 |
|
152 |
лись с насмешкой. Различие между религией и суеверием в
Древней Греции было скорее разницей в степени, а не в сущности.
Конечно, были и простые народные приметы, но и они не слишком
сильно отличаются от некоторых религиозных представлений.
Считается, что в классическом периоде греки не знали суеверия.
К сожалению, я должен опровергнуть это мнение. Суеверие
всегда играло большую роль в жизни Древней Греции, даже
в период наивысшего расцвета греческой культуры и даже в
самом центре этой культуры — в Афинах. В литературе данного
периода упоминания о суеверии очень редки. Но причина этого
лишь в том, что великие писатели не снисходили до таких
низменных тем. Однако грекам нужна была богиня колдовства
и призраков. Они позаимствовали из Карии Гекату и стали
ставить ее изображение перед своими домами, чтобы отвратить
от них всякое зло. Колдовство было хорошо знакомо грекам
— Аристофан тому свидетель.* Его герой, Стрепсиад, выражает
желание нанять фессалийскую колдунью, чтобы она стащила
луну с неба и погасила ее. Кроме того, Аристофан упоминает
некромантию — вызывание душ умерших с целью услышать предсказание
о будущем. Магия такого рода в Греции раннего периода практически
не встречалась.
Большое значение имеет трактат о священной болезни, то
есть — об эпилепсии. Это один из
|
|
* Nubes, vss. 749 и cл., и Aues, vss. 1553 и cл.
|
|
153 |
самых ранних трактатов коллекции, приписываемой Гиппократу,*
и, вероятно, действительно принадлежащий его перу. В любом
случае, он относится к пятому веку до Р. X. Его следует
прочитать всякому, кто желает ознакомиться с религиозной
жизнью того времени. Автор трактата считает, что люди, называющие
эту болезнь священной, подобны магам, шарлатанам, нищенствующим
жрецам и жрецам-очистителям; они покрывают этим свое невежество
и беспомощность, они прибегают к очищениям и заклинаниям,
предписывают избегать черной одежды и не допускать того,
чтобы одна нога (или рука) легла на другую. Это магические
методы, хорошо знакомые нам по фольклору. Далее автор пишет
о неких людях, утверждающих, что они при помощи тайных обрядов
могут снять с небес луну, вызвать солнечное затмение, бурю
или затишье, накликать дождь или засуху, призвать воду или
же сделать землю бесплодной. В этом трактате есть перечень
таких магических деяний, какие описаны в римский период;
считается, что они только к нему и относятся. Но на самом
деле они гораздо древнее; просто в более поздние времена,
когда трезвость традиционной религии ослабла, эти явления
стали более заметны. Автор сообщает нам, что эти люди и
богов вовлекали в сферу своих суеверных представлений. Если
больной стонал или бился в судорогах, говорили, что это
дело рук Великой Матери. Если его крики
|
|
* De morbo sacro, I.
|
|
154 |
напоминали ржание коня, причиной считался Посейдон; если
они похожи были на щебет птиц — Аполлон Номий; а если изо
рта его шла пена и он колотил ногами — Арес. И наконец,
если больного преследовали дурные сны, странные образы и
если он вскакивал с постели, то говорили, что на него напала
Геката или какой-нибудь герой.
Последние слова требуют комментария. Истории о призраках,
подобные тем, что популярны и в наши дни, рассказывали и
в древности. В литературе они до римского периода не появляются,
но их видимое отсутствие в классическом периоде обманчиво.
Дело в том, что призраки выступали под именем героев, и
настоящие истории о привидениях рассказывали, относя их
к героям. Я уже упоминал о герое из Темесы, в жертву которому
горожане должны были ежегодно приносить самую красивую девушку
в городе, пока один знаменитый борец силою своих рук не
столкнул его в море; а также об Оресте, которого никто из
афинян не хотел бы повстречать в ночное время из боязни
получить от героя взбучку и лишиться своей одежды. Был еще
Актеон, который опустошал поля беотийцев, пока, по совету
оракула, его статую не приковали к камню. Комедия Плавта
«Mostellaria» («Пьеса о привидении»), написанная по произведению
греческого поэта Филемона, представляет собой весьма распространенный
пример истории о привидениях. В одном доме был убит и похоронен
гость-друг. По ночам он выходит, пугает людей, и никто не
|
|
|
|
155 |
осмеливается жить в доме с привидением. Трактат Гиппократа
посвящен заболеванию, а в тех
случаях, когда людские усилия бесплодны, даже
в наши дни расцветает суеверие. Даже Перикл,
который был выше таких низменных вещей, когда заболел, разрешил
женщинам привязать ему
амулет.* Самые удивительные и невероятные истории рассказывали
о врачевателях Асклепиейона в Эпидавре.** Не буду рассказывать
о религиозных идеях Гиппократа, хотя они вполне разумны
и заслуживают рассмотрения. Обратимся вместо этого к Платону,
который много что мог
сказать о магии и магах. Платон предусматривал
самые строгие наказания для тех, кто утверждает, что может
вызывать умерших; или заставить
богов сделать что-то путем жертвоприношений,
молитв и заклятий; или уничтожать отдельных
людей, целые семьи и города. Платон упоминает
о некоторых приемах черной магии — о заклинаниях, проклятиях,
о восковых куклах, которых сажали у дверей, на перекрестках
и на могилах.*** Известно, что ведьмы и колдуны пользовались
такими восковыми куклами — они их
сжигали, прокалывали и так далее, чтобы причинить такие
же страдания людям, которых эти
куклы замещали, — об этом есть много упоми-
|
|
* Plutarch, Pericles, 38.
** Эти надписи собраны в: Inscriptiones Graecae, Editio minor,
vol. IV, Fasc. I, Nos. 121—27. См. также: R. Herzog, «Die Wunderheilungen
von Epidauros», Philologus, Supplementary. Vol XXII (1931), No.
3.
*** Laws, X, p. 909b; ср. также р. 908d и XI, p. 933.
|
|
|
156 |
наний, относящихся к более позднему периоду.
Описание Платона гораздо больше соответствует
позднеантичному колдовству, чем колдовству
четвертого века до Р. X., но невозможно усомниться в том,
что он пишет о жизни своей эпохи.
И это можно доказать. Когда Платон пишет
о проклятиях, он употребляет слово «katadeseis»
(«оковы»). Это свинцовые таблички, на которых
начертаны проклятия в адрес поименованных на
них лиц; их клали в могилы, чтобы предать этих
людей богам подземного царства. Таких «tabellae
defixionis» было найдено и опубликовано очень
много,* но при этом лишь в редких изданиях
указано, что многие из них относятся к четвертому веку до
Р. X. А неопубликованная надпись
на черепке чашки: «Я посылаю на Аристона перемежающуюся
лихорадку, чтобы он умер» относится, вероятно, еще к концу
пятого века.
Множество свинцовых табличек было найдено в
Афинах, причем интересно, что многие из обозначенных на
них имен — имена исторических
лиц. В их числе двое братьев известного политика
Каллистрата, изгнанного из Афин в 361 году до
Р. X.; представители богатого и знатного семейства дадухов
(«dadouchoi») — Каллий и Гиппоник; Демофил — обвинитель
Аристотеля и Фокиона; а также Демосфен, Ликург и многие
дру-
|
|
* Аттические «tabellae defixionis» были опубликованы Р. Вюншем
в приложении к «Inscriptiones Graecae», III. Несколько важных находок
было опубликовано позже. См. мою Gesch. der Griech. Rel., 1, 757
и cл.
|
|
|
157 |
гие ораторы и политики. Это довольно странно. Приведенные
имена свидетельствуют о том, что вера в магическую силу
подобных проклятий была присуща не только ремесленникам,
лавочникам и прочим простым людям, имена которых тоже есть
на табличках. По всей видимости, эта вера была распространена
и в высшем обществе.
Большая часть этих проклятий относится к судебным процессам.
В них содержится обращение к богам, особенно к Гекате и
к Гермесу Подземному, призывающее их связать душу, ум, язык
и все члены проклинаемого человека. Показательно, что такие
проклятия связаны с вырождением афинской демократии и судов,
с придирчивостью и злоупотреблениями сикофантов. К прискорбию
своему, я вынужден утверждать, что вера в магию и колдовство
и всякие суеверия имели широкое распространение даже в классическом
периоде. И если так было в Афинах, то уж, конечно, в других,
не столь развитых частях Греции вряд ли было лучше. Более
того, следует признать, что этот рецидив суеверия и магии
связан с упадком древней религии, которая подвергалась секуляризирующему
воздействию государства и нападкам софистов. А когда в религиозной
сфере возникает такой вакуум, это создает наилучшие условия
для расцвета суеверия и магии, а также для заимствования
чужих богов.
Свинцовые таблички с проклятиями помещались в могилы, и
это верный признак того, что люди верили в способность умерших
причинять вред. Вера в могущество умерших проявляется в
|
|
|
|
158 |
культе древней могилы. Считалось, что это могила человека,
который был похоронен и которому там поклонялись, призывая
его помочь своей семье. Наши наблюдения относительно культа
усопших сделаны на материале литературы, в частности — трагедии,
которая тяготеет к древности. Однако культ усопших государство,
по политическим и социальным причинам, подавляло, и он в
значительной мере утратил свою силу. Но вера в призраков
осталась. Согласно общему представлению греков о мире ином,
это был темный и мрачный Аид, с бледными, немыми и беспомощными
обитателями — тенями. Это представление настолько укоренилось
в сознании греков, что для простого крестьянина и сегодня
подземный мир все такой же, хотя христианство уже почти
две тысячи лет пытается внушить обратное. Повелитель подземного
царства сохранил до наших дней имя Харона или Хароса (который
в древности считался перевозчиком), но изображают его как
наездника или охотника. Тени бессильны. Считалось, что они
выглядят так, как выглядел человек при жизни, или же — как
он выглядел к моменту своей смерти. Одиссей в Аиде узнает
своих умерших товарищей. И это представление встречается
у всех народов. Жизнь в мире ином моделируется по образцу
жизни на земле, хотя оттенки могут быть чуть мрачнее или
чуть светлее. Для мрачного Аида есть только одно исключение
— блаженство, ожидающее тех, кто был посвящен в Элевсинские
мистерии. Но и оно состоит лишь в повторении этих мистерий,
|
|
|
|
159 |
и единственное требование для этого — пройти посвящение.
Для Гомера тело человека — это сам человек, а душа лишь
бледная пустая тень. Что же касается орфиков, они считали
душу бессмертной, а тело рассматривали как темницу для души.*
Они верили, что душа способна оставлять тело временно —
в сновидениях, а в момент смерти она покидает его навсегда.
Это учение способствовало пересмотру оценки жизни в ином
мире. Для орфиков посвящение и сопутствующие ему очистительные
обряды были тоже необходимы, но к этому они добавляли требование
праведности и нравственной чистоты. Тот, кто не очистился
при жизни» будет нечист и в мире ином: «Oн будет лежать
в грязи» — вот ключ к новой концепции иного мира. Мы видим
здесь повторение земной жизни, как это было и раньше, но
только теперь само это повторение рассматривается как наказание.
Этот мотив нередко встречается и в современном фольклоре.
Представления орфиков нашли отражение в некоторых мифах,
в том числе и в мифе о Данаидах. На картине Полигнота в
Дельфах изображены фигуры, обычно называемые Данаидами;
они символизируют людей, которые не прошли посвящения и
которые в иной жизни должны вечно наливать воду для очистительного
обряда, но усилия их бесплодны. Итак, представление это
укоренилось в народном сознании, и
|
|
* Plato, Cratylus, p. 400 с.
|
|
160 |
произошло это потому, что оно сопряжено с другим представлением,
весьма популярным у греков, — о справедливом воздаянии.
В древности человек мыслился лишь как звено в цепи поколений.
Дети и дети их детей должны были расплачиваться за проступки
предков. Но пришло время, когда людям показалось несправедливым,
что один человек должен платить за грехи другого. Теперь
нужно было, чтобы человек, который согрешил, сам был наказан,
чтобы он лично, а не кто-нибудь другой, платил за его грехи.
Это требование мы находим у Солона. Однако опыт показывал,
что порой такие преступники умирают, не понеся соответствующего
наказания. Разрешение этого противоречия обнаружилось в
учении орфиков. Должное наказание было перенесено в иной
мир.
Из мифов нам известны Тантал и Сизиф — грешники, осужденные
на вечные муки после смерти. Первоначально эти люди были
врагами богов, и боги покарали их при жизни; и лишь потом
они были перенесены в подземное царство. Этот подземный
мир описан в одиннадцатой книге «Одиссеи»; кроме того, он
изображен великим художником Полигнотом на его знаменитой
картине в Дельфах.* Однако в этом изображении есть нечто
новое. На ней человек, убивший своего отца, удушен им, а
человек, ограбивший храм, терпит разнообразные мучения от
женщины. Наказания определялись по древнему «jus talionis»,
|
|
* Описана у Павсания, X, 28 и cл.
|
|
161 |
гласившему: глаз за глаз и зуб за зуб; либо заимствовались
из человеческого правосудия. Это представление о наказании
в ином мире было фатальным образом расширено, и появились
примеры изменения и добавления, новые способы мучения и
новые кары. И движущей силой этого была идея справедливого
воздаяния.
Вскоре подземное царство стали изображать как нечто ужасное,
в полном смысле слова — ад. Его описывает Аристофан в «Лягушках».
Писатель наполняет его страшными зверями, змеями и чудовищами
вроде Эмпузы. Там в грязи и непросыхающей трясине лежат
те, кто причинил зло гостям и друзьям, а также обманщики,
клятвопреступники и отцеубийцы. Аристофан также приводит
подробный перечень страшнейших мук, грозящих преступнику,
заимствуя их из мифологии и всемерно обогащая.
Все это достаточно хорошо известно, но обычно ученые этим
пренебрегают, ссылаясь на то, что это мифология, а она,
как правило, не очень важна для реальной картины народных
верований. Однако у этого есть серьезная основа. Аристофан
не смог бы дать такое живое и подробное описание ада и его
ужасов, если бы эта тема не была знакома публике. Вообще,
в литературе такие вещи не упоминаются — подобно суевериям,
они считались слишком низменными и недостойными. Но есть
два исключения, два очень важных фрагмента, которые бесспорно
доказывают, что идея наказания в ином мире в пятом и четвертом
веках до Р. X. прочно укоренилась в на-
|
|
|
|
162 |
родном сознании. Философ Демокрит пишет: «Многие люди,
которые не знают, что человеческое естество разрушается
смертью, но которые понимают, что совершили много дурного,
живут в постоянном страхе и беспокойстве и сочиняют лживые
басни о том, что будет после смерти».* А Платон во вступлении
к своему «Государству» устами престарелого Кефала утверждает,
что человек, чуя приближение смерти, бывает охвачен страхом
и начинает думать о вещах, которые до этого его не беспокоили.
Душа его томится: а вдруг окажется правдой то, что рассказывалось
об ином мире в мифах и что прежде ему казалось смешным?
А вдруг в подземном мире его ожидает кара за грехи земной
жизни? Человек волнуется, вспоминает, не сделал ли он кому-нибудь
зла; и если получается, что он совершил много неправедных
поступков, его наполняет тревога: он, как ребенок, часто
вскакивает во сне с постели и живет в постоянном страхе.**
Этот яркий портрет написан явно с натуры. Однако подробные
рассуждения самого Платона о загробном мире и о переселении
душ нам следует здесь оставить без внимания, поскольку это
плоды его собственного ума, не имеющие отношения к народным
представлениям. Отметим только, что в будущем их влияние
было огромным и определяющим.
|
|
* Frag. 297 в: Н. Diels, Die Fragmente der Vorsokratiker, 5. Aufl.
(Berlin, 1934—1937), II, 206—207.
** Plato, Respublica, 1, pp. 330d и cл.
|
|
163 |
Здесь можно еще указать на росписи апулийских надгробных
ваз, относящихся к четвертому веку до нашей эры и представляющих
собой особую разновидность аттической росписи на вазах.
На этих росписях изображен дворец Аида и мифологические
персонажи, терпящие наказания в загробном мире. Тот факт,
что подобные сюжеты были избраны для украшения надгробных
памятников, свидетельствует о популярности этих представлений
в Южной Италии, что, вероятно, объясняется сильным орфическим
влиянием в этой стране.
Уже давно Дитерих пытался доказать, что ад был придуман
греками.* Другой великий ученый, Кюмон, напротив, приписывает
ему восточное происхождение.** Но если взглянуть на самое
раннее христианское видение ада — так называемый «Апокалипсис
св. Петра», который и послужил отправным пунктом для Дитериха,
то получается, что Дитерих прав. Описание наказаний за нравственные
проступки, которые были грехами и для язычников, здесь тоже
очень подробное; а старый мотив — грешник, лежащий в грязи,
— повторяется во множестве вариаций. Что касается наказаний
для неверующих, то они описаны более кратко, менее детально,
и по всей види-
|
|
* A. Dieterich, Nekyia; Beitrage zur Erkarung der neuentdeckten
Petrusapokalypse (Leipzig, 1893; 2. Aufl., 1913).
** F. Cumont, After Life in Roman Paganism (New Haven, 1922), pp.
88 и cл.
|
|
164 |
мости, скопированы с описаний первой группы. Так что основа
здесь греческая.
В этой главе я осветил темные и низменные стороны греческой
религии — суеверие, магию и идею наказания в загробном мире,
— поскольку я убежден, что если мы хотим получить подлинное
представление о греческой народной религии, то необходимо
знать и это. Мы знаем, что такие представления возобладали
в поздней античности. Это было обусловлено упадком древней
религии. Человеку нужна какая-нибудь религия, и если его
старая вера разрушена, он обращается к суеверию и к магии
и склонен принять новых богов, завезенных из чужих стран
либо поднявшихся из темных глубин человеческого сознания.
Такие глубины были и в сознании греков, которое было не
таким уж абсолютно ясным, как принято думать.
|
|
|
|
 |