствует афинский оратор Ликург в речи «Против Леократа» (80 сл.), дали друг другу клятву в том, что не будут «отстраивать заново ни один из сожженных и разрушенных храмов», но оставят «как напоминание потомкам о бесчестии варваров». Эта клятва первоначально выполнялась во многих полисах, включая Афины. Афиняне оставили в руинах Акрополь, не восстанавливали они и многие другие храмы Аттики, разрушенные персами. Исключение было сделано только для святилищ элевсинских божеств (как в Элевсине, так и в Афинах)36. Строившиеся в это время в Афинах здания общественного назначения имели, как правило, не сакральное, а коммеморативное назначение и создавались они на средства не государства, а частных лиц37.

После этих побед война с персами продолжалась еще достаточно длительное время, но теперь она уже велась на персидской территории, в ходе ее были освобождены греческие города Малой Азии и островов Эгейского моря, которые ранее были захвачены персами. Спарта и ее ближайшие союзники уже не участвовала в войне, и бесспорным руководителем союзных вооруженных сил стали афиняне. Таким образом, вокруг Афин сложился союз греческих полисов, который в нашей историографии обычно называют Афинским морским союзом, а западные историки—Афинской империей.

В один из моментов этой войны (в 449 г. до P. X.) тогдашний лидер афинского государства Перикл внес предложение в народном собрании: «О том, чтобы все эллины, где бы они не жили, в Европе или Азии, в малых городах или больших, послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания об эллинских храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эл-

36 Руины разрушенных персами зданий сохранились не только в Аттике, но и в Фокиде, Беотии и даже в Византии (Колобова К. М. Древний город... С. 111).
37 Meiggs R. The Political Implication of the Parthenon // Parthenos and Parthenon.
39

лады по обету, данному богам, когда они сражались с варварами, о безопасном для всех плавании по морю и о мире» (Plut., Pericl., XVII, I)38. Далее в рассказе Плутарха говорится о том, что афиняне отправили послов в различные части Греции, которые «уговаривали эллинов прийти в Афины и принять участие в совещаниях о мире и общих действиях Эллады» (Plut., Pericl., XVII, 2).

Однако всеэллинское совещание созвать не удалось вследствие резко отрицательного отношения к нему со стороны спартанцев. Предложение Перикла о созыве всеэллинского конгресса находилось целиком в русле той политики, которую Афины в это время проводили с особой настойчивостью. Они стремились объединить в своем союзе как можно больше городов и надеялись направить этот союз не только против персов, но и против спартанцев. Перикл очень тонко соединил в едином проекте самые различные проблемы, чтобы сделать его более приемлемым для всех греков. В частности, на первый план были выдвинуты вопросы, связанные с проблемой эллинских святилищ, разрушенных персами. Спартанская дипломатия, однако, разгадала действительные цели этого совещания и смогла воспрепятствовать его созыву. Спартанцы прекрасно понимали, что проведение его в Афинах еще более бы подняло авторитет этого полиса и могло привести к признанию за Афинами статуса всеэллинского гегемона.

Следующий раз проблема разрушенных святилищ Акрополя встала в 449 (или, что более вероятно, в 448 г. до P. X.), когда было принято решение начать широкомасштабное строительство на Акрополе. Естественно, встает вопрос, почему именно в этом году. Дело заключается в том, что в 449 г. был заключен мирный договор между Афинами и их союзниками, с одной стороны, и Персидской державой — с другой, официально положивший конец Греко-персидским войнам. Мир, очень выгодный для греков, отражал также резко возросшую мощь Афинского морского союза.

Таким образом, самым отчетливым образом вырисовывается связь между окончанием войны и началом строительства Парфенона. Помимо соображений морального плана—война окончена, враг повержен,

38 Перевод С. И. Соболевского. См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в грех томах. Том I. Издание подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. М., 1961.
40

и теперь можно приняться за восстановление храмов, по всей видимости, важную роль играли соображения финансового характера. К концу войны военная и финансовая структуры Афинского морского союза функционировали следующим образом: собственно военные действия вели только Афины, используя свой флот и свои людские ресурсы, остальные же союзники участвовали в войне денежными взносами, на которые и содержались афинские армия и флот. Теперь, когда война окончилась, по мнению Перикла и, видимо, значительной части гражданства определенную долю средств, собираемых с союзников, можно было бы направить на другие цели. Перикл и предложил план грандиозной перестройки Акрополя, превращения его в великолепный общественный центр Афинского полиса и всего морского союза.

Проблема строительства Парфенона имеет еще один аспект. При первом взгляде на это здание кажется, что оно расположено на плоской вершине скалы. Однако это впечатление обманчиво, так как только северо-восточная четверть его действительно опирается непосредственно на скалу, остальные три четверти построены на искусственных субструкциях. В своей основной части субструкции не высоки и имеют 4—5 рядов камней, но в юго-западном углу высота субструкций весьма значительная — 22 ряда, или почти 11 метров39.

Открытие субструкций в ходе раскопок 80-ых гг. XIX в. породило дискуссию, которая не закончилась еще и сегодня. Дело заключается в том, что, как выяснилось при исследовании, субструкции первоначально предназначались для храма, план которого очень отличался от плана Парфенона, и только позднее они были приспособлены для собственно Парфенона. Потом оказалось, что и часть барабанов колонн первоначально также предназначались для «первичного» храма. Кроме того, обратили внимание на тот факт, что 14 барабанов колонн, идентичных колоннам Парфенона, были заложены в кладку оборонительной стены Акрополя невдалеке от Эрехтейона. Итак, стало ясно, что строительство первоначального храма не было закончено и его субструкции и часть других готовых деталей (включая барабаны колонн) использовали для нового храма.

В результате всех этих открытий возникло несколько вопросов: сколько было предшествующих зданий на месте современного Парфе-

39 Bundgaard J. A. Parthenon... Р. 9.
41

нона? когда начали строить «первичный» храм? когда и при каких обстоятельствах приняли решение об изменении конструкции здания?

Кажется, что проще всего ответить на первый вопрос. Хотя такой авторитетный исследователь, как В. Дерпфельд, упорно пытался доказать, что современному Парфенону предшествовало два храма: один, сделанный из пороса (местный вариант известняка), и другой — из мрамора40, все же сейчас эту идею не поддерживает никто из серьезных специалистов. Подавляющая часть ученых считает, что на месте Парфенона до начала его строительства имелось только одно здание.

Большие дискуссии вызывает и вопрос о времени начала строительства первого храма. Сразу после раскопок, выявивших следы перестроек, практически все ученые были согласны с тем, что первичные конструкции созданы после 479 года, то есть года изгнания персов из Аттики41. Однако в 1902 г. Дерпфельд высказал мысль о том, что они должны относиться к значительно более раннему времени42. Его точка зрения нашла достаточно широкое признание среди специалистов. Но в 1936 г. В. Кольбе выступил в поддержку старого мнения о дате — после 479 г.43 В свою очередь В. Вальтер с 1953 г., активно включившись в дискуссию, стал доказывать, что справедлива точка зрения В. Дерпфельда о много более ранней датировке44. Таким образом, в настоящее время существуют обе точки зрения, и трудно сказать, какая из них более правильна. Сложность усугубляется тем, что среди сторонников обоих взглядов тоже нет согласия в том, когда именно было начато строительство. Так, среди тех, кто придерживается более ранней даты, одни уверены в очень ранней датировке, другие связывают начало строительства с Марафонской битвой. В частности, такой авторитетный специалист, как В. Динсмур, считал, что начало строительства ранн!его Парфенона можно определить очень точ-

40 Dörpfeld W. Der altere Parthenon // Ath. Mitt., В. XVII, 1892; idem, Parthenon I, II und III //AJA. Vol. XXXIX. 1935.
41 Bundgaard J. A. Parthenon... P. 11.
42 Dörpfeld W. Die Zeit des alteren Parthenon // Ath. Mitt. Bd. XXVII. 1902.
43 Kolbe W. Die Neugestalt der Akropolis nach den Perserkriegen //JbAI. 51. 1936.
44 Walter O. Die Parthenonfundamente und das Delphische Orakel // Anz. der Österreich Akademie der Wissenschaften. Philos.-hist. Klasse. 1952. Wien, 1953.
42

но—на основании астрономических наблюдений. По его мнению, закладка здания произошла 31 августа 488 г.45

Нет согласия и среди ученых, относящих раннее здание к послеперсидской эпохе. По мнению Р. Карпентера, возводить храм Афины начали между 468 и 465 гг.46 В самое последнее время появился новый вариант: к работам по сооружению первоначального Парфенона приступили только в 448 году, они не прерывались никакими катастрофическими событиями, изменение же устройства здания произошло непосредственно в ходе строительства, причиной чему послужило решение привлечь Фидия к созданию статуи Афины Парфенос. Статуя не согласовывалась с размерами уже начатого строительством храма, и поэтому пришлось, несмотря на огромные финансовые потери, изменить план, приспособив здание к гигантской статуе47.

Поскольку в нашу задачу не входит детальный разбор всех имеющихся мнений и аргументации в их поддержку, отметим только, что наиболее правильным кажется следующее решение: первоначальный Парфенон вероятнее всего был начат строительством после Марафонской победы, точнее в 488 году (точка зрения В. Динсмура), недостроенное здание разрушили персы в 480 году. Оно оставалось в руинах до 447 г., и именно остатки этого здания использовали для собственно Парфенона. Перечислим самым кратким образом аргументы в поддержку такой схемы. План первого Парфенона слишком отличается от того, что характерно для храмовой архитектуры середины V в. до P. X.: он очень узкий и длинный. Такого рода план указывает на значительно более раннюю дату. Единодушие античной традиции, подкрепленное археологическими свидетельствами, заставляет думать, что греки, в частности афиняне, твердо выполняли клятву, данную перед Платейской битвой. Единственная возможность отойти от нее—начать строительство после победы. Наконец, если мы примем мнение, что первый Парфенон начали возводить только в 449 году, мы неизбежно должны будем сделать вывод, что художественное совершенство здания— результат случая, импровизации при приспособлении полуза-

45Dinsmoor W. В. The Date of the Older Parthenon // AJA. Vol. XXXVIII. 1934. P. 408—449; idem, The Older Parthenon: Additional Notes // AJA. Vol. XXXIX. 1935.
46 Carpenter R. The Architects of the Parthenon. Harmondsworth, 1970. P. 39.
47Bundgaard J. A. Parthenon... P. 7—146.
43

конченного сооружения для новой статуи. Однако весь опыт художественной истории человечества восстает против этого. Великие произведения искусства не рождаются случайно.

Основной вывод, к которому можно прийти после рассмотрения (неизбежно краткого) истории строительства на Акрополе и особенно истории тех культовых сооружений, которые были посвящены Афине,— это вывод о том, что каждый крупный исторический период в жизни Афин требовал изменений в архитектурном облике Акрополя. Соответственно, под этим углом зрения следует рассматривать и историю создания самого Парфенона.

Подготовлено по изданию:

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А.
Судьба Парфенона. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 352 с.: ил. - (Язык. Семиотика. Культура).
ISBN 5-7859-0108-0
© Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, 2000
© А. Д. Кошелев. Серия «Язык. Семиотика. Культура», 1995
© В. П. Коршунов. Оформление серии, 1995



Rambler's Top100