Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

99

1. Падение царской власти и аристократия

30. С прогрессом культуры расширяются и умножаются государственные задачи и требования, предъявляемые к функциям государства. Патриархальное самовластие царя уже не удовлетворяет народ, особенно когда случайность престолонаследия возводит на трон лиц, не способных к управлению. Возле царя или вместо него появляются другие носители функций власти, в Афинах, например, — фесмофеты для производства суда,* в Спарте — эфоры,1 в Афинах для начальствования над войском — полемарх и т. д. С другой стороны, при небольших размерах государств становилось все тяжелее держать на соответствующей высоте само царственное достоинство против знатных господ, которых имущественное положение, образ жизни и политическое влияние группировали все теснее около государя.2 Рядом с ним приобретает решительное значение совет знатных, благородных, который стягивает в свои руки все больше царственных прав 3
1 Ср.: у Stern'a. Zur Entstehung u. ursprüngl. Bedeutung des Ephorats in Sparta, Berl. Stud. f. kl. Philol, т. XV, 1894. См. возражения Ε. Меуег'а в Lit. Zentralbl., 1894, 1133; Szanto. Ephoren у Pauly-Wissowa. Список эфоров начинается с 755 г.
2 Это заметно уже в гомеровском эпосе. Ср.: Finster. Das homerische Königtum, N. Jbb. f. d. kl. Altert., 1907, стр. 313 и сл.
:! Ср., например, произнесение смертных приговоров герусией в Спарте и ограничение в этом отношении царей правом лишь на председательство. Точно также царское право назначения чиновников и избрания членов совета уже очень давно, очевидно, было исключено аристократией из компетенции царя.
* В действительности фесмофеты, должностные лица, связанные с судопроизводством, появляются в политической системе Аттики только в VII в. до н. э., т. е. уже в период республики (Arist. Athen. Pol., 3). Подробнее об их функциях см.: Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. 1. С. 243.

100
и в конце концов или совсем устраняет царя, или сводит его достоинство к лишенному всякого политического значения отправлению жреческих функций. На место наследного царя становится ежегодно избираемый республиканский президент (πρύτανις — в Коринфе и многих малоазийских городах, ήρχων — в Афинах и других городах, δαμιουργός — в Аргосе, Элиде и др.).
В различных случаях этот процесс шел разными путями. Так, например, в Афинах между монархией и высшей властью, избираемой на срок, можно установить промежуточные фазы. Сначала здесь было ограничено время нахождения у власти лиц из династии Медонтидов: из пожизненного этот срок был превращен в десятилетний. Затем получили доступ к отправлению функций высшей власти все знатные, причем срок устанавливался годичный.1* Течение этого процесса было тесно связано с ограничением власти βαβιλέύς'β исключительно сакрально-судебными функциями и установлением особой, тоже избиравшейся на срок высшей должности с политическими функциями.2 Там, где царский род был особенно многочислен и могуществен, как, например, Бакхиады в Коринфе, Пенфилиды на Лесбосе, Басилиды в Эфесе и Эрифрах, Алевады в Фессалии, высшая должностная власть остается часто в руках представителей этих родов.** Правилом во всяком случае становится то, что все высшие должности становятся доступны всем знатным.
1 Иначе думает Seeck. Quellenstudien zu Aristoteles' Verfassungsgeschichte Athens, Klio, 1904, стр. 292 и сл., по которому пожизненные и десятилетние архонтаты списков добавлены впоследствии и так называемые десятилетние архонты, в действительности были годичные и потом якобы последовало свержение царской власти в 711 г.
2 Хронология этого процесса, совершавшегося в течение VIII и VII вв., очень проблематична. См.: Е. Meyer. GdA., т. II, стр. 348; Jacoby. Die attische Königsliste, Klio, 1902, стр. 406 и сл. Что касается относительно достоверного года (682/681 гг.) то остается сомнительным, был ли это год учреждения должностей годовых архонтов или только начальный год сохранившегося списка архонтов. Ср.: Wilamowitz. Die lebenslänglichen Archonten, Hermes, 33, 1898, стр. 119 и сл.

* Согласно античной традиции монархия в Афинах была ликвидирована после гибели царя Кодра в 1066 г. до н. э. С этого времени высшим органом власти становится коллегия архонтов. Первоначально должность архонтов была пожизненной. В 753 г. до н. э. срок их полномочий был ограничен 10 годами, причем до 713 г. до н. э. архонты избирались только из рода Медонтидов, потомков Кодра. В связи с этим ряд исследователей полагает, что реально монархия в Аттике сохранялась до конца VIII в. до н. э. Наконец, в 683 г. до н. э. был установлен порядок ежегодного переизбрания архонтов. См.: Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. 1. С. 142 и сл.
** Форма правления, при которой к реальной власти допускались только представители царского клана, являлась первым этапом формирования республики и получила в современной историографии название аристократии царского клана. См.: Whibley L. Greek oligarchies. London, 1896. P. 70, 121; Arnheim M. Aristocracy in Greek society. London, 1977. P. 401.
101
Это движение, проходившее обыкновенно самым мирным образом, без тяжелых революционных вспышек,* началось в VIII в. и в течение VII завершилось, по крайней мере в существеннейших своих чертах. Только кое-где, в малопрогрессировавших местностях, например, в отдельных общинах Этолии и Эпира, в Македонии и в государстве воинов — Спарте, сохранилась царская власть, хотя и здесь не без многоразличных ограничений (ср., например, о спартанском царстве у Геродота (VI, 56 и сл.) и Ксенофонта (Resp. Lac, 13, 15)).
Устранение монархии сообщило политическому строю, если не всегда на деле, то в основе, совсем другой отпечаток.1 Принципиальные обоснования и собственные жизненные интересы царской власти определяли ее положение выше сословий и сословных интересов. Достигшая кормила правления аристократия, напротив, представляла господство одного класса, которое в своей психологической зависимости от классовых интересов и классовых воззрений неумолимо вело к тому, чтобы отдать обладание политической властью на службу классовому эгоизму. Масса свободных и народное собрание, потеряв в лице царя известную опору, отступили теперь в своем значении еще более на задний план, чем прежде.2 В тех случаях, когда даже при господстве аристократии удержался самостоятельный класс средних землевладельцев и сохранил свое участие, засвидетельствованное еще «Илиадой»,3 в законодательстве и выборе магистратов, все равно, как несомненное правило, торжествовала фактически или на основании права монополизация крупной земельной аристократией политической власти во всем ее объеме. Жалобы как из земледельческой среды (см.: Hes. Ор. et dies, 221; 264), так и идущие от представителей знати (см.: Solo. 4, 11; 36, 7; Theogn., 43 и сл.) свидетельствуют, что пользование политической властью, особенно в области суда, находясь в руках знати, вело к тяжким злоупотреблениям с ее стороны, к безоглядному насилию над правом в пользу классовых интересов.
На почве своего политического засилия знать начинает все более решительно использовать в своих интересах и свое экономическое превосходство, особенно с тех пор, как, благодаря участию крупных землевладельческих хозяйств в производстве на рынок и в крупных

1 Во всяком случае, как справедливо замечает Niese. Gött. Gel. Anz., 1894, стр. 899, различие это не должно быть переоцениваемо.
2 Справедливо указывает Е. Meyer. Ук. соч., т. II, стр. 334, на те описания древнейшего государственного устройства Афин, в которых ничего не говорится о народном собрании, хотя, конечно, оно существовало. См. также: Wilbrandt. Die politische und soziale Bedeutung der attischen Geschlechter vor Solon, Philol. Suppl. 7, 1899.
3 Seymour. The homeric assemblies and Aristotle, Class. Rev., 1906, стр. 338 и сл.
* Впрочем, в отдельных греческих полисах переход от монархии к аристократическому правлению совершался путем насильственного переворота, например в Коринфе в 747 г. до н. э. (Diod., VII, 9; Paus., II, 4, 4).
102
торговых оборотах, в среде знати все интенсивнее сказываются интересы добычи и наживы. Способствовал этому в высшей степени и тот великий экономический прогресс, который завершился в VII в. переходом к денежному хозяйству. Деньги, которые устремлялись в руки крупных землевладельцев и куицов-оптовиков, мелкому землевладельцу и арендатору доставались с большим трудом, путем тяжелых хозяйственных жертв. Деньги были еще дороги, и размер процентов, следовательно, высок.1 Но ведь чем выше размер процентов, тем больше возможности для капиталиста использовать свое хозяйственное преобладание в целях эксплуатации экономически слабых лиц. Эта эксплуатация при тогдашнем состоянии права могла вести не только к хозяйственному крушению должника, но и к его гражданской гибели, потому что долг отягощал не только его земельное имущество, но и его самого и всех принадлежавших к его семье лиц.
Результат всего процесса очень отчетливо выступает перед нами в Аттике, благодаря сообщению одного современника. Многочисленные участки мелких земледельцев рисуются по этому сообщению отмеченными долговыми ипотечными знаками, каменными столбами (όρος) (Solo, 36, 4), или совсем отписанными на крупных землевладельцев,2 причем прежние владельцы обращены в рабство, частью даже проданы на чужбину (Solo, 4, 23; 36, 6 и сл.); рядом с большими имениями влачат свое существование жалкие сельские рабочие и мелкие арендаторы (έκτημόριοι — шестидольники).3
Во многих других областях эллинского мира дела обстояли, наверное, так же, как в Аттике; и, по всей вероятности, эллинское мелкое землевладение при господстве знати постигла бы та же участь, какая выпала на долю крестьянству средневековья, с которым эта эпоха греческой истории имеет так много общего, если бы в Греции как раз

1 Если Böckh. Staatshaushaltung der Athener, т. Ρ, стр. 181, принимает 18%, то это во всяком случае спорно. См.: Billetar. Gesch. d. Zinsfusses i. Α., 1898, стр. 4.
2 Аристотель (Athen. Pol., 2) конечно преувеличивает, когда обрисовывает экономическое положение словами: ή δέ κάβα γη 6t' ολίγων ην — «вся земля принадлежала немногим». При таком полном поглощении мелко-земледельческих владений даже коренные реформы Солона не смогли бы создать сословия средних земельных собственников, которое, однако, существовало в Аттике со времени Солона. См.: Pöhlmann. G. des antiken Кот. und Soz., т. II, стр. 371.
3 Относительно понятия έκτημόριοι ср.: Gomperz. Die Schrift vom Staatswesen der Athener, стр. 45 и сл.; Beloch. GG., т. I, стр. 218; Ε. Meyer. Ук. соч., т. И, стр. 643; Pöhlmann. Aus Altertum u. Gegenwart, стр. 190; Busolt. Beiträge z. attischen Gesch., Festschr. für Friedländer, 1895; Nicolini. Gli ectemori nell АО. π. di Aristotele, Riv. di storia ant., 1903, стр. 673 и сл. и 1904, стр. 260 и сл.; Swoboda. Beiträge zur griech. Rechtsgesch, 1905, который видит в этих половниках наследственно-крепостной, граждански-правовым путем организованный общественный класс. Взгляд, который я не могу разделить.
103
в это время не объявился мощный рост другого элемента населения, который оказал упорное и длительное сопротивление аристократии.

 

Подготовлено по изданию:

Пёльман Р. фон
Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. А. С. Князькова, под ред. С.А. Жебелева. — СПб.: Алетейя, 1999.

ISBN 5-89329-032-1

© Издательство «Алетейя» (Санкт-Петербург) — 1999 г.
© Μ. М. Холод, С. М. Жестоканов — комментарии, приложения, научная редакция текста, 1999 г.



Rambler's Top100