Направления исследования греческой религии; значение народной
религии; земледелие и скотоводство как основа жизни греков
в древности; Зевс как повелитель погоды; магия погоды; человеческие
жертвоприношения Зевсу Ликийскому и Зевсу Лафистию; моления
о дожде; каменные курганы и их бог Гермес; курганы как могилы
— Гермес Психопомп; гермы; пастушеские боги — Пан; реки
и речные божества, изображаемые в виде быка или коня; Посейдон
— бог воды и землетрясений; кентавры; силены и сатиры; нимфы;
Артемида — главная нимфа; нереиды в верованиях современных
греков; священный пейзаж; герои; иногда герои выступают
в роли привидения; культ героев связан с их могилами и останками;
переносы останков; герои помогают во всем, но особенно —
в боях; сходство культа героев с культом святых; великие
боги не так важны для сельских культов; великие боги исчезли,
а сельские верования сохранились.
Греция изначально (а отчасти и до сих пор) —
страна крестьян, которые придерживаются древних обычаев;
образ жизни грека, значение земледелия для праздников; природный
календарь; Деметра, Зерно-Мать, и ее праздники; праздник
осеннего сева — Фесмофории; праздники урожая — Фалисии и
Каламайи; праздник перед началом сбора урожая — Фаргелии
и фармак; первые плоды и их значение; буколиасты; панспермия
и кернос; выращивание оливковых деревьев; праздник сбора
фруктов — Галои; праздник цветов; Анфестерии — благословение
нового вина и
афинский День всех усопших; праздники сбора
винограда; Дионис и вино; фаллос; Майская
ветвь — Иресиона; мальчики, несущие ласточек; другие разновидности
Майской ветви — тирс и
корона; устойчивость сельских обычаев.
Элевсинский культ как наивысшее выражение
греческой народной религии; скудость информации об обрядах
мистерий; ненадежность сведений, сообщаемых христианскими
авторами; современные толкования по поводу сексуальных
символов; наши знания о божествах и о мифах; Микенское происхождение
Элевсинского культа; две триады — Деметра, Кора и Триптолем
и
«Бог» (Плутон), «Богиня» (Персефона) и Евбулей; изображения
в произведениях искусства; «Гомеров гимн Деметре»; легенда
о Евбулее и принесение в жертву свиней; этиологический характер
«Гомерова гимна» в отношении предварительных
обрядов; похищение Коры соотносится с помещением зерна в
подземные погреба во время обмолота; Плутон — бог богатства
(запасов зерна); извлечение зерна во время осеннего сева
— восхождение Коры; Плутон как бог подземного мира —
погребальные сосуды; греческая Дева-Зерно и догреческая
царица подземного мира; прорастание
новых посевов — второе восхождения Коры; воссоединение Матери
и Дочери во время осеннего
сева — суть мистерий; колосок зерна; Триптолем
как герой земледелия и цивилизованной жизни; Элевсинские
представления о мире и благочестии; блаженство в подземном
мире как вечное
совершение мистерий; прорастание нового колоса — символ
вечной жизни, осуществляемой в
смене поколений; памятники, свидетельствующие о том, что
в четвертом веке до Р. X. уже
проявляется личностное самосознание; добавление дионисийских
элементов.
Страх перед дикой природой; греческий дом (мегарон) и его
двор; Зевс Геркейос, Зевс Катайбат и Зевс Ктесий; Диоскуры
в домашнем культе; Зевс Мейлихий и Зевс Сотер; Зевс-«отец»
(pater familias), защитник дома; змея — страж дома; очаг
и его святость; обряды у очага; святость трапезы; принесение
в жертву животных; Гестия; общественный очаг; смешение сакрального
и
светского в повседневной жизни; очаг обладает
своей особой святостью; Зевс, как покровитель
гонимых и чужеземцев, служит гарантом неписаного закона;
отвратители зла и колдовства —
Геракл, Аполлон Агюйеус, Геката; социальный
аспект древнегреческой религии; отсутствие профессиональных
жрецов; некоторые культы являются собственностью определенных
семей; демократизация семейного культа.
Урбанизация греческой жизни — ремесло и
торговля; правление тиранов; афинская государственная религия;
секуляризация религии и
подъем великих богов; ремесла; боги гончаров; Афина и снижение
ее популярности среди простого народа; Гефест; потребность
человека в божестве близком и доступном; заимствование чужеземных
богов; Геката, богиня колдовства; призраки; Великая Мать;
Амон, Кабиры, Бендида, Котито, Сабасий; подъем культа Асклепия;
суды
по обвинению в безбожии; народ отвращается от
своих традиционных богов; популярность мистических и оргиастических
культов; религия женщин; культ Адониса; панегиреи; великие
игры; Амфиктионии и перемирия; ярмарки; панегиреи
в современной Греции; значение панегиреи для
социальной жизни и «международных» отношений в Древней Греции.
Религиозные движения раннего периода; мистические и экстатические
формы религии; соединение с богом Дионисом: законничество
и стремление к выполнению всех божественных предписаний;
мистики; законы религиозной жизни и
поведения человека, по Гесиоду; пифагорейские
максимы; «Дни»; корректировка календаря; законничество отнесено
только к культу благодаря
Дельфам; Семь Мудрецов и аполлоновское благочестие; справедливость;
уравнение в правах; «hybris» и «nemesis»; «bascania»; боги
в общем; суеверие и смысл слова «deisidaimonia»; «deisidaimon»
у Феофраста; Геката — богиня колдовства; трактат Гиппократа
«о священной болезни»; истории о привидениях; Платон о колдовстве;
таблички с проклятиями, относящиеся к IV в.
до Р. X.; общее понятие о подземном царстве; наказание в
мире ином — орфическая идея; тот,
кто не очистился при жизни, будет «лежать в
грязи»; дополняется требование моральной чистоты; мифологические
грешники; представление
о наказании в загробной жизни опирается на
идею справедливого воздаяния; ад у Аристофана; распространение
страха перед наказанием в загробной жизни.
Религиозная ситуация в V и IV вв. до Р. X.; вера поколеблена,
но не рухнула; религиозная истерия и судебные процессы над
безбожниками; связь древнегреческой религии с политической
жизнью; государства и частные лица стремятся
получить совет оракула; искусство предсказания
будущего — часть греческой религии; бытовые
вопросы, с которыми люди шли к оракулу; роль
предсказателей во время войны; популярность
провидцев; торговцы пророчествами и их влияние на общественное
мнение; собрания пророчеств; политическое значение оракулов;
«Сивиллины книги»; Фукидид об оракулах; роль пророчеств
в подготовке экспедиции на Сицилию; пророчества у Аристофана;
некоторые провидцы
были влиятельными политиками; провидцы как
защитники древней религии; Диопиф — инициатор судебного
преследования безбожников; конфликт между традиционными
толкованиями определенных явлений и объяснениями натурфилософов;
в сознании народа софисты смешиваются
с натурфилософами; конфликт веры с неверием
разворачивается не в теоретических дискуссиях,
а в практической жизни.