Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
30

II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВИЗАНТИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

Источники по истории Византия, древние авторы и надписи, касаются главным образом политических событий, развернувшихся в Византии в V и IV вв. до н. э. Об экономической жизни города до нас дошло мало сведений, причем большинство из них относится лишь к вопросам торговли. Наиболее подробное освещение роли Византия в понтийской торговле дает Полибий: «С моря местность прилегает к устью Понта и господствует над ним, так что ни одно торговое судно не может без соизволения византийцев ни войти в Понт, ни выйти из него. Понт обладает множеством предметов, весьма нужных для человека, и все это находится в руках византийцев» 1. Однако Полибий указывал на значение Византия лишь для общегреческой торговли, не касаясь экономики самого города. Отсутствие археологических раскопок Византия лишает нас ценнейшего материала, который мог бы дать сведения о быте города, о развитии ремесла, о строительстве и т. д.

Многие вопросы, связанные с землевладением и землепользованием, с состоянием финансов и пр., остались бы неосвещенными, если бы мы не обладали сведениями большой ценности, которые дает нам псевдо-аристотелева «Экономика» 2. По многим вопросам хозяйственного строительства города она является единственным нашим источником. Из трех частей «Экономики» наибольший интерес представляет вторая глава ее второй части — перечисление финансовых мероприятий, предпринимаемых различными городами и лицами в случае денежной нужды. Приведенные автором 72 примера финансовых мероприятий расположены в хронологическом порядке и от-

1 Polyb., IV, 38, 2.
2 «Aristotelis quae feruntur oeconomica», II, 2, 3 (1346 В).
31

носятся преимущественно к IV в.1, среди них указаны и меры, предпринятые византийцами 2.

Вопросы экономического развития Византия в работах западноевропейских исследователей почти не затрагиваются. Хазебрек в своем общем труде по экономике древней Греции 3, правда, касается этой темы, однако его утверждения, будто греческие колонии являлись только сельскохозяйственными поселениями, нельзя принять. Правда, Хазебрек не решился оторвать византийцев от моря и превратить их в земледельцев: он соглашается на некоторые уступки, говоря, что Византий вырос из военно-пиратских предприятий, но тут же добавляет, что «о систематической торговле нельзя и здесь говорить». К. Белох в первом издании своей «Истории Греции» впал в другую крайность, сведя все значение колоний к снабжению метрополии хлебом, соленой рыбой и другими продуктами 4.

Эти объяснения экономического развития Византия в работах буржуазных авторов являются совершенно неправильными. На самом деле значение торговли в экономике древнегреческих полисов определялось наличием товарного производства. И. В. Сталин в своем гениальном труде «Экономические проблемы социализма в СССР» пишет: «Товарное производство старше капиталистического производства. Оно существовало при рабовладельческом строе и обслуживало его, однако не привело к капитализму» 5.

Русские дореволюционные и советские ученые придают вопросам понтийской торговли большое значение. Даже немецкий ученый Е. Цибарт 6 вынужден признать, что вопросы торговли Северного Причерноморья изучены силами русских ученых значительно полнее, чем вопросы торговли других областей греческого мира.

Торговля Византия, как указывалось, неотделима от понтийской и развивалась вместе с последней. Но в первые века

1 Как установил С. А. Жебелев в своей работе «Аристотелева экономика» (ВДИ, 1937, № 1), к VII в. относится только один пример, взятый из деятельности коринфского тирана Кипсела; к V в. — два: об афинянах, живших в Потидее в период Пелопоннесской войны, и о гражданах Лампсака. Выбор примеров, по мнению С. А. Жебелева, объясняется важностью тех или иных территорий в период возникновения «Экономики» (IV —III в. до н. э.).
2 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
3 J. Hasebroeck. Griechische Wirtschafts- und Gesellschaftsgeschichte bis zur Perserzeit, Tübingen, 1931, стр. 74, 109—130.
4 K. Ю. Белох. История Греции, т. I, М., 1897, стр. 135.
5 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат, 1952, стр. 15.
6 E. Ziebarth. Beiträge zur Geschichte des Seeraubs und Seehandels im alten Griechenland. Hamburg, 1929. Введение.
32

своего существования Византий не играл еще той решающей роли, какую стал занимать позже в торговле Греции с городами Северного Причерноморья. Объясняется это прежде всего ограниченными размерами понтийской торговли в VII—VI вв. до н. э., когда колонизация северного побережья только начиналась, и значительно меньшей в то время нуждой греческих полисов Балканской Греции в привозном хлебе.

Кроме мифа об аргонавтах, существование древнего морского пути из Эгейского моря в Понт подтверждают сведения Гелланика, Гекатея Милетского и др. Гелланик в схолиях к Аполлону Родосскому сообщает о плавании греков по Боспору и не знает никакого обходного пути в Понт по суше 1. Гекатей Милетский в «Землеописании» говорит также о плавании по Понту 2 и т. д. Поэтому вряд ли можно согласиться с доводами Мерле 3, искусственно расчленяющего экономическое развитие Византия на два различных периода — VII—VI вв., когда, по его мнению, Византий стоял в стороне от торгового пути и был чисто сельскохозяйственным поселением, и более поздний период бурного расцвета торговли и пренебрежения к земледелию. Здесь уместно будет вспомнить слова Маркса о том, что «история классической древности — это история городов, но история городов, основанных на земельной собственности и на земледелии» 4. Экономическое развитие Византия, в котором, несмотря на исключительную роль торговли, сельское хозяйство, как будет указано ниже, имело большое значение, является подтверждением указанного положения Маркса.

В период основания на месте Византия мегарской колонии, в первой половине VII в. до н. э., постоянно существующих греческих колоний на северном берегу Понта еще не было, но, судя по материалам археологических раскопок5, торговля греков с местным населением черноморских степей уже происходила. Так как Византий возник на самом крупном из узловых пунктов понтийского торгового пути, то в течение всей

1 Гелланик. О народах, fr. 92, ВДИ, 1947, № 1, стр. 315.
2 Гекатей Милетский. Землеописание, fr. 163, ВДИ, 1947, № 1, стр. 299.
3 По мнению Г. Мерле, в VII—VI вв. до н. э. торговый путь от Эгейского моря к Черному шел от Энеса, порта на фракийском берегу Эгейского моря, до Аполлонии по суше. Возможность плавания против течения возникла с развитием корабельной и мореходной техники. Необходимость освоения проливов, как торгового пути, Мерле (стр. 63—67) относит к V в. до н. э. и связывает с усилением государства одрисов, сделавшим опасными сухопутные дороги.
4 К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ВДИ, 1940, № 1, стр. 15.
5 Т. Н. Книпович. К вопросу о торговых сношениях греков с областью реки Танаиса в VII—V вв. до н. э. ИГАИМК, вып. 104, стр. 106.
33

истории города торговля, несомненно, была основой его экономики.

Возвышение Византия связано с общим подъемом понтийской торговли, в частности, с ростом хлебного импорта в Грецию. В классический период одним из главных предметов вывоза из Понта в Грецию был хлеб. Уже Геродот 1 описывает в период Греко-персидских войн встречу Ксеркса с судами, груженными хлебом, идущими из Понта через Геллеспонт. Персы препятствовали свободному развитию понтийской торговли, поэтому после изгнания их с берегов проливов объем торговли резко возрос. Соответственно с этим повысилось и значение Византия, как крупнейшего торгового порта. Об этом можно судить по сумме фороса, вносимого Византием в казну Первого Афинского морского союза: из всех членов этого союза более высокую сумму фороса, чем Византий, платили только Фасос и Эгина 2. Расположенный на противоположном берегу Боспора против Византия, на более плодородной почве, Калхедон платил 9 талантов, что тоже являлось не малой суммой, но почти вдвое меньшей, чем сумма, уплачиваемая Византием, богатство которого создавалось главным образом торговлей и доходами от рыбной ловли, а не сельским хозяйством.

Все возрастающим торговым значением Понта объясняется экспедиция Перикла, который стремился установить новые связи и упрочить старые. Мерле 3 предполагает, что именно к этому периоду (436 г.) относится введение пошлины за проезд через проливы в размере 1/10 стоимости всех провозимых через проливы товаров (δεκάτη). Но это противоречит сообщениям источников 4 о том, что такая пошлина впервые была введена Алкивиадом. Наложение пошлины на товары, провозившиеся через проливы, давало Афинам крупные доходы (по расчетам Белоха 5, доход с δεκάτη достигал 120 талантов в год).

Афины установили в период Пелопоннесской войны строжайший контроль над проливами. С начала войны проход через проливы торговых судов для государств не афинской ориентации был закрыт совсем, для союзников— ограничен. Провоз хлеба строго регламентировался. Византий превратился в главное складочное место; именно сюда свозился хлеб из Боспорского царства, а уже из Византия шел в союзные города. Сами эти города — члены Афинского союза — торговли с

1 Herod., VII, 147.
2 Эгина платила 30 талантов (IG, 203), Фасос—16,5 талантов (IG,198).
3 H. Merle. Byzantion und Kalchedori, стр. 22.
4 Если бы пошлина действительно была введена в это время, вряд ли такой серьезный историк, как Фукидид, не упомянул бы о ней.
5 J. Beloch. Zur Finanzgeschichle Athens. «Rh. Mus», XXXIX, стр. 461.
34

Боспорским царством не вели. По замечанию Цнбарта1,настоящая хлебная биржа была не в Пирее, а на водном пути, у Византия и Сеста. Гиерон — порт при святилище на Боспоре Фракийском — Цибарт называет сборным пунктом хлебных кораблей. Для соблюдения ограничений была организована специальная охрана в виде «наблюдателей за Геллеспонтом» (έλλησποντοφύλαχες).

Ярким показателем, свидетельствующим о характере хлебной торговли в период Пелопоннесской войны, является декрет

о метонейцах, принятый афинским народным собранием, в 430/29 г.2 Декрет состоит из двух частей. Первая часть касается урегулирования отношений города Метонеи, который был членом Афинского союза, с македонским царем Пердиккой. Декрет предусматривает посылку к Пердикке трех послов для передачи ему постановления афинян о разрешении метонейцам пользоваться морем и заниматься морской торговлей. В декрете подчеркивается суверенитет Метонеи: так, запрещается проводить войска по земле полиса против его воли. Фактически суверенитет этот весьма ограничен, так как все, якобы суверенные, права (неприкосновенность территории, право пользоваться морем и торговать и т. д.) метонейцы получали из рук Афин и при условии уплаты фороса.

Вторая часть декрета регулирует торговые сношения метонейцев, в частности, закупку хлеба. Эта часть документа особенно важна для нас, так как в ней метонейцам дается право вывозить хлеб из Византия3. К сожалению, в надписи испорчено число, указывающее размер дозволенного вывоза, но, во всяком случае, он исчислялся в тысячах медимнов (примерно 5 или 7 тыс. в год). Афинским стражам — геллеспонтофилакам, контролирующим движение судов в проливе, дано указапие не препятствовать вывозу указанного количества хлеба и следить, чтобы никто не препятствовал этому.

В случае нарушения этого приказа геллеспонтофилаки уплачивали штраф в размере 10000 драхм. Хазебрек4 приводит декрет о метонейцах как пример вмешательства Афинской державы во внутренние дела союзников. Даваемое метонейцам право торговли фактически ограничивалось одним городом — Византием. Самостоятельные сношения с понтнйекими городами в период Пелопоннесской войны, как можно судить из этого декрета, Метонее были запрещены. Очевидно, это относилось и к другим городам Афинского союза.

1 E. Ziebarth. Ук. соч., стр. 67.
2 CIA, I, 40.
3 Μεθωναίοις ειναί τε έξάγειν εξ Βυζαντίου σίτου μέχρι... άκισχιλίων μεδίμνων τοϋ ενιαυτού έκαστου.
4 J. Hasebroek. Staat und Handel im alten Griechenland, стр. 155.
35

Данное Византию право хлебной торговли, регламентируемое Афинами, было выгодно больше всего Афинам, так как разрешение покупать хлеб только в Византии преграждало на период войны для остальных городов путь в Понт и превращало понтийскую хлебную торговлю в монополию Афин. Виламовиц предполагает, что даже в Византий хлеб доставлялся исключительно на афинских судах, так как только последние имели право свободного прохода через проливы. Это предположение не подтверждается документальными данными, но даже если византийцы и имели право самостоятельно закупать хлеб в Боспорском царстве, то продавать его они были обязаны не по собственному усмотрению, а лишь по указанию Афин, что подчеркивается декретом о метонейцах.

Продаваемый византийцами хлеб безусловно был привозным, так как сельская территория Византия была столь незначительна, что могла в лучшем случае прокормить население самого города. У нас есть указания на случавшиеся в Византии нехватки хлеба 1, когда государству приходилось прибегать к таким мерам, как насильственная разгрузка в своей гавани проходящих мимо судов с понтийским хлебом. В качестве компенсации за вынужденную продажу хлеба проезжим купцам платилась прибавочная сумма в размере 10% стоимости проданного хлеба (прибавка покрывалась за счет повышения цен на хлеб). Покупали хлеб византийцы больше всего в Боспорском царстве. Среди купцов, приезжавших в мирное время с торговыми целями в гавани Боспора Киммерийского, В. Ф. Гайдукевич 2 первыми называет жителей Византия, а затем уже Калхедона, Гераклеи Понтийской, Амиса, Одесса, Херсонеса Таврического и др.

После сицилийской неудачи, разрушившей надежды афинян на завоевание западных колоний, еще больше увеличилась для Афин роль восточных рынков и прежде всего понтийского. К этому периоду, а именно к 410 г., наши источники 3 относят организацию таможни в Боспорском проливе для взимания 1/10 стоимости провозимых товаров (δεκάτη). По сведениям Полибия, пошлиной облагались суда, идущие в Понт, по свидетельству Ксенофонта — из Понта. Естественно предположить, что обложению подлежали и те, и другие суда. Таможня была расположена у Хрисополиса 4, в области Калхедона. Для охраны она была обнесена стеной, и, кроме того, в проливе курсировали 30 кораблей под командой двух афинских стратегов, которые должны были «вести наблюдение за крепостью

1 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
2 В. Ф. Гайдукевич. Боспорское царство, Л., 1949, стр. 89.
3 Polyb., IV, 44; Xen. Hell., I, 1, 22; Diod., XIII, 64.
4 Xen., Hell., I, 1, 22.
36

и выплывающими кораблями». Первыми стратегами, оставленными Алкивиадом в проливе, были Ферамсн и Евмах. «Десятина» продолжала собираться до ликвидации Афинской морской державы в 404 г. Вторично δεκάτη была установлена на небольшой срок фрасибулом в 389 г., во время Коринфской войны, когда афинянам удалось восстановить свой военный флот и вновь овладеть проливами. Но на этот раз она была сдана на откуп византийцам.

Торговые связи Византия с Грецией не ограничивались одними Афинами. Существовали связи, повидимому, и между Византием и его метрополией — Мегарами. Тяжесть мегарской псефизмы 432 г. заключалась для Мегар в том, что она закрывала для последних не только аттический рынок, но и рынки афинских союзников, в частности Византия. Можно предположить, что в обмен на хлеб, в котором нуждались Мегары, они посылали керамические изделия и произведения ткацкого ремесла, развитого в Могарах.

Значительно менее, чем понтийские и греческие связи, изучены торговые сношения Византия с Фракией. Расширение торговых связей между фракийцами и греками произошло в период образования государства одрисов. Но уже в конце VI и начале V в. торговые сношения были довольно интенсивными, о чем свидетельствуют раскопки могильника Мушовицы, относящегося к данному периоду 1. Особенно богатыми являются погребения V в., периода расцвета державы одрисов. Могилы других эпох значительно беднее 2. Обилие греческих вещей в гробницах говорит о самых тесных торговых связях фракийской знати с греками. Богатые одрисы охотно покупали изделия греческого ремесла, серебряные и золотые сосуды, чернофигурные вазы. Сношения фракийцев с материковой Грецией производились при посредничестве греческих колонистов Черноморского побережья.

Главными центрами торговли греков с фракийцами были западнопонтийские города — Аполлония, Калатня, Месембрия, Одесс, Истрия и Томы. Отношения этих городов, значительно более слабых, чем Византий, с фракийцами были более дружественными, так как они не отбирали земель, не покоряли местное население; они платили даже дань одрисским царям. Но и Византий, несмотря на частые войны с фракийцами, имел с ними безусловно и торговые сношения. Вполне очевидно, что часть греческих вещей, обнаруженных в могильниках юго-восточной Фракии, попала к фракийцам именно через Византий — один из крупнейших понтийских портов.

1 Надгробните могили при Дуванлий в Пловдивско. Изд. Болг. арх, ин-та, София, 1934.
2 Там же.
37

Редкость нахождения византийских монет этого периода на территории Фракии не дает основания отрицать торговые связи Византия с фракийцами. Византий поздно начал чеканить свои деньги и первое время выпускал их в небольшом количестве, так как монопольное положение в области Пропонтиды занимали в V в. кизикские статеры. Торговля Византия с фракийцами могла вестись именно на эти деньги, а находки кизикских статоров по течению реки Марицы весьма значительны 1.

Начиная с периода правления Севта, племянника Ситалка, фракийцы чеканили свою монету, что говорит о дальнейшем развитии товарно-денежных отношений у фракийцев. Находка двадцати драхм византийской чеканки в районе Пловдива, где были обнаружены самые богатые греческими вещами гробницы, свидетельствует о том, что часть этих вещей попала сюда, повидимому, через Византий.

Значительное расширение торговых связей Византия произошло с конца классического периода и в эпоху эллинизма, когда Византий вышел из сферы влияния Афин, которые подавляли развитие его собственной экономики. Лизимаховские статеры византийской чеканки были самой ходовой монетой Причерноморья. В это же время большого развития достигают связи Византия с островными государствами Эгейского моря — Делосом, Родосом и др., о чем будет сказано ниже.

Земельные отношения и земледелие

Мегарские колонисты, прибыв с каменистой и бедной почвы своей родины, нашли в области Византия плодороднейшие 2 земли, пригодные не только для хлебопашества, но и для виноградарства 3, пышные луга и тучные пастбища 4 для скотоводства. Наличие таких богатых естественных ресурсов не могло не способствовать развитию земледелия и скотоводства.

В первые века существования города сельское хозяйство являлось одним из важнейших занятий населения наряду с торговлей и рыбной ловлей. Правда, мы не имеем документальных данных, подтверждающих роль сельского хозяйства в жизни Византия в VII—VI вв., как не имеем и вообще никаких источников, относящихся к этому периоду. Однако на основании значительной роли, которую оно играло

1 Т. Герасимов. Находки от електронови монети на град Кизик от Болгария. «Годишник на народни археологически музей», VII, 1942.
2 Polyb., IV, 45—47; Tacit, Ann., XII, 63.
3 Dion. Byz., fr. 30.
4 Dion. Byz., fr. 17.
38

в последующей истории города, можно предположить еще большую значимость его в ранний период.

Как уже указывалось выше, даже во времена Полибия 1 византийцы продолжали старательно обрабатывать землю. Этим же объясняется стремление государства к расширению своих земельных владений. Кроме территорий, непосредственно прилегающих к полуострову, Византий имел владения на азиатском берегу Боспора 2. Полибий указывает на принадлежность Византию «издавна» части области Мизии, Страбон 3 — на совместное владение Византия с Кизиком озером Даскилиды в Троаде. Нумизматические данные также подтверждают значительную роль сельского хозяйства в жизни города. Как уже указывалось выше, большое количество византийских монет имеет на лицевой стороне изображение Деметры в венке из колосьев 4. На оборотной стороне монет, относящихся к концу III в., изображен рог изобилия с надписью ΒΥΣΑΝΤΙΩΝ ΕΓΙ ΕΚΑΤΟΔΩΡ 5. На монетах римского времени часто встречается изображение головы юного Дионисия, обвитой плющом 6, на оборотной стороне — виноградная лоза с гроздьями винограда 7.

Земли, которыми владели византийцы, были ими захвачены при основании колонии у местных фракийских племен. «Отношение к земле, как собственности, всегда опосредствовано захватом (мирным или насильственным) земель племенем, общиной, имеющей более или менее естественно сложившуюся пли уже исторически развитую форму» 8,— писал Маркс. Подобный захват земли у местного населения можно наблюдать и в других мегарских колониях — в Гераклее Понтийской и в Мегарах Гиблейских (в Сицилии). Захваченные земли частично остались у государства, как государственные земли (τα χωρία τα δημόσια), частично были распределены между общественными организациями и отдельными членами их. Государственная собственность на землю в Византии удержалась несколько дольше, чем в других греческих городах, упоминание о ней мы находим в источниках IV в. до н. э.9 Объяснение этому, возможно, следует искать в том, что соседние с Византией фракийцы, превращенные в зависимое население, счита

1 Polyb., IV, 45, 7.
2 Dion. Byz., fr. 58.
3 Strabo, XII, 8, И.
4 ВМС, № 25—27, 34.
5 ВМС, № 34.
6 ВМС, № 44—47.
7 ВМС, № 34.
8 К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ВДИ, 1940, № 1, стр. 17.
9 Ps. Arist., Oek., II, 2, 3 (1346 В).
39

лись принадлежащими всему государству, так же как и земли, которые они обрабатывали. Государственные земли были расположены как в черте самого города, так, повидимому, и вне его; они подразделялись на плодородные — κάρπίμα и неплодородные — ακαρπα. Неплодородные земли в случае денежной нужды продавались государством, плодородные — сдавались в долгосрочную аренду с единовременной выплатой причитающихся арендных сумм 1. Такую трактовку отрывка из «Экономики» Псевдо-Аристотеля дает А. Андреадес 2. Г. Бузольт 3 считает, что дело идет не об аренде плодородных земель, а о продаже их с правом обратного выкупа после определенного времени, при этом он ссылается на то, что у греков существовало право обратного выкупа (πρασις έπί λύσει). Наряду с государственными землями в псевдо-аристотелевой «Экономике» упоминаются общинные земли, находящиеся во владении фратрий и тиасов (τά τε θιασωτικά και τα πατριωτικά), но верховная собственность и на эти земли принадлежала государству, так как в случае нужды они могли быть конфискованы и продаваться, как и государственные земли. Государство продавало также в случае нужды и некоторые земли, оказавшиеся в частном владении (καί όσα ’εν χωρίοιςδιωτικοϊς ην) благодаря продаже государством пустующих неплодородных (άκαρπα) участков.

Таким образом, все земельные владения мы можем подразделить на три категории: 1) государственные земли; 2) общинные; 3) частные.

Владеть и пользоваться землей в Византии имели право только полноправные граждане, происходившие от обоих родителей-граждан — и отца, и матери. Метеки же, даже имевшие гражданином одного из родителей, не имели права владеть земельным имуществом 4. «Собственность производителя на условия его производства являлась в то же время базисом политических отношений, самостоятельности граждан»,— писал К. Маркс в т. III «Капитала» 5.

Так как гражданские права были связаны с имущественными, правящие слои не склонны были распространять право гражданства на широкие слои населения. Долгое время имели право гражданства и владели связанными с этим земельными

1 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
2 A. Andreades. Geschichte der griechischen Staatswirtschaft, Bd. I, München, 1931, стр. 117.
3 G. Busolt. Griechische Staatskunde, Bd. I, München, 1920, стр. 619.
4 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 B).
5 K. Маркс. Капитал, 1951, т. III, стр. 610.
40

наделами лишь потомки первых колонистов, т. е. привилегированная верхушка; все же вновь прибывающие граждане должны были добиваться этих прав в ожесточенной борьбе. «В большей части случаев дарование гражданских прав лицам, не принадлежавшим к первоначальному составу гражданства — будь это население, жившее на территории государства до его образования,или население, позднее туда явившееся, — вызывает внутренние распри»,— сообщает Аристотель 1.

Таким образом, право владения землей и связанное с ним право гражданства были одним из источников социальной борьбы в Византии. Борьба происходила между аристократией, владевшей землей и всеми правами, и демосом, состоявшим из вновь прибывших граждан, причем в ней могли принимать участие и некоторые части местного населения в надежде использовать ее для своего освобождения. Об одном из эпизодов этой борьбы рассказывает Аристотель 2, не указывая, к сожалению, к какому периоду он относится: «В Византии пришлые поселенцы составили заговор против коренного населения; заговор был открыт, и его участникам, после происшедшей битвы, пришлось покинуть Византий».

Отсутствие у вновь прибывших жителей Византия земли побуждало их искать средства к существованию в других отраслях хозяйства, в частности, в рыбной ловле, мореходстве, ремесле и торговле, чем стимулировалось развитие данных отраслей. Аристотель отмечает наличие большого количества рыбаков среди жителей Византия 3. О естественных географических предпосылках для этого уже говорилось.

Завоевав область Византия и прилегающие земли, византийцы покорили и проживавших на этой земле фракийцев. Маркс имел в виду именно подобные отношения, когда писал: «Если вместе с землей завоевывают самого человека как органическую принадлежность земли, то его завоевывают как одно из условий производства, и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость, вскоре извращающие и видоизменяющие первоначальные формы всех коллективов, сами становясь базисом последних» 4. О характере отношений, сложившихся между византийцами—владельцами и собственниками земли и местным населением — фракийцами, мы можем судить лишь на основании одного свидетельства Филарха, передаваемого Афинеем: «Филарх в 6-й книге «Истории» говорит, что

1 Arist., Polit., V, 2—10 (1303 а 32).
2 Там же.
3 Arist., Polit,, IV, 4, 1 (1291 b).
4 К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ВДИ, 1940, № 1, стр. 21.
41

византийцы так же властвовали (δείπόααν) над вифинцами, как лакедемоняне над илотами» 1.

Основываясь на этих данных, некоторые буржуазные ученые стремятся доказать наличие в Византии крепостных отношений. Особенно ярко выражена ошибочная концепция о характере производственных отношений в греческих колониях в работах Хазебрека 2. Единственной причиной греческой колонизации Хазебрек считает погоню за землей 3. Поэтому и характер колоний он ошибочно определяет как чисто сельскохозяйственный. Земли колонистов, утверждает он, обрабатывались крепостным трудом зависимого местного населения. Расцвет греческих колоний основан, по его мнению, на барщинном труде и дани, собираемой с покоренного населения 4. Крепостную зависимость Хазебрек находит, кроме Спарты, на Крите, в Аргосе, Сикионе, Эпидамне, Византии, Гераклее Понтийской, Сиракузах, Фессалии, на о. Хиосе и Самосе. Хазебрек, как буржуазный ученый, не владеющий единственно правильным методом диалектического материализма, не мог, разумеется, правильно решить вопрос о производственных отношениях в Византии. Базисом византийского общества были рабовладельческие производственные отношения. В ремесле целиком господствовали рабовладельческие отношения, использовался труд привозных рабов и частично превращенных в рабов фракийцев.

В сельском хозяйстве, кроме обычных рабовладельческих, существовали и несколько своеобразные, но также рабовладельческие производственные отношения. Это своеобразие заключалось в том, что византийцы, завоевав часть фракийской территории, стали эксплуатировать фракийцев-земледельцев как общественных или государственных рабов (δουλοι του κοινού) типа илотов в Спарте или гимнетов в Арголиде. Фракийцы сохранили свои общины и общинные порядки, жили отдельными селами, сообща обрабатывали землю, отдавая часть урожая византийцам, между которыми была поделена их земля.

Фракийские общины, попав под власть византийцев, жестоко эксплуатировались. Греческие колонии на территории Фракии постепенно разрушали общину и способствовали разложению первобытно-общинного строя у местного фракийского населения.

В сельском хозяйстве Византия преобладающую роль играло, повидимому, земледелие. К этому располагали плодородные земли вдоль течения рек и в конце залива

1 Athen., VI, 271; FHG I, стр. 336.
2 J. Hasebroek. Griechische Wirtschafts-und Gesellschaftsgeschichte bis zur Perserzeit, Tübingen, 1931, стр. 74.
3 Там же, стр. 109.
4 Там же, стр. 74.
42

(Κεράς)1. Полибий2 хвалит весьма тщательную обработку земли византийцами. Изображение Деметры на византийских монетах постоянно встречается в венке из колосьев. Наряду с хлебопашеством значительную роль играли также садоводство и виноградарство. Дионисий3 говорит о пригодности византийской почвы для виноградарства. На монетах, как уже указывалось, встречается изображение виноградной кисти и Диониса 4; виноградная кисть была одним из распространенных типов византийских надчеканок 6. Среди плодовых деревьев, произраставших близ Византия, упоминаются фиговые6 ,земляничные 7 и смоковница 8. Значительного развития должно было достичь и скотоводство, так как город окружали «пышные луга» 9, служившие прекрасным пастбищем. Дионисий Византийский часто упоминает пастухов10. О технике сельского хозяйства мы. к сожалению, судить не можем ввиду отсутствия археологического материала, но, повидимому, она была достаточно развита, если Полибий говорит о хорошей обработке земли византийцами, которая дает «обильнейший урожай».

Ремесла и промыслы

Ввиду отсутствия археологических данных, характеризующих обычно уровень развития ремесла, приходится основываться на незначительных указаниях, даваемых литературными источниками и нумизматикой.

Одно место из псевдо-аристотелевой «Экономики» указывает на наличие в Византии государственной монополии на рыбный промысел и солеварение11. В виде компенсации за конфискованные земли государство передавало потерпевшим, кроме других государственных земель у гимнасия, рынка, гавани также «морские рыбные ловли и торговлю солью» (της θαλάττης τήν αλιείαν καί τήν τών αλών άλ[ατ]οπωλίαν). Интересно заметить, что это наиболее ранние из известных монополий на данные отрасли хозяйства12.

1Dion. Byz., fr. 13.
2 Polyb., IV, 45, 7.
3 Dion. Byz., fr. 30.
4 ВМС, № 44—47.
5 Т. Герасимов. Антични монети с контрамарки от Долна Мизия и Тракия. ИБАИ, XV, 1946.
6 Dion. Byz., fr. 25.
7 Там же.
8 Там же.
9 Dion. Byz., fr. 17.
10 Dion. Byz., fr. 28.
11 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
12 Совершенно иную трактовку дает И. Миллер (статья «Byzantion» в RE). Он считает, что рыбная ловля и солеварение относятся к катего-
43

В эллинистическое время соль была монополизирована Птолемеем Сотером, Лизимахом и Селевком1, в классический же период, кроме Византия, мы нигде не имеем упоминаний об этом. Монополия на соль в Византии безусловно тесно связана с рыболовной монополией и говорит о большом развитии данных отраслей хозяйства.

Развитию рыболовства содействовали естественные условия и, с другой стороны, как указывалось, ограничение нрава на землевладение. Исключительные рыбные богатства Боспора и, в частности, Золотого Рога подчеркиваются почти всеми авторами, говорящими о Византии2. Преобладающим видом рыбы в заливе Κέρας Страбон 3 называет пеламюд — род тунцов. Расплодившись в болотах Меотиды, рыба громадными стаями несется к азиатскому берегу до Трапезунда и Фарнакии, затем к Синопе, где она уже «делается удобною для ловли и годною для соления». Оттуда косяки рыб движутся к Боспорскому проливу, где бурное течение подхватывает их и несет к заливу. Количество рыбы в заливе Κέρας, по сведениям Страбона 4, так велико, что ее можно ловить даже руками.

Большое значение рыбного промысла подтверждается, как уже указывалось, и данными нумизматики. Основной тип византийских монет имел изображение быка на дельфине 5. Часто рядом с дельфином изображалась рыба, лежащая на спине 6. Одним из типов византийских надчеканок было также изображение дельфина 7. На некоторых монетах более позднего периода на оборотной стороне мы находим изображение рыбной верши 8.

рии промыслов, подлежащих обложению в размере 1/3 дохода. Это меняет смысл всего абзаца. Приведенный перевод, кажущийся нам более правильным, дает возможность сделать вывод, что рыбная ловля и солеварение относились к отраслям городского хозяйства и государство имело монопольные права на них. Ошибочна у Миллера и датировка данного отрывка. Нужду в деньгах, вызвавшую потребность в описанных экономических мероприятиях, он считает возможным объяснить тяжелой данью, которой обложили византийцев галаты, т. е. относит перечисленные мероприятия византийцев к III в. Как уже говорилось, уточнение в данный вопрос внес в своей работе С. А. Жебелев, указав, что мероприятия византийцев относятся к IV в. до н.э. (ВДИ, 1937, № 1, стр. 116).

1 А. Andreades. Geschichte der griechischen Staatswirtschaft, т. I, München, 1931, стр. 144.
2 Herod., IV, 88; Strabo, VII, 6, 2; Tacit., Annal., XI 63; Dion. Byz., fr. 1; 11—13, 16, 17, 21, 27, 29, 32, 37. 41, 43, 48, 62, 63
3 Strabo, VII, 6, 2.
4 Там же.
5 ВМС, № 1—21; 28; Königliches Museum zu Berlin, № 1—28.
6 Königliches Museum zu Berlin, № 95, 98.
7 BMC, № 34.
8 Königliches Museum zu Berlin, As 78, 103, 109
44

Рыбный промысел, возможно, не ограничивался ловлей только рыбы, так как воды Боспора, по сведениям Дионисия Византийского, изобиловали моллюсками и морскими животными. Кроме дельфинов 1, он называет устриц 2, крабов3 и т. д.

Как уже упоминалось, в тесной связи с рыболовным промыслом стоит солеварение. В тех городах, где соль потреблялась главным образом как предмет питания, государство не превращало добычу соли в монополию, так как это при небольшом доходе вызывало бы сильное неудовольствие народа, в Византии же соль шла в значительной степени в производство, для соления рыбы. Свои монопольные права на рыбный промысел и солеварение государство в некоторых случаях передавало отдельным лицам или обществам 4. Можно предположить, что добыча соли производилась также на острове Даскалиды в Троаде, принадлежавшем частично Византию, а частично Кизику 5. Рыболовство вызывало необходимость в развитии производства орудий для ловли рыбы — сетеплетения и производства рыболовных принадлежностей. Изображение на монетах рыболовных вершей 6 подтверждает развитие этого вида ремесла в Византии.

Развито было и рудное дело. Дионисий Византийский сообщает о золотом песке в реке Хрисороас и медной руде в местности Халкее 7. Вдоль берегов реки Хрисороас тянулись копи и подземные ходы, прорытые для того, чтобы найти рудоносные жилы.

Наличие у Византия большого торгового и военного флота 8 и отсутствие сведений о покупке или заказе кораблей в других городах дают некоторые основания предполагать наличие в Византии судостроительных верфей.

Керамическое производство большого развития в Византии, повидимому, не достигло. Ни в одном из источников нет указания на наличие в Византии сырья для керамики — глины. В своем исследовании о клеймах на ручках амфор Б. Н. Граков 9 среди городов, производивших керамическую тару, Византия не называет. Но отсутствие экспортной керамики не означает отсутствия керамического производства вообще. Несомненно, что спрос внутреннего рынка в основном удовлетво

1 Dion. Byz., fr. 28.
2 Dion. Byz., fr. 27.
3 Dion. Byz., fr. 33.
4 Ps. Arist., Oek., II, 2, 3 (1346 B).
5 Strabo, XII, 8, 11.
6 Königliches Museum zu Berlin, № 78, 103, 109.
7Dion. Byz., fr. 48.
8 Dion. Byz., fr. 58.
9 В. H. Граков. Древнегреческие керамические клейма с именами астиномов. М., 1928.
 

Монеты, чеканенные в Византии (V—III вв. до н. э.)

Монеты, чеканенные в Византии (V—III вв. до н. э.)

1 — гемидрахма г. Византия. V в. до н. э. (серебро); 2— тридрахма г. Византия (союзнический выпуск). Ок. 387 г. до н. э. (серебро); 3 — тетрадрахма г. Византия (лицевая сторона) 357 — 340 гг. до н. э. (серебро); 4 — драхма г. Византия (лицевая сторона). 357 — 340 г. до н. э. (серебро); 5 — статер Лизимаха, чеканенный в. г. Византии. 306—281 г. до н. э. (золото); 6 — статер г. Византия, конец III в. до н. э. (золото)

45

рялся продукцией местного ремесла; ввозилась, очевидно, лишь художественная посуда. На монетах изображение керамических изделий отсутствует, есть лишь надчеканки в виде амфоры Производство керамических сосудов как тары Б. Н. Граков 2 связывает с производством и вывозом жидких продуктов — вина и масла. Повидимому, Византий этих продуктов на вывоз не производил. Однако для местного потребления вино, безусловно, производилось и тара для него, несомненно, изготовлялась на месте.

Большого развития достигла, повидимому, строительная техника. Павсаний называет стены Византия одними из самых мощных в Элладе, уступающими лишь стенам Мессении 3. Гезихий Милетский, передавая предание о постройке стен Аполлоном и Посейдоном, называет семь башен, одной из которых приписывает особые акустические свойства 4. О башнях говорят также Дионисий Византийский 6 и Ксенофонт 6. Из большого количества храмов, упоминаемых Дионисием, следует назвать как наиболее древние — храм Геры 7, сожженный Дарием во время скифского похода, и храм Плутона 8, разрушенный Филиппом Македонским, и др. Оборонительные сооружения города были настолько сильны, что выдерживали неоднократные осады. Даже Филиппу Македонскому, несмотря на применение самой передовой военной техники, не удалось взять город. Развито было, повидимому, и производство военного снаряжения. Византийцы снабжали оружием и военными материалами не только свое войско, но и посылали военные машины и метательные орудия в осажденный Филиппом Перинф9.

Монетная система. Финансы

Источником изучения финансовой жизни Византия являются в основном нумизматические данные. Количество монет византийской чеканки, дошедших до нашего времени, довольно значительно. Немалое количество монет имеется у нас в Эрмитаже и в Историческом музее, каталог Британского музея10

1 Т. Герасимов. Антични монети с контрамарки от Долна Мизия и Тракия. ИБАИ, XV, 1946.
2 Б. И. Граков. Древнегреческие керамические клейма с именами лстиномов.
3 Paus., IV, 31, 5.
4 Hes. Mil., VI, 13, 14.
5 Dion. Byz., fr. 9.
6 Xen., Anab., VII, 1, 20.
7 Dion. Byz., fr. 9.
8 Там же.
9 Diod., XVI.
10 BMC. The Tauris Chersonese, Sarmatia, Dacia, Moesia, Thrace. London, 1877.
46

насчитывает 103 монеты византийской и 8 монет союзной чеканки, каталог Берлинского музея 1 — 110 монет византийской чеканки И т. д. Монеты эти чеканились с конца V в. до н. э. до времени императора Галлиена с небольшими перерывами. Начало самостоятельной чеканки монет в Византии относится только к концу V в. E. М. Придик 2 отмечает, что в период Греко-персидских войн все крупные города, кроме Спарты и Византия, чеканили свою монету. Если в Спарте отсутствие чеканки монет можно объяснить социально-экономической отсталостью этой аграрной области и сильными пережитками п «общине ранных» примитивного быта, то к торговому Византию такое объяснение не подходит, хотя Византий, как дорическая колония, сочетал наряду с чертами развитого торгового полиса ряд архаизмов, присущих дорическим городам. Отсутствие до конца V в. самостоятельной чеканки объясняется монопольным положением, которое занимали в Пропонтиде кизикские статеры. Их распространение было настолько широким и положение настолько прочным, что монеты других городов не могли в то время конкурировать с ними. Лишь с конца V в., когда сильно возросла торговая роль Византия, город приступает к чеканке собственной монеты.

Наряду с обычными серебряными и медными монетами, город чеканил, как и Спарта, железные деньги. О таких железных монетах (σιοάρεοι) говорит Аристофан в комедии «Облака»3. Кроме Спарты и Византия, железные деньги были в обращении в Мегаре, Тегее и Аргосе. Ни одна из византийских железных монет до нас не дошла. Но несколько таких монет было обнаружено при раскопках в Тегее и Аргосе 4. Крупный нумизмат И. Своронос объясняет чеканку железных денег финансовыми затруднениями. Обращение этих железных монет было весьма ограниченно — они имели хождение только при торговых сделках внутри самого города. Для сношений с другими государствами чеканились обычные серебряные деньги. В качество мелкой разменной монеты, кроме железных, употреблялись также медные деньги, отдельные образцы которых дошли до наших дней 5. По мнению А. Бека 6, византийцы вынуждены были прибегать к чеканке железных денег ввиду внутренних затруднений, так как город находился в состоянии

1 A. Sallet. Beschreibung der antiken Münzen. Königliches Museum zu Berlin, т. I, Berlin, 1888.
2 E. M. Придик. Греческие и римские монеты, СПб., 1906.
3 Aristoph., Νεφέλαι, 249.
4 «Journal international d’archéologie numismatique», X, 1907, стр. 269-27 2.
5 BMC, № 28—30.
6 A. Вöсkh. Die Staatshaushaltung der Athener., Br. ,1886, стр. 694.
47

постоянной войны с фракийцами, и, кроме того, на нем тяжела отражались и все общегреческие войны — Греко-персидская, Пелопоннесская, война с Филиппом Македонским. Довольно тяжелым бременем ложился на город и форос, превышавший 15 талантов. Серебро использовалось только для внешней торговли, для военных нужд и уплаты фороса и дани.

В первый период самостоятельной чеканки с конца V до середины IV в. византийские монеты, как и во многих городах Малой Азии, чеканились по персидскому стандарту. Обычным изображением на этих ранних монетах были: на лицевой стороне— бык, движущийся влево на дельфине, и легенда ΓY, обозначающая начальный слог названия города, на оборотной— квадрат, разделенный перпендикулярными перегородками на четыре части, поверхность которых испещрена точками1. Первая буква легенды — Y — коринфская бэта — специфична для монет Византия. Изображения на монетах быка или коровы на дельфине И. Своронос 2 связывает с мифом об Ио, в образе коровы, пересекающей Боспор (что значит «Коровий брод»). Имен или названий магистратов на монетах доримского времени, как правило, не чеканилось, так же как и полного названия города. Исключение составляет несколько монет конца III в. до н. э., о которых будет сказано ниже.

В период после Александра Македонского наиболее распространенными на монетах стали изображения олимпийских божеств: головы Деметры в покрывале, в венке из колосьев, а на оборотной стороне — Посейдона с трезубцем, сидящего на скале 3, головы Аполлона в лавровом венке или головы Афины Паллады в коринфском шлеме с гребнем 4. В период после середины IV b. на монетах, кроме монограмм, появляется иногда полное название города 6 и реже имена отдельных магистратов, как, например, в III в. имя Гекатодора (ΕΓΙ ΕΚΑΤΟΔΩΡ) 6 и Олимпиодора (ΕΓΙ ΟΛΥΜΠΙΟΔΟΡ)7. В период Александра и диадохов Византий чеканил для удобства торговых сношений монеты аналогичных с царскими типов 8. С середины IV в. изменился весовой стандарт византийских монет: от персидской системы город перешел к чеканке монет родосского стандарта. Такая перемена стандарта символизирует перемену ориентации в торговом направлении города. С середины IV в. большое значение в греческом торговом мире

1 ВМС, № 1—24.
2 «Έφημερίς αρχαιολογική», 1889, стр. 332.
3 ВМС, № 25—26.
4 ВМС, № 31.
5 ВМС, № 34.
6 Там же.
7 Königliches Museum zu Berlin, № 33.
8 В. Head. Historia numorum..., Oxford, 1911, стр. 267.
48

приобрел Родос, и Византию,как важному торговому транзитному пункту, было выгоднее иметь общий с ним монетный стандарт.

Ценные сведения о связях городов дают союзные монеты. В конце III в. до н. э. (277—270 гг.) Византий был в монетном союзе с Калхедоном. Монеты союзной чеканки имели на лицевой стороне изображение головы Деметры 1 в венке из колосьев, а на обратной стороне изображение Посейдона и надпись, состоящую из названий обоих городов ΒΥΣΑΝ ΚΑΛΧΑ. О более широком союзе, охватывающем Византий, Самос, Родос, Книд, Иасос и Эфес, свидетельствуют монеты другого образца. Лицевая сторона этих монет однотипна: она изображает юного Геракла, обнаженного, с ремнем на груди, душащего обеими руками двух змей. Надпись на этой стороне — Συν(μαχικόν], Оборотная сторона этих монет, напротив, имеет различные гербовые изображения чеканивших монеты городов: на монетах Эфеса — пчелы, Самоса — льва, Книда — головы Афродиты, Насоса — головы Аполлона, Родоса 2 — цветка и, наконец, на монетах Византия — быка на дельфине с легендой . Особая ценность этих монет заключается в том, что никакого другого свидетельства о союзе этих городов нет. Чеканка монеты с однотипной лицевой стороной и надписью Συν[μαχικόν] бесспорно говорит о союзе перечисленных городов. Интересно отметить, что принадлежность Византия к этому союзу была обнаружена позже, чем принадлежность других городов, так как византийская тридрахма была найдена позднее других монет. Союз указанных городов образовался после победы Конона при Книде в 394 году до н. э. Существование союза было весьма кратковременным: монета из Византия дает возможность более точно его датировать. До нахождения византийской тридрахмы считалось, что союз распался уже в 390 г. в связи с возвращением Эфеса, Самоса и Книда к спартанской ориентации, но Византий не мог войти в этот союз ранее 389 г., так как только в этом году был освобожден от спартанского гнета, следовательно, и время существования союза нужно продлить еще на несколько лет — до 389 г., возможно, до самого Анталкидова мира 387 г. Включение Византия в союз расширяет не только хронологические, но и территориальные рамки этого объединения, так как Византий был расположен на значительном расстоянии от остальных его членов.

Кроме чеканки собственных монет, византийцы широко использовали при помощи надчеканки монеты других городов.

В качестве надчеканок применялись буквенные монограммы: , значки или изображения: дельфина,

1 ВМС, № 2, р. 107.
2 К. Вegling. Tridrachincn von Byzant. «Zeitschrift für Numismatik», 1905, № 25.
49

грозди винограда, амфоры. Указанные надчеканки в виде монограммы встречаются на монетах Птолемея I Сотера 1, обычно на лицевой стороне, несущей изображение царя. Надчеканка в виде дельфина имеется на бронзовой монете Лизимаха. Не всегда значки ставились на монетах других государств. Применялось надчеканивание и своих денег при изменении номинала монеты для повышения ее стоимости. Причиной, вынуждавшей Византий часто прибегать к таким мерам, Т. Герасимов считает тяжелое финансовое положение города и, кроме того, отсутствие или малый размер собственной добычи благородных металлов 2. Другие ученые называют более конкретную причину — необходимость платить тяжелую дань галатам. Широкое применение иностранных монет говорит об интенсивных международных сношениях Византия, при которых в город в большом количестве попадали чужие деньги.

Доходы Византия складывались, очевидно, из обычных источников: пошлин, налогов, из пожертвований отдельных граждан и т. д. Псевдо-аристотелева «Экономика» 3 сообщает об экстраординарных сборах, об обложении представителей некоторых профессий налогом в размере 1/3 их выручки. Среди профессий, подлежавших обложению, упоминаются: кудесники, прорицатели, продавцы снадобий (θαυματοποιοί, μάντεις φαρμακοποιοί). Сообщение об обложении налогом определенных профессий, казалось бы, противоречит общему положению, существовавшему во всех городах с демократическим устройством, по которому экстраординарному обложению подлежали главным образом зажиточные слои населения. Удивляет и слишком высокая цифра налога — 33 1/3 % с дохода. А. Андреадес4 высказывает предположение, что занятия кудесников, прорицателей и продавцов снадобий были связаны с постоянным передвижением, что давало возможность рассматривать их как чужеземцев и поэтому облагать таким высоким налогом. В качестве аналогии Андреадес приводит обложение налогом астрологов в эллинистическом Египте. К этому надо прибавить, что такое обложение производилось лишь в экстраординарных случаях при острой финансовой нужде государства.

Кроме того, «Экономика» приводит такие источники, как доходы с государственных земель, государственные монополии на рыбную ловлю и солеварение, монополия на операции по обмену и размену денег5, продажа прав гражданства и прав

1 ВМС, № 1—3.
2 Т. Герасимов. Антични монета с контрамарки от Долна Мизия и Тракия. ИБАИ, XV, 1946.
3 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
4 A. Andreades. Geschichte der griechischen Staats-Wirtschaft, стр. 112.
5 Крупные торговые операции Византия с различными городами
50

на владение земельным имуществом, о чем подробнее говорилось выше.

При особой нужде в деньгах государство прибегало и к такому средству, как продажа прав гражданства метекам за 30 мин1. В обычное время эта мера, повидимому, не применялась, так как подчеркивается, что, только нуждаясь в деньгах, постановляли посредством голосования (χρημάτων δεηδέντες εφηφίσαντο) о возможности получения прав гражданства за деньги».

Среди метеков были, повидимому, богатые люди, обладавшие значительными денежными средствами и занимавшиеся ростовщичеством. Они давали деньги взаймы и под залог земельного имущества, при этом прав на владение земельной собственностью они не имели. В качестве экстраординарной меры было разрешено метекам владеть земельным имуществом при внесении в казну 1/3 данной взаймы суммы.

Повидимому, обложению могли подлежать и торговые сделки. Псевдо-аристотелева «Экономика» рассказывает о мерах, применявшихся в случае нужды в хлебе. Пользуясь своим выгодным положением, византийцы вынуждали суда, идущие из Понта с хлебом, заходить в свою гавань и продавать товар византийским купцам. Чтобы предотвратить недовольство проезжих купцов, правительство доплачивало им 10% сверх стоимости товара. Но деньги эти шли не из государственной казны, а взимались с византийских купцов, покупающих хлеб 2.

Значительные доходы приносила пошлина, взимаемая с иностранных судов за пользование гаванью. В почетных декретах отдельные лица за заслуги перед Византием, наряду с другими почетными правами, получали право свободного пользования гаванью во время войны и мира: καί εισπλουν και εκπλουν καί πολέμου καί εΐράνας 3.

Пошлина за проход судов через проливы могла стать также важным источником дохода для Византия, однако афиняне взимали эту пошлину в собственную пользу. Только при восстановлении 10-процентной пошлины Фрасибулом в 390—89 г. она была сдана афинянами на откуп византийцам. Повидимому, для города это было выгодно, но такая пошлина существовала

Эгейского и Черного морей, имевшими свои денежные системы, требовал ли создания специальных меняльных лавок. Размен денег, который был выгодным делом, находился в руках государства. В случае нужды государство отдавало его на откуп, однако без права передачи другим лицам. При нарушении этого условия право размена отбиралось государством назад.

1 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
2 Там же.
3 C. Michel. Recueil d’insciptions greques, 1900, № 535.
51

лишь до Царского мира 387 г. Самостоятельно взимать пошлину в свою пользу византийцы попытались в III в.1, в связи с разорительной данью галатам, но эта попытка не привела к успеху, так как вызвала резкое противодействие других торговых государств, в частности Родоса, и привела к войне с последним в 220 г.

Полученные в результате всех этих мероприятий средства государство расходовало прежде всего на нужды обороны — строительство укреплений, производство оружия и содержание войска, особенно с IV в., когда ополчение было заменено наемными армиями. Большие затраты производились на постройку флота, а также на содержание в порядке гавани, сооружение маяков и причалов. В период существования Афинского союза часть средств поглощалась уплатой фороса, а в период нашествия галатов — данью последним. Дорого стоила непрекращавшаяся война с соседними фракийскими племенами, часть же средств расходовалась на постройку храмов, стадионов, гимнасиев и т. п., причем зажиточная часть населения облагалась дополнительным сбором в виде литургий 2 и триерархий3.

Социальный состав населения и политическое устройство Византия

Сведения о социальном составе населения Византия весьма скудны. Свободное население Византия состояло из класса крупных рабовладельцев — владельцев судов, земель, мастерских,. ростовщиков — и из массы мелких производителей — крестьян, ремесленников, рабочих в гавани. Основным производительным классом были рабы 4.

Классовая борьба была главным образом борьбой между рабами и рабовладельцами. Но источники подтверждают и наличие острой борьбы между рабовладельцами и мелкими свободными производителями. «Богатые и бедные, эксплуататоры и эксплуатируемые, полноправные и бесправные, жестокая классовая борьба между ними — такова картина рабовладельческого строя» 5.

Наиболее привилегированное положение в государстве занимали полноправные граждане. Аристотель 6 относит к ним

1 Polyb., IV, 46, 5.
2 Dem., XVIII.
3 А. Böckh. Die Staatshaushaltung der Athener, стр. 368.
4 Дискуссию по вопросу о классовой структуре античного рабовладельческого общества см. С. Л. Утченко. О классах и классовой структуре античного рабовладельческого общества, ВДИ, 1951, №4, стр. 15—21.
5 История ВКП(б). Краткий курс, стр. 120.
6 Arist., Polit., V, 2, 10 (1303 а 32).
52

прежде всего «коренных» жителей, т. е. потомков первых колонистов. Как и в других греческих колониях, они занимали в Византии привилегированное положение: были освобождены от подушного налога 1, а главное, только они имели право на земельную собственность. Положение их оставалось неизменным как при олигархии, так и при сменившей ее демократии.

Кроме того, в торговом городе, расположенном на большом морском пути, неизбежно должен был образоваться новый слой пришельцев, вначале бесправных. Лишение права владения земельной собственностью определяло род их занятий 2. Метеки, упоминаемые в «Экономике», занимались ростовщичеством, давали деньги в долг под заклад земли. Только в случае большой денежной нужды государство продавало им право гражданства и право владеть заложенной землей 3.

Сведений, в источниках о прочих занятиях метеков мы не имеем, но можно предположить, на основании аналогии с другими городами, что они занимались ремеслом и торговлей, поскольку обладали денежными средствами. Из них же, вероятно, состояла и значительная часть рабочего населения порта, рабочих промыслов, солеварен и пр. Данные о метеках в Византии тем более ценны, что такие сведения имеются далеко не обо всех греческих колониях. Так, на основе анализа ольвийских декретов, В. В. Латышев считает, что в Ольвии метеков не было. Во всех разобранных им декретах вновь прибывшие и давно живущие в городе иностранцы названы одним термином: «пребывающие у нас гости» (οϊ επιδημούντες παρ ήμας ξένοι) 4.

Сельское население Византийского государства составляли зависимые земледельцы, в большинстве своем фракийцы. Сведения об их положении дает Филарх, сообщая, что византийцы эксплуатировали их, как спартанцы илотов 5. Византийцы, захватив земли, окружающие город, оставили их жить на завоеванной земле и обрабатывать ее, но за это фракийцы должны были отдавать византийцам значительную часть урожая. На это указывает В. Ф. Гайдукевич 6 в своей работе «Боспорское царство»: «Подобная форма эксплоатации,— пишет он,— была широко известна в античном мире, и обычно греки определяли положение человека, находившегося в таком состоянии, как среднее между рабом и свободным, ссылаясь

1 За исключением нескольких профессий: кудесников, прорицателей (см. стр. 49 настоящей работы).
2 Ps. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 В).
3 Там же.
4 В. В. Латышев. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии. СПб., 1887, стр. 220.
5 Athen., VI, 271; FHG, I, стр. 336.
6 В. Ф. Гайдукевич. Боспорское царство. Л., 1949, стр. 149.
53

обычно в качестве аналогии на спартанских илотов. Этот способ эксплуатации местного негреческого земледельческого населения был весьма распространен в греческих торговоаграрных колониях». А. Б. Ранович называет такое положение «модификацией рабства»1. В эллинистическое время такую категорию зависимого сельского населения (λαοί) упоминает в Византии Полибий 2.

Классом, антагонистическим рабовладельческой верхушке, были рабы. Поскольку сельское хозяйство велось преимущественно руками зависимых крестьян, а рабский труд в сельском хозяйстве играл второстепенную роль, можно предположить, что рабы использовались в различных ремеслах. Контингент рабов состоял, повидимому, из военнопленных, захваченных в многочисленных войнах, которые вел город с окружающими племенами, и из покупных рабов. Ксенофонт 3 рассказывает о попытке Анаксибия, спартанского наварха, продать в рабство захваченных в Византии воинов, которые возвращались под командой Ксенофонта в Грецию. Часть из них, 400 человек, все же были проданы в рабство, несмотря на отставку Анаксибия и на замену его Аристархом.

* * *

Одной из причин колонизации, наряду с классовой борьбой, было разложение родовых отношений. В колониях пережитки родовых связей были, как правило, слабее, чем в метрополии, тем не менее и граждане нового города в некоторой степени сохранили их. Из-за смешанного состава колонистов (в Византий, кроме мегарян, прибыло много жителей Аргоса, Беотии и других городов) эти деления не соответствовали тому, которое было в метрополии. Русский ученый XIX в. В. А. Шеффер 4 в своем исследовании об афинском гражданстве писал по поводу родовых делений в колониях: «Колонисты делятся равномерно и по заранее установленным порядковым делениям, без особого внимания к их происхождению и к их родовым связям; каждая единица получала своего бога или героя — покровителя и эпонима — с определенным культом и постоянным жертвоприношением».

Население Византия, как всякого дорического города, повидимому, подразделялось на три филы. К сожалению,

1 А. Б. Ранович. Зависимые крестьяне в Малой Азии. ВДИ, 1947, № 2, стр. 31.
2 Polyb., IV, 52, 7.
3 Xen., Anab., VII, 1, 36; TI. 6.
4 В. A. Шеффер. Афинское гражданство и народное собрание. «Ученые записки Московского университета», вып. XVIII, 1891, стр. 196.
54

в источниках мы не находим названия этих византийских фил. Из ближайшей мегарской колонии, Калхедона, сохранились как названия фил 1, так и сведения о коллегии νομοφύλακες из трех человек по числу фил. Можно предположить, что такая же магистратура существовала в Византии. «Экономика» 2 сообщает нам о более мелких родовых делениях — фратриях (πατριωτικά), сохранявших в Византии до IV b. не только свое значение но и свои земли. Эти земли, как и земли тиасов (θιασοι) — более мелких религиозных союзов, противопоставлялись частным владениям (ιδιωτικούς).

Кроме обычных родовых делений, в Византий обнаружены специфические деления, характерные только для мегарских колоний — Византия и Гераклеи Понтийской, а также Лампсака и о. Самоса. Речь идет о делении граждан на сотни — έκατο3τύες 3. Функции сотен в Византии неизвестны. В Лампсаке они являлись низшим подразделением фил; еще ярче их характер выступает в Гераклее Понтийской, где их было четыре наряду с тремя филами 4. Дарование права византийского гражданства сопровождалось записью нового гражданина в сотню, любую, по его выбору 5. Повидимому, сотни в Византии носили характер территориальных делений, связанных с ослаблением родовых связей в колониях вследствие непостоянного состава населения. Может быть, поэтому нигде в материковой Греции мы не встречаем подобных институтов.

* * *

Идеология рабовладельческого византийского общества и учреждения, защищавшие господство рабовладельческих отношений, составляли надстройку византийской экономики. «Надстройка — это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения»6.

Эта надстройка складывалась ио мере создания базиса рабовладельческого общества — рабовладельческих производственных отношений. Не сразу сложились в Византии рабовладельческие отношения в их классическом виде, не сразу сложилась и рабовладельческая идеология и органы власти.

В своем политическом устройстве колонии обычно копиро

1 CIG, 3794.
2 Рs. Arist., Oec., II, 2, 3 (1346 13).
3 C. Michel, 535.
4 В. П. Дзагурова. Гераклея Понтийская. Архив МГПИ им. Потемкина, стр. 59.
5 C. Michel, 535.
6 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздат, 1952, стр. 5.
55

вали, особенно в первый период своего существования, метрополию. Поэтому можно предположить, что Византий, как колония олигархических Мегар, имел такое же политическое устройство, т. е. во главе государства стояла аристократия, права же народа были весьма ограниченны. Время выведения северо-восточных колоний из Мегар — середина VII в. было периодом острой классовой борьбы в этом полисе.

Переходной ступенью от господства аристократии к демократии в Мегарах, как и везде в Греции, являлась раннегреческая тирания. В конце VII в. демократической партии удалось на некоторое время одержать победу, и власть перешла в руки Феагена, которого Павсаний 1 называет «тираном Мегар». Одержавшие победу массы стремились к переделу имущества, и в их интересах Феаген провел широкую конфискацию его 2 и изгнание знати. Но торжество демократии было непродолжительным, изгнанники вернулись, «нанесли в битве удар демократической партии и восстановили олигархический строй». Подобные события в VII—VI вв. происходили, повидимому, и в мегарских колониях. К обычным видам классовой борьбы, свойственным рабовладельческому обществу, в колониях прибавилась еще борьба между старым населением, захватившим землю и все политические права, и вновь прибывшим, лишенным всех этих привилегий. «Разноплеменность населения также служит источником внутренних неурядиц до тех пор, пока эта разноплеменность не сгладится: государство ведь образуется не из случайной массы людей, а потому для его образования нужно известное время. Поэтому в большей части случаев дарование гражданских прав лицам, не принадлежавшим к первоначальному составу гражданства — будь это население, жившее на территории государства до его образования, или население, позднее туда явившееся, вызывает внутренние распри» 3. Аристотель упоминает о заговоре против коренного населения, происшедшем в Византии, но это упоминание относится, повидимому, к более позднему периоду 4.

Представители родовой знати сопротивлялись установлению новых рабовладельческих производственных отношений. В византийском обществе пробивал себе дорогу закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, а «открытие и применение нового закона,

1 Paus., I, 28, 1.
2 Arist., Polit., V, 4, 5.
3 Arist., Polit., V, 2, 10.
4 Там же: «В Византии пришлые поселенцы составили заговор против коренного населения, заговор был открыт, и его участникам, после происшедшей битвы, пришлось покинуть Византий».
56

задевающего интересы отживающих сил общества, встречают сильнейшее сопротивление со стороны этих сил» 1.

В V в. в Византии установился демократический строй и высшая законодательная власть стала принадлежать народу в лице народного собрания. Византийские декреты начинаются словами: «Εδοξε τα βουλκ καί τω δάμω» 2.

В компетенцию народного собрания входили дела, связанные войной и миром, сношения с фракийскими племенами и греческими городами, дарование прав гражданства3 и т. д. Оно же ведало государственным хозяйством:продавало и сдавало в аренду в случае нужды государственные земли, устанавливало монополии на некоторые отрасли хозяйства, ведало обложением налогами. Место, на котором собиралось народное собрание, не указано ни в одном источнике. Возможно, собрания происходили на Фракийской площади Византия —· обычном месте военных сборов и смотров4. Собиралось ли народное собрание по определенным дням или по мере надобности—сказать трудно.

Вторым законодательным органом был совет — βουλά. Повидимому, булэ выносило лишь предварительные решения (ρητραι), утверждаемые затем народным собранием, так как мы не имеем ни одного постановления, вынесенного только от имени булэ. Возможно, что как и в соседнем Калхедоне булэ состояло из 10 членов, 8 из которых носили название αίσυμνγητης, девятый — γραμματεύς βοολας (писец совета) и десятый, возглавлявший совет, — άγεμών βουλές 5.

Высшим исполнительным органом государства являлась, повидимому, коллегия 15-ти — πεντεκαίδεκα6, характерная для дорических городов7. Кроме Византия, «коллегию 15-ти» находим в Дельфах8. Г. Мерле9 сравнивает ее функции с деятельностью пританеи в Афинах. Упоминается πεντεκαίδεκα только в одной византийской надписи, поэтому трудно говорить

о деятельности коллегии подробнее. Названная надпись10 представляет собой декрет в честь Эвдема, жителя Селевкии, и относится ко II в. до н. э.11 Коллегии 15-ти наряду с высшими финансовыми чиновниками συνάγοροι предписывалось

1 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат, 1952, стр. 8.
2 С. Michel, 535.
3 Там же.
4 Xen,, Anab., VII, 1, 24.
5 CIG., 3794.
6 С. Michel, 535.
7 «Hermes», XXXII, стр. 406.
8 Там же.
9 H. Merle. Ук. соч., стр. 71.
10 С. Michel, 535.
11 См. стр. 129 данной работы.
57

претворение в жизнь постановлений народного собрания и совета1.

Кроме коллегии 15-ти, в роли высших магистратов Византия выступала коллегия стратегов2. Из надписей мы знаем о праве стратегов вносить предложения в народное собрание (Εδοξε τα βουλα καί τω δάμω, οί στραταγοί. είπαν) и претворять в жизнь, его постановления (о τε δαμος ένεκαλεύσατο τοίς στραταγΐος). Повидимому они обладали и военной властью, но об этом нет прямых указаний в надписях. Возможно, стратегами были упоминаемые Полибием3 византийские магистраты — Гекатодор и Олимпиодор—представители Византия, ведшие переговоры с родосскими послами. В доказательство предположения, что два названных магистрата были именно стратегами, Пик4 приводит монеты с именами указанных лиц 5. К сожалению, кроме имен указанных магистратов, на византийских монетах доримского времени никаких иных имен нет. В связи с этим стоит вопрос и о числе стратегов. Если согласиться с предположением Пика о том, что Олимпиодор и Гекатодор были стратегами, то можно говорить о двух, повидимому, равноправных членах этой коллегии. Впрочем, Гезихий Милетский 6 говорит об одном стратеге, стоящем во главе государства с момента его основания. Но свидетельства Гезихия не всегда заслуживают доверия, а кроме того, говоря об одном стратеге, стоящем во главе Византия, он мог подразумевать главу коллегии. Эта должность, повидимому, существовала с момента возникновения колонии и была заимствована из метрополии, так как в Мегарах стратег играл значительную роль; позднее он являлся даже эпонимом7. В ранний период эпонимом в Мегарах был басилей.

Вопрос об эпонимах в самом Византии спорен. С одной стороны, не только в Мегарах, но в соседнем Калхедоне и в Херсонесе эпонимом был басилей, следовательно, можно предположить, что и в Византии, по крайней мере в древнейшее

1 С. Michel, 535.
2 CIC., 2060.
3 Polyb., IV, 47.
4 «Numismatische Zeitschrift», XXVII, 1895, стр. 40.
5 И. Своронос (см. «Έφημερίς αρχαιολογική», 1889) также идентифицирует имена Олимпиодора и Гекатодора, упоминаемые Полибием, с надписями на монетах. Лицевая сторона монет имеет изображение головы Деметры в покрывале, с ожерельем и венком из колосьев. На оборотной стороне — Посейдон, сидящий на скале, на коленях корма корабля, в правой руке трезубец. Надпись ΕΓΙ ΟΛΥΜΓΙΟΔΩΡ (ВМС, № 26). Монета с именем Гекатодора имеет ту же легенду, но, кроме того, надчеканена изображением виноградной грозди с усиками, образующими монограмму. На оборотной стороне—рог изобилия, в поле надпись ΕΓΙ ΕΚΑΤΟΔΩΡ и название города ΒΥΣΑΝΤΙΩΝ (там же, № 34).
6Hes. Mil., VI, 23, 32, 34.
7 CIG, 1072.
58

время, эпонимство принадлежало басилею. К тому же одна из монет, даже императорского периода, связывает эпонимство с именем басилея 1. С другой стороны, мы находим у Полибия прямое указание на то, что эпонимство принадлежало жреческой должности иеромнемона: после войны Византия с Родосом «заключен был мир при Кофоне, сыне Каллигитона, иеромнемоне в Византии» 2. Высшая сакральная должность — иеромнемон (ίερομνήμων) также заимствована, повидимому, из Мегар, где иеромнемоном был жрец Посейдона. Функции иеромнемона в Византии заключались, по предположению В. В. Латышева 3, в заведывании внешней стороной культа.

Диодор, кроме того, упоминает архонтов 4. Так как никаких других памятников, подтверждающих существование этой должности 5, нет. то можно предположить, что Диодор подразумевал под этим термином не конкретную магистратуру, а просто высшую власть. Из финансовых магистратур следует назвать упомянутых уже συνάγοροι6, наделенных высшей финансовой властью. В декрете в честь Евдема синагоры вместе с коллегией 15-ти должны были выполнять постановление народного собрания о почитании Евдема. Аристотель сообщает, что финансовые функции синагоров заключались в принятии отчета и производстве контроля.

Органы византийского государства — народное собрание, булэ, магистратуры, были орудиями рабовладельцев в борьбе против других классов — в первую очередь против рабов, против мелких производителей и против всего фракийского населения, закабаленного византийцами.

1 В. Pick. Die Personen- und Götternamen auf Kaisermünzen von Byzantion. «Numismatische Zeitschrift», 1895, № 27, стр. 42.
2 Polyb., IV, 52, 4.
3 В. В. Латышев. Очерки греческих древностей, СПб., 1899, стр. 59.
4 Diod., XIV, 2.
5 Как доказательство существования архонтов в Византии в императорский период приводят иногда монету зпохи Септимия Севера с надписью ЕП. АРХ. М. AYP. ANTONINOY (ВМС, № 77), где сокращение Άρχ расшифровывают как αρχ[οντος]. Пик («Numismatische Zeitschrift», 1895, стр. 51) выступает против такого предположения, считая, что сокращение Άρχ означает ’αρχ[ιερέυς]. Эта должность встречается и в других местах, в частности в Дельфах (CIG, 1718: Άρχιερέυς и жена его ’αρχιερέια были жрецами культа императоров. См. В. Рiсk. Die Personen- und Götternamen auf Kaisermünzen von Byzantion. «Numismatische Zeitschrift», 1895, N° 27.
6 C. Michel, 535.

Подготовлено по изданию:

Невская В.П.
Византий в классическую и эллинистические эпохи. М., Изд-во АН СССР, 1953.



Rambler's Top100