 |
|
73 |
шей мере, не удивительно, что в Элевсине она,
с одной стороны — Кора, дочь Деметры, а с другой стороны
— Персефона, жена Плутона. Вероятно, здесь в одном персонаже
соединились две
древние богини — догреческая царица преисподней и греческая
Дева-Зерно. Эти два ее обличья, относящиеся одно к смерти,
другое к жизни, были для мистерий рогом изобилия. Прорастание
нового колоска — это символ вечной
жизни.
Однако был еще один праздник Восхождения
Девы-Зерна — вскоре после извлечения семян
зерновых из подземных хранилищ. Его изображения сохранились
на росписях некоторых ваз; *
самое интересное из них — изображение на чаше
для смешивания вина из Дрезденского музея
(Илл. 17). На нем мы видим Ферефатту, которая
уже до колен вышла из земли. Ей помогает Гермес, а духи
природы, изображенные в виде трех
сатиров, пляшут вокруг нее.** Смысл восхождения
Девы-Зерна поясняется другими изображениями
на вазах, которые сначала кажутся загадочными.
Например, возникающая из-под земли большая
женская голова, которую сатиры колотят боль-
|
|
* Перечень и обзор этих ваз см. в приложении к моей
статье «Die eleusinischen Gottheiten», pp. 131 и cл., см.
прим. 1 к этой главе.
** ArchaologischerAnzeiger, 1892, р. 166; J. E. Harrison,
Prolegomena to the Study of Greek Religion, 3d. ed.
(Cambridge, 1922), p. 277, Fig. 67; Farnell, Cults of the
Greek States, III, PI. 6b; и моя Gesch. der griech. Rel., I,
PI. 39, Fig. 1.
|
|
|
74 |
шими молотками * (Илл. 18). Объяснение не вызывает сомнений.
Этот большой деревянный молот — обычный предмет сельской
утвари; он применялся для дробления комьев земли и размягчения
поверхности земли, которая после того,
как посевы запахивали, становилась очень твердой. Этот процесс
начинался, как только появлялись всходы, но когда еще можно
было ходить
по полям, не причиняя им вреда. Это прорастание
новых колосьев и соответствовало второму восхождению Девы-Зерна.
Суть мифа в воссоединении Матери и Девы.
Судя по характеру праздника, это же было и
основой Элевсинских мистерий — праздника Восхождения Девы-Зерна
во время осеннего сева.
Древний аграрный миф поднялся в сферу человеческих взаимоотношений.
Горе и печаль обездоленной матери, ее отчаянные поиски затрагивают
глубочайшие человеческие чувства. Деметра
по праву может быть названа «mater dolorosa»
греческой религии. В противовес этой горькой
печали, воссоединение матери с дочерью вызывает бурную радость,
ликование. Сердца мистов
наполнялись сильными эмоциями. Мистерии не
носили мрачного оттенка; они дарили людям радость и веселье.
Их основной темой было не похищение и разъединение, а воссоединение.
Это
воссоединение изображено на знаменитой Ниннионской табличке
конца пятого века до Р. X.,
|
|
* Harrison, Prolegomena, p. 279, Fig. 69; и моя Gesch. der gnech.
Rel., I, PI. 39, Fig. 2.
|
|
|
75 |
обнаруженной в сакральном месте в Элевсине * (Илл. 21).
В нижней части Деметра изображена сидящей напротив пустующего
трона — Кора отсутствует. К Деметре подходит Иакх, предводитель
великой Элевсинской процессии, и двое мистов. В верхней
части мы снова видим сидящую Деметру, к которой приближается
величественная женщина с факелами; за ней следуют мисты:
женщина с керносом (сосудом, используемым во время мистерий)
на голове, юноша и мужчина. Это и есть Кора, возвращающаяся
к своей матери. Конечно, это нельзя считать непосредственным
изображением фрагмента мистерий, которые запрещалось осквернять
не только словесной, но и изобразительной передачей. Это
сцена, изображающая эпизод из мифа, но в ней есть определенные
черты, позаимствованные из процессии мистерий. Нам не известно,
разыгрывалось ли во время мистерий воссоединение матери
с дочерью, но это явно было у всех на уме. Возможно, это
каким-либо образом разыгрывалось, а может быть — представало
лишь в виде символов. Один христианский автор пишет, что
наивысшая мистерия Элевсинских «epopteia» состояла в том,
что участники в полном молчании созерцали сжатый колосок.**
Быть может, это утверждение достовернее прочих, так как
оно точно соответствует про-
|
|
* Ephemeris archaiologike, 1901, PI. I; Farnell, Cults
of the Greek States, III. PI. 16; и моя Gesch. der griech.
Rel.. I, PI. 41, Fig. 2.
** Hyppolytus, Refutatio haereseon, V, 8, 39.
|
|
|
76 |
стому аграрному характеру древнего Элевсинского культа.
В этой связи часто упоминается изображение на Апулийской
надгробной вазе, на котором можно видеть пять колосков в
сакеллуме, выписанных очень тщательно * (Илл. 20). Конечно,
оно не имеет ничего общего с Элевсинскими
мистериями, а лишь является выражением той
же веры в сакральную природу колоска, символа
вечной жизни. Новые всходы были целью этих
обрядов осеннего сева, именно на них возлагали
свои надежды участники. И вот этот колосок —
в руках иерофанта. Люди могли видеть его и
верить, что их надежды сбудутся, точнее — уже
сбылись. Вот и она — та, которая так долго отсутствовала
и которую напрасно искали, — Дева-Зерно, воссоединенная
с Матерью-Зерном. Итак,
если эта информация достоверна, можно назвать
колосок зерна Девой-Зерном.
Древний аграрный культ мог нести и другие
идеи морального характера. Мы уже знаем, что
к паре, состоящей из двух богинь, был прибавлен
Триптолем. Но сначала это было не так. «Гомеров
гимн» упоминает его лишь как одного из представителей Элевсинской
знати. Мы можем проследить процесс его возвышения к статусу
героя.
Этим возвышением он был обязан своему имени,
|
|
* Р. Wolters, «Die goldenen Ahren», Festschrift fur James Loeb
zum sechzigsten Geburtstag gewidmet (Munchen, 1930), p. 124, Fig.
14; Farnell, Cults of the Greek States, III, PI. 3b; и моя Gesch.
der griech. Rel., I, PI. 42. Fig. 3.
|
|
|
77 |
которое может означать «трижды воюющий», но
которое понималось как «трижды пашущий».
И вот он стал героем трижды вспаханного поля,
иногда его изображали с плугом в руке *
(Илл. 23). Павсаний упоминает о святилище
Триптолема на священном Рарийском поле близ
Элевсина — колыбели земледелия, места, где были посеяны
первые зерна. В конце шестого века
до Р. X. изображения Триптолема начинают появляться на чернофигурных
вазах; он предстает
в образе бородатого героя ** (Илл. 19). На ранних
краснофигурных вазах его изображение встречается особенно
часто. Мы видим его сидящим на
крылатой колеснице, запряженной змеями, либо
стоящим между двумя богинями, которые предлагают ему прощальную
чашу, отправляя его
учить людей земледелию *** (Илл. 23). Но и тут,
несмотря на присутствие богинь, центральной
фигурой остается Триптолем.
Значение этой сцены проясняется, когда мы
читаем похвалы Афинам как колыбели цивили-
|
|
* Athenische Mitteilungen, XXIV (1899), PI. 7; Harrison. Prolegomena,
p. 273, Fig. 65.
** W. H. Roscher, Ausfuhrliches Lexikon der griechischen
und romischen Mythologie (Leipzig, 1884—1937), Bd. V,
col. 1127, Fig. I.
*** Лучшим примером является скифос Гиерона. Он
воспроизводится довольно часто. См. A. Furtwangler and
К. Reichhold, Griechische Vasenmalerei (Munchen, 1900—
1932), PI. 161; Farnell, Cults of the Greek States, III,
PI. 13; и моя Gesch. der griech. Rel., I, PI. 43, Fig. 1
(часть).
|
|
|
78 |
зации. В своем «Панегирике» Исократ рассуждает о двух величайших
дарах, полученных афинянами от Деметры. Это зерно, которое
является
причиной того, что люди живут не как дикие
звери, и мистерии, в которых они черпают свои
величайшие надежды. Нечто подобное говорил
«дадух» Каллий на мирных переговорах в Спарте
в 372 году до Р. X. Эта похвала Афинам древнее
декрета 418 года до Р. X., в котором афиняне
призывают всех греков приносить десятину Элевсинским богиням,
следуя древнему обычаю и
Дельфийскому оракулу.* Уже в это время Элевсин был признанной
колыбелью земледелия.
Упомянутые изображения на вазах демонстрируют, как высоко
ценились плоды земледелия в конце шестого—начале пятого
века до Р. X.
Это, конечно, относилось не только к злаковым
культурам как к таковым, но, скорее, к нравственным и общественным
процессам, вызванным
земледелием. Мне хотелось бы здесь привести
одну параллель — подвиги Тесея, национального
героя Афин. Они тоже очень часто изображались
на вазах в это же время. Считается, что в лице
Тесея афиняне создали себе местный аналог Геракла, но необходимо
указать на существенное
различие между Тесеем и Гераклом. Подвиги Геракла — это
обычные деяния древнего мифичес-
|
|
* Isocrates, Panegyricus, 28; Xenophon, Hellenica,
VI, 3, 6; текст декрета см. W. Dittenberger, Sylloge
inscriptionum Graecarum, 3d ed. (Leipzig, 1915—24), vol. I,
№ 83.
|
|
|
79 |
кого героя, Тесей же побеждает разбойников и
грабителей, противостоящих цивилизации и
опасных для нее. Тесей — страж мирной цивилизованной жизни,
основой которой является
земледелие. Крестьяне любили мир. Войны для
них — это сожженные поля и вырубленные сады.
Гесиод пишет, что закон диких зверей в том,
чтобы поедать друг друга, людям же Зевс дал
справедливость. Гесиод проповедует труд, дающий человеку
пропитание, и справедливость, которая гарантирует человеку
возможность пользоваться плодами своего труда. Гесиод отступил
от
воинственных идеалов героев Гомера и взял на
вооружение новый идеал, противоречащий старому — идеал мира
и справедливости, основанных на земледелии. Ему соответствует
такой герой, как Элевсинский Триптолем. Этот коренной
переворот в нравственных представлениях заслуживает адекватной
оценки. Я бы даже мог сказать, что Элевсинский культ основывается
именно на той идее, что земледелие есть источник цивилизованной
мирной жизни, подобающей человеку. Об этом пишет Аристофан
в комедии
«Лягушки».* Мисты поют: «Солнце и свет радости существуют
лишь для нас, посвященных, живущих праведной жизнью и справедливых
по отношению к чужестранцам и частным лицам».
Для того, чтобы рассчитывать на лучшую долю
в мире ином (к чему и стремились мисты), необходимо было
пройти посвящение; но здесь к
|
|
* Ranae, vss. 454 и cл.
|
|
|
80 |
этому добавляется еще одно требование — праведность, но
не в общем, а «по отношению к
чужестранцам и частным лицам». В числе этих
частных лиц были и рабы. К Элевсинским мистериям допускались
и рабы, и чужестранцы, если
они говорили по-гречески. Эти две категории в
древности гражданских прав не имели. В мистериях же это
традиционное ограничение преступалось. Мистерии не могли
дать рабам законных
прав, но они требовали от мистов праведной жизни, что предполагало
не просто исполнение закона, но даже больше. Действительно,
это была
попытка преступить традиционные барьеры между отдельными
городами-государствами и осознать человечество как великое
братство. Такие
нравственные идеалы, сформированные условиями земледельческой
жизни в древней Аттике, и
были развиты в Элевсинском культе.
Но это еще не все, что сулили посвященному
Элевсинские мистерии. В «Гомеровом гимне» говорится: «Счастлив,
кто это видел. Не прошедший посвящения не удостоится такой
участи после смерти, в мрачной тьме».* Та же мысль, но
более сильно, выражена и у Софокла. Он пишет,
что видевший мистерии трижды счастлив, когда
сходит в загробный мир, ибо только для таких —
жизнь, а для прочих все зло.** В Аристофановых
«Лягушках» хор мистов звучит в сцене, проис-
|
|
* Homeric Hymn to Demeter, vss. 480 и cл.
Frag. 753. in A. Nauk, Tragicorum. Graecorum fragmenta, 2d ed. (Leipzig,
1889).
|
|
|
81 |
ходящей в подземном мире. Я уже процитировал
эти слова. Мисты танцуют и пируют на лугу,
усеянном цветами. Эта вера в то, что их посмертная участь
будет более счастливой, занимала умы
посвященных. У нее были древние корни — общераспространенная
идея о том, что посмертная
жизнь есть повторение земной. Это представление
отражено, например, в одиннадцатой книге
«Одиссеи», где описано путешествие Одиссея в
загробный мир. Дело в том, что мисты верили,
что в подземном царстве они продолжат празднование мистерий,
как это изображают Аристофан и Еврипид.* Поскольку мистерии
были самым великим из известных им событий, то такое
представление о будущей жизни являлось полной
противоположностью темному и мрачному Аиду,
в который верили греки.
Итак, это очень простая идея, но, видимо, она
соответствовала чаяниям множества людей. Но
стоит задуматься над тем, не порождали ли Элевсинские мистерии
более сложного представления
о жизни и смерти. Возможно, так оно и было.
Примечательны строки Пиндара, гласящие: «Счастлив тот, кто,
видев это, сходит в подземный мир; ему ведом и конец жизни,
и ее богоданное начало».** Нам не известно, был ли Пиндар
в числе посвященных, но мы предположим, что
эти слова действительно относятся к Элевсинским
|
|
* Euripides, Hercules furens, vs. 613.
** Frag. 137, в Т. Bergk, Poetae lyrici Graeci, 4th ed.
(Leipzig, 1878—1882).
|
|
|
82 |
верованиям и попробуем истолковать их. Что есть
начало жизни? Если мы вспомним, что мистерии
были праздником осеннего сева — восхождения
Девы-Зерна, то в нашей памяти сразу возникнут
слова Евангелия от Иоанна: «Если пшеничное
зерно, падши в землю, не умрет, то останется
одно; а если умрет, то принесет много плода».*
Известно, что афиняне сеяли зерна на могилах,
а умерших называли «demetreioi».** В своем хорошо известном
гимне христианский поэт Пруденций воспользовался тем же
простым примером, говоря о воскресении человека. Однако
мы
не имеем права утверждать, что эта идея существовала и в
ту эпоху, когда еще не было личностного самосознания и когда
личность воспринималась лишь как звено в цепи поколений.
У людей этой эпохи не было потребности верить
в личное бессмертие, они верили в вечность жизни, осуществляющуюся
через смену поколений,
вырастающих одно из другого. И для такого верования не найти
было более ясного выражения,
чем прорастание нового колоса из старого зерна,
брошенного в землю. Это второе восхождение
Девы-Зерна, знакомое людям той эпохи по их
повседневным трудам и являющееся непосредственным результатом
осеннего сева, к которому и
были приурочены Элевсинские мистерии.
|
|
* Евангелие от Иоанна, 12:24.
** Cicero, De legibus, II, 63, из Деметрия Фалернского; Plutarch,
De facie in orbe lunae, p. 943b.
|
|
|
83 |
Существует еще один памятник искусства, на
котором изображены проводы Триптолема — это
знаменитый Элевсинский рельеф (Фронтиспис).
Он лучше прочих отражает высокий артистизм
и глубокое религиозное чувство Фидия. На нем
Триптолем, еще совсем мальчик, стоит между
двумя богинями. Этот рельеф был выполнен около 440 года
до Р. X. На позднейших памятниках
Триптолем изображается тоже довольно часто, но
лишь в качестве участника пира Элевсинских богов. Он уже
не является центральной фигурой.
К Элевсинским богам добавляются другие: покровительница
города Афин — Афина, Дионис, который в ту эпоху был определенным
образом связан с Элевсином, герои — Геракл и Диоскуры.
Эти герои, первые из посвященных чужестранцев, напоминают
о панэллинских мечтах Элевсинских мистерий. Такие изображения
явно порождены интересом к Элевсинским мистериям,
однако, в отличие от Ниннионской таблички, они
не выражают никаких особых представлений.
Более интересны некоторые другие росписи
на вазах, поскольку они содержат в себе новшества. В числе
Элевсинских богов появляется дитя.
Наиболее примечательна роспись гидрии, обнаруженной на Родосе
* (Илл. 24). На ней мы видим женщину, выросшую из-под земли
уже по
грудь. В руках у нее рог изобилия, а на нем
|
|
* Она часто воспроизводится. См. Harrison, Prolegomena, р. 525,
Fig. 151; и мою Gesch. der griech. Rel., I. PI. 44, Fig. I.
|
|
|
84 |
сидит дитя. Дитя простирает руки к богине со
скипетром (вероятно, Деметре), с другой стороны
его — Кора с двумя факелами, а под ней Триптолем. На пелике
из Керчи изображена поднимающаяся из-под земли женщина,
она передает ребенка Гермесу, рядом с которым стоит Афина.*
Слева — Деметра и Кора, а справа — «Бог» и
«Богиня», то есть Плутон и Персефона. На другой
стороне, как и на вазе из Тюбингенской коллекции, ребенок
немного старше. Он стоит рядом с
Деметрой и держит рог изобилия.**
Из этих росписей явствует, что рождение ребенка происходит
в окрестностях Элевсина. Этот
тип изображений хорошо известен по сценам
рождения Эрихтония, однако данный афинский
герой никак не связан с Элевсином. Рог изобилия, который
держит ребенок или на котором он
сидит, как на гидрии с Родоса, наводит нас на
верный след. Этот рог изобилия — атрибут бога
богатства, Плутона. Идеал, воплощенный в этом
боге, был очень популярен в ту эпоху, к которой
относятся упомянутые вазы. Наиболее известный
|
|
* Она замечательно воспроизведена в Furtwangler and
Reichhold, Griechische Vasenmalerei, PI. 70. См. также,
Farnell, Cults of the Greek States, III, PI. 21a (сторона с
Гермесом); и мою Gesch. der griech. Rel., I, PI. 46.
** С. Watzinger, Griechische Vasen in Tubingen
(Reutlingen, 1924), PI. 40; и моя Gesch. der griech. Rel.,
I, PI. 45, Fig. I. К сожалению, эта ваза оставлена без
внимания в моей статье, «Die eleusinischen Gottheiten»,
см. прим. 1 к этой главе. По поводу ее интерпретации
см. мою Gesch. der griech. Rel., I, 295, прим. 4.
|
|
|
85 |
пример — созданная в 372 году до Р. X. группа
Кефисодота, где богиня мира несет на руках младенца Плутоса.
В этой группе отражены чаяния
людей, живших в Афинах в те смутные времена.
Прежде мы слышали о Плутоне как о взрослом божестве, изображали
его иногда и седовласым старцем.* Однако я уже упоминал
о мифе,
согласно которому Деметра зачала Плутоса, соединившись с
Иасионом на трижды вспаханном
поле. Можно найти изображения, показывающие
Плутоса на всех ступенях жизни, что соответствует циклу
вегетации. Итак, несомненно, что дитя, появляющееся на упомянутых
вазах, — это
и есть Плутос. Помимо этих росписей на вазах
у нас нет никаких сведений о Плутосе — младенце на Элевсине.
Объясняется это очень просто.
Рядом с дочерью Деметры — Корой, занимавшей
наиболее важное место, не было места для сына
Деметры. Он никак не соответствовал идеям, выраженным в
Элевсинском мифе. А новое появление Плутоса в четвертом
веке до Р. X. — это
своего рода атавизм, вызванный стремлениями
людей той эпохи к миру и достатку. Кефисодот
назвал мать «Мир». Что касается росписей на
вазах, вероятно, их авторы называли ее Гея
(«земля»), из которой вырастает колос. Плутос
появился лишь на короткий период и исчез так
|
|
* На Ноланской гидрии; см. British Museum, Corpus vasorum antiquorum
(London, 1925), Fasc. 6, PI. 84, Figs. 2a-c. О Плутоне см. Farnell,
Cults of Greek States, III, PI. 32a.
|
|
|
86 |
же внезапно, как и возник; но сам факт его
появления доказывает, что новые идеи могли
найти отклик в умах людей, посвященных в
Элевсинские мистерии.
В то же самое время на Элевсин проникли и
Дионисийские элементы. Одна из связующих нитей — это, безусловно,
Иакх, сходство которого
с Дионисом-Вакхом мы уже отметили. Но были
и внутренние связи, поскольку культ Диониса в
одном из своих аспектов имеет отношение к циклу вегетации.
В Дельфах Диониса изображали в
виде младенца, лежащего в веяльной корзине и
пробуждаемого менадами. Согласно Фюртвенглеру, дитя, вручаемое
Гермесу на пелике из Керчи,
завернуто в шкуру оленя и увенчано плющом, а
на вазе из коллекции Хоупа мы видим Диониса
вырастающим из земли, подобно Деве-Зерну.* Далее, мы видели,
что на некоторых поздних Элевсинских вазах Дионис изображен
среди Элевсинских богов. Это предвестие срастания разных
мистических культов, которое стало обычным явлением в более
позднюю эпоху. Следы такого
синкретизма прослеживаются и в Римской эпохе,
которой мы сейчас не будем касаться.
Обряды Элевсинских мистерий тщательно сохранялись от самой
седой древности, хотя и они,
конечно, могли слегка видоизменяться с течением времени.
Особого Элевсинского учения не
существовало, а были лишь некоторые простые
|
|
* Е. М. W. Tillyard, The Hope Vases (Cambridge, 1923), No. 163,
PI. 26, и pp. 97 и cл.
|
|
|
87 |
основополагающие представления о жизни и
смерти, символически выраженные в образе нового колоска,
прорастающего из старого зерна.
И каждое поколение могло интерпретировать их
в соответствии со своими настроениями. Именно
этим объясняется такая устойчивость этого наиболее почитаемого
культа Древней Греции. Его
сила была в отсутствии догматов и в тесной связи
с глубочайшими чаяниями человеческой души.
Итак, оказывается, что на основе древнего аграрного культа
могла вырасти надежда на бессмертие и вера в вечную жизнь
— но не личности, а вырастающих одно из другого поколений.
На той же самой основе сформировалась и нравственность,
определяемая идеалами мира и доброй воли и стремившаяся
осознать человечество
как великое братство, невзирая на сословие и
гражданское состояние. Такие верования, устремления и моральные
нормы были характерны для
конца архаической эпохи. Во времена наивысшего расцвета
ремесленных и торговых Афин их
обитатели утратили понимание древней основы
человеческой цивилизации — земледелия, и в
конце пятого века до Р. X. личность уже освободилась от
древних родовых и традиционных
ограничений. Основания, на которых вырос идеализм Элевсинского
культа и морали, были разрушены. Человеку уже не достаточно
было вечной жизни, осуществляемой в смене поколений,
ему хотелось личного бессмертия. В счастливой
жизни в подземном царстве Элевсинские мистерии обещали ему
даже это. И если человек этой
|
|
|
|
|
88 |
эпохи проходил посвящение в Элевсинские мистерии, то делал
он это потому, что надеялся на
более счастливую жизнь в мире ином и считал
важным для себя участие в мистериях. Земледельческий герой
стал всего лишь сопутствующим персонажем на пиру Элевсинских
богов.
К их числу прибавился Дионис, и вновь возникло
дитя, приносящее богатство. Однако участие в
обрядах мистерий все еще оставалось религиозным переживанием,
способным приносить человеку счастье и помогать ему в жизни.
Ведь этот
культ был укоренен в глубинных чувствах человека и обращен
к его сердцу, хотя язык его и
менялся с течением веков.
|
|
|
|
|
 |