 |
|
165 |
Провидцы и оракулы
В пятом и четвертом веках религиозная ситуация в Греции
была неоднозначной, даже в сфере народной религии. В слаборазвитых
областях, где древняя вера сохранялась в неприкосновенности,
где люди придерживались сельских традиций, отмечали старинные
праздники и поклонялись богам и героям, не слишком беспокоясь
о высших богах, все было достаточно просто. Основы этой
бесхитростной веры сохранились и до наших дней. Однако в
других местах, особенно в городах, где религия вынуждена
была взаимодействовать с политическими и просветительскими
течениями, дело обстояло иначе. Величие и славу своего государства,
его свободу и независимость народ приписывал милости его
великих богов. Люди весело пировали во время государственных
жертвоприношений и собирались вместе на панегиреях. Но культ
великих богов был слишком официальным. Эти боги не расположены
были помогать человеку в его повседневных нуждах и утешать
его. Ослабли традиционные семейные и государственные узы,
и человек стал осознавать себя личностью. Государство, правда,
претендовало на то, чтобы сохранять свой преж-
|
|
|
|
166 |
ний авторитет, но на практике злоупотребления демократии
отвращали от него симпатии народа и заставляли его искать
что-то лучшее. Теперь человек уже не был, как прежде, привязан
к государственным богам. Он хотел найти богов для себя лично.
И вот он обращался к тем богам, которые могли бы ему помочь:
к Асклепию, великому целителю болезней, к Кабирам, спасавшим
от бедствий на море, или же к тем богам, которые глубоко
затрагивали его религиозное чувство, — например, к Сабазию.
В этом движении, по-видимому, важную роль играли женщины.
Критика религиозных верований со стороны софистов, а также
насмешки таких писателей, как Аристофан, делали свое дело.
Известно, что были и атеисты, а также такие чиновники, которые
считали религию лишь средством для достижения своих целей.
Вера масс пошатнулась, однако она не была разрушена.
Случай подталкивал к бурным взрывам религиозности, и порой
народом овладевала своего рода религиозная истерия: люди
начинали думать, что причина их личных и государственных
бед — это нечестие. В Афинах прошли такие знаменитые судебные
процессы о нечестии,* как, например, суд над Аспазией, любовницей
Перикла, и над его другом — философом Анаксагором. Однако
у них была явная политическая подоплека. То
|
|
* Е. Derenne, Les Proces d'impiete intentes aux philosophes a Athenes
au V et au IV siecles avant. J.-C. (Liege, 1930).
|
|
167 |
же самое относится и к суду над Алкивиадом по обвинению
в пародировании Элевсинских мистерий, и к знаменитому делу
о разрушении герм в 415 году до Р. X. Этот последний инцидент
вызвал настоящее религиозное безумие, поскольку произошло
это как раз накануне отплытия огромного флота в Сиракузы.
Люди сочли это дурным предзнаменованием и опасались, что
гнев богов приведет к провалу этого великого и рискованного
начинания. Приблизительно в то же самое время по обвинению
в богохульстве были осуждены софист Протагор и атеист Диагор.
Но самый известный пример — это суд над Сократом и его гибель.
Сократа обвинили в том, что он развращает молодежь, не почитает
государственных богов, а верит в каких-то других. Гонителями
Сократа были честные граждане, стремившиеся залечить ужасные
раны, нанесенные Афинам войной и террором тирании Тридцати.
Они были искренне убеждены в том, что, истребив врага древней
веры и старинных обычаев, они достигнут своей цели. Эти
люди допустили трагическую ошибку, обратив свой гнев как
раз против того человека, который сумел преодолеть критицизм
софистов. Подобные суды были и позже; однажды подсудимым
чуть было не стал Аристотель.
Вообще, греческая религия, за исключением простых сельских
культов, всегда была тесно связана с политической жизнью
— такова была ее судьба. Нельзя забывать, что мы рассуждаем
о религии людей, которые составляли народное собрание, а
оно принимало решения по вопросам
|
|
|
|
168 |
культа, несмотря на то, что в этой сфере существовал признанный
высший авторитет и требовался совет Дельфийского или какого-либо
иного оракула. Это переплетение религии и политики особенно
ощутимо в той области, которая имела огромное значение для
повседневной жизни. Речь идет о предсказаниях будущего.
Мы едва ли можем себе представить, насколько велико было
его значение как в частной, так и в общественной жизни.
На мой взгляд, именно эта область религии привлекала к себе
особенное внимание в тот период.
Города обращались к оракулам за советом не только по религиозным,
но и по другим вопросам; так же поступали во всех сколько-нибудь
важных случаях и частные лица. Более того, люди стремились
увидеть знамения, наблюдая за жертвоприношениями, полетом
птиц, разгадывая сны и другие приметы. Возьмем, к примеру,
Ксенофонта. Это был мужественный человек, опытный военачальник,
образованный человек и хороший писатель, хотя и не философского
склада. Его религиозные воззрения отражали, несомненно,
воззрения афинского среднего класса. По любому поводу он
обращался к оракулам и прорицателям. Перед тем как отправиться
в Малую Азию, чтобы присоединиться к экспедиции Кира, он
спросил совета Дельфийского оракула, каким богам принести
жертвы, моля их об успехе кампании и благополучном возвращении
домой.* Когда
|
|
* Anabasis, III, 1, 5 и cл.
|
|
169 |
же в Армии Десяти Тысяч возникли разногласия, Ксенофонт
совершил жертвоприношение и спросил богов, должен ли он
вернуться домой. Подобным же образом он поступал, когда
ему было предложено верховное командование, а затем — когда
он размышлял о том, стоит ли ему размещать воинов в Котиоре.*
Он слепо верил в предсказания и приметы и руководствовался
ими. Когда после смерти Кира Ксенофонт увидел во сне молнию,
ударяющую в дом его отца, он тут же собрал командиров на
совещание по поводу сложной обстановки в армии. Другой сон
подсказал ему, как перебраться через реку, когда его армия,
казалось, уже была совсем заперта между горами и рекой Тигр.**
Когда Ксенофонт ехал из Эфеса на встречу с Киром, он услышал
крик орла, сидевшего на гнезде справа от дороги, и сопровождавший
его провидец сказал, что это знаменует славу, но и немалые
трудности.*** И, наконец, когда во время увещевательной
речи к воинам по поводу убийства Клеарха кто-то чихнул,
все упали на колени, поклоняясь богам.**** Ксенофонт безоговорочно
верил предсказаниям, а когда они явно не исполнялись, он
старался истолковать их таким образом, чтобы они оказывались
истинными. Геродот тоже приводит
|
|
* Anabasis, V, 6, 16 и cл.
** Ibid., Ill, 1, 11 и cл.; см. также VI. 1. 22, и IV, 3, 8 и cл.
*** Ibid., IV, 1, 23.
**** Ibid., Ill, 2. 9.
|
|
170 |
множество пророчеств и предвидений, но их, пожалуй, можно
уже и не перечислять.
Желание заглянуть в будущее свойственно каждому человеку.
Даже в наши дни существует множество предсказателей и сивилл,
и многие люди верят в сны и разные приметы. Неудивительно,
что так поступали и древние. Но нам следует иметь в виду,
что такого рода верования, которые теперь образованными
людьми отвергаются и приравниваются к суеверию, составляли
в древности общепризнанную часть греческой религии. Огромная
популярность Дельфийского оракула была основана на вере
людей в его дар предсказывать будущее. В Греции было много
оракулов, и, судя по Геродоту, они были особенно распространены
во время Персидских войн и несколько раньше. Однако и в
последующие годы люди охотно обращались к ним за советом.
Правда, теперь греки чаще обращались к чужеземным оракулам,
особенно — к оракулу Амона в Великом Оазисе, а это, по-видимому,
говорит о некотором упадке престижа отечественных оракулов.
А в эпоху эллинизма древние оракулы Греции совсем утратили
свою популярность.
Источники донесли до нас лишь самые важные вопросы, по
которым спрашивали совета оракулов. Но мы можем утверждать,
что люди обращались к оракулам по любому хоть сколько-нибудь
важному для них поводу. В Додоне было обнаружено несколько
свинцовых табличек, на которых записаны вопросы людей, обращенные
|
|
|
|
171 |
к оракулу.* Посмотрим, что же это за вопросы. Некий Гераклид
спрашивает, родит ли ему жена ребенка, а Лисаний желает
знать, от него ли дитя, которым беременна Амила. Один человек
спрашивает, стоит ли ему покупать дом и землю в городе;
другой — нужно ли ему заняться овцеводством; а третий —
выгодно ли ему будет торговать разными товарами вразнос.
Вот какие советы нужны были людям в семейной жизни и в работе.
Теперь становится понятно, что оракулы играли важную роль
в повседневной жизни. Кроме того, не стоит забывать, что
люди усердно искали и других знамений и примет.
Каждый, кто знаком с трудами греческих историков, знает,
что пока не были принесены жертвы и пока не появлялись признаки
того, что эти жертвы угодны богам, нельзя было ни вступать
в сражение, ни переправляться через реку. Если же приметы
были неблагоприятными, то жертвы приносились во второй и
даже в третий раз, пока не появлялись благоприятные признаки.
Бывало, что военачальник не пускал свое воинство в бой,
дожидаясь благоприятных знамений, даже если враг уже начинал
атаку. А иногда из-за неблагоприятных знаков менялась и
стратегия. В армии обязательно был свой провидец, а в армии
Десяти Тысяч их было несколько.
Для нас это немыслимо: ждать знамений перед битвой, когда
нужно действовать быстро, или
|
|
* С. Carapanos, Dodone et ses mines (Paris, 1878), pp. 68 и cл.
|
|
172 |
же перед походом, определяемым стратегическими соображениями.
Однако греки думали иначе; в противном случае, они, конечно,
отказались бы от этих помех, затрудняющих военные действия.
Не стоит упускать из виду и психологическое воздействие
этих божественных знамений на воинов и на их поведение в
бою — ведь эти воины, подобно Ксенофонту, верили в приметы.
Конечно, были и такие коварные провидцы, которые толковали
приметы, исходя из требований военной ситуации; были и военачальники,
которые диктовали провидцам свою волю и использовали эти
жертвоприношения в своих стратегических целях. В битве при
Платее Павсаний, под предлогом неблагоприятных знамений,
сдерживал своих воинов, пока не наступил момент, когда гоплиты
могли атаковать врага с разумной дистанции. Но были и такие
безоглядно верующие военачальники, которые повиновались
провидцам невзирая на требования ситуации. Наиболее трагический
пример — это Никий и поражение афинян под Сиракузами. Когда
было принято решение отступать, случилось лунное затмение,
и провидцы истолковали этот знак в том смысле, что армия
должна оставаться на своем месте трижды по девять дней.
Никий повиновался, и эта задержка определила их разгром.*
И Плутарх в своей биографии Никия оплакивает безвременную
смерть провидца Стилбида, поскольку после него у Никия не
было больше мудрых провидцев.**
|
|
* Thucydides, VII. 50.
** Nicias, 23.
|
|
173 |
Были такие провидцы, которые преследовали собственные интересы.
Провидец Силан, которому Ксенофонт поручил узнать мнение
богов относительно его плана разместить воинов в Котиоре,
не дал этому намерению осуществиться, поскольку он сам хотел
вернуться в Грецию.* В сочинении некоего военного писателя
мы обнаруживаем одно очень поучительное наставление: во
время осады полководец должен строго наблюдать за своими
провидцами и не позволять им приносить жертвы самостоятельно,
в отсутствии полководца,** так как они могут оказать роковое
воздействие на общественное мнение.
Может показаться, что провидцы играли исключительно важную
роль только во время войн, но ведь войны были очень часты
в Древней Греции. В промежутках между великими войнами были
еще и малые войны, которые постоянно шли в разных уголках
страны. По описанию Ксенофонтом событий в Троаде *** создается
впечатление, что провидцы сновали повсюду и готовы были
услужить любому, кто мог заплатить. Примечательно, что упоминаемые
им провидцы были родом из слаборазвитых провинций Греции
— Аркадии и Акарнании. Должно быть, в этих областях вера
в предсказания была сильнее. Некоторые предсказатели достигли
большой известности. Одним из них был Тисамен, при-
|
|
* Xenophon, Anabasis, V, 6, 29.
** Aeneas Tacticus, Poliorcetica, 10, 4.
*** Anabasis, VII, 8.
|
|
174 |
надлежавший к знаменитому роду Иамидов,* прорицателей из
Олимпии, и участвовавший в великих битвах и во время войны
с персами. Он даже получил спартанское гражданство.
Если провидцы оказывали такое влияние на умы людей во время
войны, то, разумеется, они обладали авторитетом в политике
и в мирной жизни. Однако гораздо большим значением обладали
многочисленные торговцы оракулами — «chresmologoi», которые
распространяли в народе предсказания либо анонимные, либо
приписываемые какому-нибудь древнему пророку вроде Мусея
или Бакиса, или же какому-нибудь оракулу. Эти пророчества
были не знамениями богов в ответ на жертвоприношения, а
просто словами— стихами, которые люди заучивали наизусть
и передавали из уст в уста. Что и говорить, это было мощное
средство воздействия на общественное мнение во время подготовки
какого-либо важного решения. Однако роль оракулов и провидцев
в таких делах еще не получила достаточной оценки, а потому
мне следует остановиться на ней подробнее. Роль оракулов
в политической пропаганде сходна с той ролью, которую в
наши дни играют газеты и политические памфлеты. Ниже я приведу
примеры их рокового влияния.
В таком качестве оракулы впервые выступают накануне Персидских
войн. Геродот рассказывает нам о том, что когда в 510 году
до Р. X. спар-
|
|
* L. Weniger, «Die Seher von Olympia», Archiv fur Religionswissenschaft,
XVIII (1915), 53 и cл.
|
|
175 |
танский царь Клеомен, изгнав сыновей Писистрата, занял
афинский Акрополь, то в его распоряжение попало собрание
пророчеств, ранее принадлежавшее Писистратидам.* В них говорилось
о многочисленных тяжелых ударах, которые будут нанесены
спартанцам афинянами. В этой связи можно вспомнить, что
Алкмеониды, политические противники Писистратидов, ими же
свергнутые, обеспечили себе поддержку со стороны Дельфийского
оракула, а через него и спартанцев. Что произошло, вполне
понятно. Писистратиды, понимая, что самые сильные из их
врагов — спартанцы, собирали эти пророчества не для собственного
удовольствия, а для того, чтобы подготовить умы людей к
надвигавшейся войне со спартанцами, приободрить их и вдохновить
на бой с грозным противником.
Еще один пример, который можно найти у Геродота, — это
история Ономакрита, известного, главным образом, потому,
что он, по всей видимости, способствовал распространению
орфизма. Гиппарх, сын Писистрата, изгнал Ономакрита на том
основании, что другой поэт, Лас из Гермионы, уличил его
в подделке: в собрание пророчеств, приписываемых Мусею,
Ономакрит хотел вставить свое пророчество о том, что острова
вокруг Лемноса будут поглощены морем. На мой взгляд, истинной
причиной изгнания Ономакрита было не только то, что он совершил
подделку. Политическая подоплека
|
|
* Herodotus, V, 90.
|
|
176 |
этого дела прояснится, если мы вспомним, что
около 512 года до Р. X. Лемнос был занят
Мильтиадом (разумеется, не без согласия Писистратидов),
что способствовало торговому и
политическому влиянию Афин в северовосточной части Эгейского
моря. А об этом
Писистратиды очень заботились (напомню: они
захватили Сигей в устье Геллеспонта). Такого
рода пророчество было неблагоприятным для их
политических планов. Изгнанный Ономакрит
явился ко двору персидского царя и при помощи
своих пророчеств побудил его организовать поход в Грецию.
Он прочитал множество оракулов,
и если среди них были неблагоприятные для
персов, он скрывал их, выбирая самые благоприятные пророчества.*
Итак, мы видим, как
использовались оракулы.
Собраний пророчеств было много, и авторитет
их возрастал, если они были приписаны какому-либо знаменитому
древнему пророку. Наиболее
почитаемым из них был Бакис. Только его пророчества, да
еще пророчества Пифии, Геродот
приводит полностью. В одном из фрагментов он
делает интересную ремарку, которая свидетель-
|
|
* Herodotus, VII, 6. См. также Н. Diels, «Uber Epimenides von Kreta»,
Sitzungsberichte der Koniglich preussischen
Akademie der Wissenschaften (Berlin), 1891, Pp. 396 и
далее, и Н. Bengtson, «Einzelpersonlichkeit und athenischer Staat
zur Zeit des Peisistratos und des Miltiades»,
Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philos.-hist.
Abt. (Munchen), 1939, № I. pp. 26 и
cл.
|
|
|
177 |
ствует о том, что уже пробудились критические настроения.
Рассказывая о знаменитом пророчестве «ex eventu», относящемся
к битве при Артемизии, Геродот замечает, что он не мог бы
отрицать истинность оракулов, и, убежденный примером этих
столь ясных слов Бакиса, не допустит никаких возражений
по этому поводу.* Что касается Сивиллы, то ее родиной была
не Греция, а Малая Азия. В рассматриваемый период приписываемое
ей собрание пророчеств было привезено в Рим из греческой
колонии Кумы. Это и были знаменитые «Сивиллины книги». Датируемое
125 годом до Р. X. Сивиллино пророчество хранится во Флегонте.2
Безусловно, оно не является подлинным. Мы же отметим только
то, что оно состоит, главным образом, из предписаний по
поводу жертвоприношений и очищений, хотя есть в нем и некоторые
политические аллюзии. Говоря о наиболее острой проблеме,
связанной с «Сивиллиными книгами», важно иметь в виду, что
это всего лишь одно из многих собраний пророчеств, которые
было в обращении у греков в конце шестого века до Р. X.
Конечно, такие собрания имели хождение и в греческих колониях.
По сообщениям Фукидида можно составить ясное представление
о роли оракулов во время Пелопоннесской войны. Фукидид —
дитя просве-
|
|
* Herodotus, Vin, 77.
** Текст опубликован в: Н. Diels, Sibyllinische Blotter (Berlin,
1890), pp. Ill и cл.
|
|
 |