Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
109

Глава пятая

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В VI-I ВВ. ДО Н. Э.

Северное Причерноморье представляло собой в культурном отношении очень своеобразную часть античного мира. Своеобразие это определялось взаимодействием двух разных культурных начал — греческого и местного, взаимодействием, которое проявлялось во всех сторонах материальной и духовной жизни населения Северного Причерноморья. Греки принесли с собой в Причерноморье основы своей передовой культуры и своего замечательного искусства. Эта культура была более развитой, чем культура местного населения Северного Причерноморья, и местные племена — скифы, меоты, сарматы — восприняли многое из этой культуры.

При этом, естественно, большей эллинизации подверглись племена, находившиеся в наиболее тесном контакте с греческими городами Причерноморья и расположенные поблизости от них. В глубине Скифии, дальше от побережья, влияние эллинской культуры сказывалось гораздо слабее.

Однако разница в культурном уровне греков и местного населения Северного Причерноморья не была столь велика, чтобы греки, в свою очередь, не могли испытать обратного влияния местной культуры или, вернее, местных культур. Как варвары северочерноморских степей эллинизовались, восприняв ряд культурных достижений греков, так и сами греки причерноморских городов варваризовались, все больше перенимая обычаи, привычки, навыки местных жителей, применяя их в своем быту, ремесле,

110

искусстве. Это обратное влияние местной среды на греков городов Северного Причерноморья началось еще в первые века существования здесь греческих поселений и затем все более усиливалось, достигнув наибольшего развития в первые века нашей эры.

Ярко проявилось взаимодействие различных культурных элементов в религиозных представлениях, которые играли заметную роль в развитии античного искусства. И греки и скифы верили во множество богов, населяя ими и землю, и воду, и небо, и даже земные недра. Важнейшими богами греков, культ которых распространился и в Северном Причерноморье, были: Зевс — бог-громовержед, отец и повелитель всех богов, Посейдон — бог морей, Деметра — богиня земледелия, Аполлон — бог света, красоты, искусства, Афродита — богиня любви, красоты, плодородия, Артемида —- богиня охоты, Дионис — бог вина и многие другие. Кроме того, было множество полубогов, обоготворенных героев вроде Ахилла или Геракла, божественных покровителей отдельных местностей, рек, ручьев, гор и т. д.

Скифские божества известны нам гораздо меньше, но Геродот называет некоторых из них, сопоставляя их с греческими богами. Наибольшим почтением у скифов пользовались бог Папай, которого Геродот сравнивает с греческим Зевсом, богиня Табити, сопоставляемая им с греческой богиней домашнего очага Гестией, и бог войны, называемый Геродотом просто греческим именем Арей.

В земледельческих античных государствах Северного Причерноморья большого развития достигли культы богов, связанных с земледелием и плодородием. Культ Деметры был одним из важнейших и на Боспоре и в Ольвии. Богиня Афродита особенно почиталась на азиатской стороне Боспора, где были ее важнейшие-святилища. Распространение культа Диониса было связано с развитием виноградарства и виноделия; впрочем, на Боспоре этот культ получил особое развитие уже в I в. до н. э. при Митридате VI Евпаторе, который считал Диониса своим покровителем и сам имел прозвище — Дионис. Очень был распространен культ Аполлона, так как Аполлон был главным богом Милета, метрополии большинства черноморских городов.

111

Мраморный алтарь в Ольвии

Рис. 29. Мраморный алтарь в Ольвии.

Но кроме греческих культов, в античных городах Северного Причерноморья были распространены и местные или иные негреческие культы. Иногда в одном божестве объединялись черты и греческого и близкого ему скифского или другого местного бога. Наиболее характерным примером является культ таврской богини Девы, ставшей главной богиней и покровительницей Херсонеса: в нем сочетались черты культов греческой Артемиды и таврской богини. На Боспоре большим почитанием пользовалась малоазийская богиня Кибела, культ которой был связан с представлением о производительных силах природы. Вероятно, с культом Афродиты было связано и почитание какого-то местного божества, изображавшегося в виде женщины со змеями вместо ног.

Для поклонения богам в греческих городах строили храмы, которые обычно являлись по своему архитектурному облику самыми богатыми зданиями в городе, воздвигали алтари, на которых приносили жертвы. Большой мраморный алтарь открыт при раскопках Ольвийской агоры. Он был прямоугольным в плане и стоял на сту

112

пенчатом возвышении посреди площади (рис. 29). Существовали и загородные святилища, а также посвященные богам и считавшиеся священными рощи, источники и т. п.

И греки и скифы верили, что после смерти человека душа его попадает в загробный мир и там продолжает жить примерно так же, как человек жил на земле. Поэтому в могилу вместе с умершим клали различные вещи, которые могли ему пригодиться в потустороннем мире, еду и питье. Греки иногда перед погребением сжигали своих умерших и в могилу ставили урну с пеплом, но и в этих случаях для умершего оставляли разные вещи.

В греческих погребениях обычно встречаются украшения, глиняная посуда различных форм, особенно сосудики и коробочки туалетного назначения, терракоты, иногда оружие, гораздо реже орудия труда. По представлениям греков, загробное царство бога Аида находилось под землей; чтобы попасть туда, душа умершего должна была переправиться через подземную реку Ахерон. Поэтому часто умершему в рот вкладывали медную монетку, чтобы ему было чем заплатить за перевоз через Ахерон перевозчику теней Харону. В Греции был распространен обычай носить мелкие монетки во рту за щекой вместо кошелька.

В скифских могилах обычно не встречаются туалетные сосуды, зато в изобилии находится оружие и всегда имеется захоронение коня или хотя бы части его. Впрочем, с течением времени различие между погребениями греков и варваров на Боспоре почти исчезло, и в ряде случаев трудно определить этническую принадлежность погребенного. Это является результатом все той же культурной ассимиляции греков и местного населения.

Раскопки античных кладбищ-некрополей дали огромное большинство тех прекрасных ваз, терракотовых статуэток, ювелирных изделий и т. п., которые украшают залы Государственного Эрмитажа, Музея изобразительных искусств в Москве и других музеев. При раскопках поселений почти никогда не находят целых вещей и дорогих художественных изделий.

Формы погребений в античных государствах Северного Причерноморья были различными. Иногда хоронили в простых земляных ямах, в других случаях обкладывали могилу каменными плитами или большими глиняными

113

черепицами. Для богатых погребений нередко сооружали каменные склепы либо под землей, либо на поверхности земли. В последнем случае поверх каменного склепа насыпали земляной курган. Так возникли замечательные подкурганные склепы IV—III вв. до н. э. в окрестностях Пантикапея и Фанагории. Подкурганные погребения более характерны для скифов, греки же чаще хоронили своих умерших в простых грунтовых могилах. На поверхности над такими могилами нередко ставили каменные плиты-стелы с надписями и скульптурными изображениями.

Боспорские погребальные склепы IV—III вв. до н. э. являются замечательными памятниками-античной архитектуры. Обычно склеп состоял из одного или двух прямоугольных помещений-камер, в которые вел крытый коридор — дромос. Стены камер и дромоса складывали из больших каменных тесаных блоков, чаще всего из местного известняка, легко поддающегося обработке. Перекрытие таких склепов также делалось из каменных блоков, выступавших один над другим, так что оно имело вид уступчатого шатра. Правда, уже в III в. до н. э. стали сооружать склепы с полуцилиндрическим сводом, но распространение они получили значительно позднее, уже в первых веках нашей эры.

Существует предположение, что прототипами боспорских уступчатых склепов явились погребальные сооружения скифов и других местных племен, в которых применялся иногда принцип ступенчатого перекрытия камнем или деревом подкурганных могил. Таким образом, боспорские каменные склепы являются результатом синтеза строительного искусства греческих мастеров и местных строительных традиций Северного Причерноморья. Самым замечательным памятником этого рода является так называемый Царский курган в окрестностях Керчи (рис. 30). Высота этого грандиозного кургана достигает 17 метров; внутри кургана находится небольшая квадратная камера склепа, над которой возвышается высокий уступчатый купол, круглый в плане. Длина дромоса Царского кургана достигает 36 метров. Это замечательное сооружение, открытое в настоящее время для осмотра, поражает стройностью своих пропорцией, декоративными эффектами, чистотой и тщательностью отделки.

114

Боспорские склепы иногда изнутри расписывали. Чаще всего роспись воспроизводила лишь орнаментальные мотивы — красками изображали квадры стен, карнизы и т. п. Но иногда роспись была более сложной. На Таманском полуострове в кургане Большая Близнида был открыт великолепный каменный склеп с уступчатым куполом IV в. до н, э. На большой каменной плите, сверху замыкающей купол, красками изображена богиня Деметра. Судя по этому изображению и по некоторым найденным при раскопках кургана вещам, в нем была похоронена жрица этой богини. Один из склепов II в. до н. э., открытых в Керчи на склонах горы Митридат, имел роспись, изображавшую битву маленьких человечков-пигмеев с журавлями (он так и называется — «склеп пигмеев»). Роспись боспорских склепов имеет огромное значение для изучения греческой декоративной живописи вообще, так как в других местах античного мира подобные памятники погребальной живописи не встречаются.

Раскопки боспорских склепов позволяют судить и о развитии деревообделочного мастерства, так как умерших клали в склепы не только в простых гробах, но и в специальных деревянных ящиках-саркофагах, богато отделанных резьбой по дереву и по кости, накладными украшениями, и т. п. Саркофаги обычно имели форму большого ларя на четырех ножках с двускатной крышкой (рис. 31). Резные деревянные украшения прикреплялись к стенкам или к крышке. Иногда они еще расписывались красками и золотились. Изредка применяли вставки (инкрустация) из дерева другого цвета, из слоновой кости и янтаря.

Очень интересен деревянный саркофаг III в. до н. э., обнаруженный в кургане в районе Анапы. Стенки его украшены резными деревянными фигурками, изображающими сражающихся воинов и морских нимф-нереид, плывущих на морских чудовищах (рис. 32). В знаменитом керченском кургане Куль-Оба, давшем огромное количество драгоценных вещей, были найдены обломки пластинок слоновой кости, украшавших некогда деревянное ложе; на них резцом очень тонко выгравированы сцены на сюжеты древнегреческих мифов (рис. 33).

Саркофаги делали иногда из мрамора. Лучшим образцом является великолепный мраморный саркофаг

115

Вход в камеру Царского кургана.

Рис. 30. Вход в камеру Царского кургана.

116

Художественно гравированные костяные пластинки из кургана Куль-Оба.

Рис. 33. Художественно гравированные костяные пластинки из кургана Куль-Оба.

117

Мраморный таманский саркофаг

Рис. 34. Мраморный таманский саркофаг.

120

III в. до н. э., найденный в кургане недалеко от современной Тамани. Он воспроизводит в общих чертах форму греческого храма и сочетает в своей отделке строгую простоту и изящество (рис. 34).

Гражданская архитектура известна хуже, чем архитектура погребальных склепов, так как жилые постройки, общественные, производственные и оборонительные сооружения в целом виде не сохраняются. Но все же раскопки античных городов вскрывают развалины древних зданий, дают множество строительных остатков, по которым можно судить о строительной технике и архитектуре того времени.

Основными строительными материалами в греческих городах Северного Причерноморья были камень и глина. Для строительства использовали либо тесаный в виде прямоугольных квадратов, либо необработанный камень случайных очертаний. В качестве связующего раствора применяли глину; часто каменные блоки укладывали без всякого раствора, «насухо», скрепляя иногда металлическими скрепами. При сооружении небольших домов и хозяйственных построек нередко применяли так называемый сырцовый, т. е. необожженный, кирпич. Крыши делали из черепицы. Дерево, которое на юге всегда является очень дефицитным материалом, применяли в ограниченных размерах — только там, где без него нельзя было обойтись: для устройства балок перекрытий, дверей и т. п.

Жилые дома были одноэтажными или двухэтажными. Все жилые помещения располагались вокруг центрального открытого мощеного дворика, откуда в них проникали свет и воздух. На улицу дома выходили глухими стенами и каменными заборами, в которых были сделаны лишь калитки. Отапливали дома при помощи каменных очагов или переносных металлических жаровень. В богатых домах дворик иногда обносили колоннадой, пол выкладывали разноцветной галькой. Но обычно жилые постройки греков были весьма скромными по своей архитектуре.

Зато на сооружение великолепных общественных зданий и храмов жители греческих городов не жалели, ни средств, ни труда. Храмы и общественные сооружения строили из лучшего камня, иногда из привозного мрамора; окружали их портиками из многих колонн, украшали

121

Капитель колонны, найденная в Пантикапее.

Рис. 35. Капитель колонны, найденная в Пантикапее.

скульптурой и рельефами, богато расписывали. Эти сооружения своими размерами выделялись среди небольших жилых построек. К сожалению, от общественных зданий и храмов до нас дошли лишь незначительные обломки. При раскопках Пантикапея были найдены базы и барабаны колонн, принадлежавших, несомненно, очень большому храму, находившемуся некогда в пантикапей-ском акрополе на вершине горы Митридат, а также капители колонн, украшенные богатой резьбой и раскрашенные (рис. 35).

Полы в общественных зданиях и в богатых домах часто украшались мозаикой из разноцветной гальки. В Ольвии открыто правительственное здание — пританей, в центре которого находился дворик, обнесенный со всех четырех сторон колоннами. Пол одной из комнат этого здания был украшен мозаикой, образующей геометрический орнамент. В Херсонесе найдена мозаика с изображением двух нагих моющихся женщин.

122

Стены богатых зданий изнутри штукатурились и расписывались красками. Античная штукатурка была очень хорошего качества — обломки ее, пролежав в земле более 2000 лет, не только сохранили прочность, но и гладкую, блестящую поверхность. Роспись стен жилых богатых домов или общественных зданий состояла обычно из нескольких горизонтальных поясов, окрашенных в разные цвета или воспроизводящих какой-нибудь геометрический орнамент. Преобладающим цветом был красный. Некоторые обломки штукатурки расписаны под пестрый мрамор.

Жители античных городов Северного Причерноморья заботились о санитарном состоянии своих городов. Сточные воды и нечистоты выводили из домов и с улиц посредством специальных водостоков, мусор вывозили за город на обширные мусорные свалки. Известно о применении в городах водопроводов с керамическими или свинцовыми трубами, об устройстве фонтанов и бассейнов.

Греки любили украшать свои жилища, улицы и площади скульптурой. При раскопках северочерноморских городов найдено много произведений скульптуры и их обломков. Из Греции, Малой Азии, эллинистического Египта привозились мраморные или бронзовые статуи, стелы с рельефами, резные архитектурные украшения. Иногда в Северное Причерноморье попадали первоклассные произведения искусства лучших мастеров Греции. Так, в Ольвии найден пьедестал статуи с подписью великого афинского скульптора Праксителя; самая статуя, к сожалению, не сохранилась. В Ольвии же при раскопках найдено несколько мраморных изображений богов и богинь, среди которых особенно замечательны голова бога врачевания Асклепия (рис. 36) и богини здоровья Гигиейи, исполненные, вероятно, в Александрии (Египет) в III в. до н. э. В Пантикапее найдена огромная мраморная статуя афинской работы, изображающая, повидимому, кого-то из Спартокидов; голова статуи не сохранилась. Из окрестностей Фанагории происходит великолепный мраморный ажурный акротерий — украшение, помещавшееся на верху стелы (рис. 37).

Однако далеко не вся скульптура в Северном Причерноморье была привозной. Уже в V в. до н. э. здесь умели создавать прекрасные скульптурные произведения, о чем

123

Мраморная голова Асклепия из Ольвии.

Рис. 36. Мраморная голова Асклепия из Ольвии.

124

свидетельствует находка в Ольвии глиняной формы для отливки бронзовой женской головки, чрезвычайно тонко исполненной. Постепенно в Северном Причерноморье, особенно на Боспоре, складывается свой собственный стиль скульптурных изображений. От реалистической греческой скульптуры он отличается большей обобщенностью форм, некоторой условностью и плоскостностью изображений. Однако скульпторы в то же время стремятся сохранить индивидуальные особенности и портретные черты изображаемого. В этом отношении характерна боспорская надгробная скульптура III—II вв. до н. э. (рис. 38).

Очень своеобразными памятниками местной скульптуры являются так называемые антропоморфные надгробия — каменные плиты, лишь в самой общей форме передающие очертания человеческой головы и верхней части тела. Эти надгробия известны на Боспоре и в Херсонесе; они, возможно, принадлежали представителям местных племен — синдам, меотам, таврам.

Греческие надгробные стелы первоначально не имели изображения, а только надпись с упоминанием имени погребенного. Но начиная со II в. до н. э. распространяется обычай украшать их рельефными изображениями умершего и членов его семьи (рис. 39).

Кроме монументальной скульптуры в античном мире очень распространены были мелкие скульптурные изделия, в частности терракотовые статуэтки, вылепленные из глины в особых формах и затем обожженные и расписанные красками. Терракоты бывали различными по содержанию и назначению. Часто статуэтки изображали богов и являлись предметами культа, но нередко они воспроизводили и сцены реальной жизни и народные типы: женщин-горожанок, детей, слуг, воинов и т. д.; в таких случаях они, вероятно, служили просто украшением жилища, как наши современные статуэтки. Были и терракотовые игрушки. По своему изготовлению терракотовые статуэтки также были очень различны: наряду с изделиями простого ремесла существовали и высокохудожественные произведения (рис. 40). Особенно славился своими терракотовыми изделиями город Танагра в Средней Греции. Танагрские статуэтки изображали обычно изящных богатых женщин, стоящих, прогуливающихся

125

Мраморный акротерий из Фанагории.

Рис. 37. Мраморный акротерий из Фанагории.

126

Надгробие из Горгиппии

Рис. 38. Надгробие из Горгиппии

127

Боспорская надгробная стела

Рис. 39. Боспорская надгробная стела

128

Терракотовая головка сатира из Фанагории

Рис. 40. Терракотовая головка сатира из Фанагории

или сидящих в непринужденных позах. Терракотовые статуэтки привозились в Северное Причерноморье из Греции и Малой Азии или выделывались на месте. Некоторые из терракотовых изделий местного производства отличаются очень высоким мастерством и художественными достоинствами (рис. 41). Мастерские по изготовлению терракоты открыты при раскопках в Херсонесе, Пантикапее, Фанагории.

Из других видов художественного ремесла следует назвать прежде всего изготовление расписных и фигурных ваз. Греки достигли непревзойденного мастерства в художественной росписи глиняной посуды. Прекрасные образцы этих изделий в большом количестве ввозили в города Северного Причерноморья.

В древнейшую эпоху существования северочерноморских городов, в VI в. до н. э., расписную керамику ввозили из Ионии, главным образом с Самоса, а также с острова Родоса и из Коринфа. Эти вазы украшались обычно

129

Терракотовые статуэтки из Горгиппии.

Рис. 41. Терракотовые статуэтки из Горгиппии.

многочисленными фигурами животных — львов, гордых козлов и т. д. или фантастических существ — сфинксов, грифонов. Расположение фигур несколькими горизонтальными поясами и заполнение промежутков между фигурами орнаментальными украшениями придавали поверхности вазы вид богато затканного ковра. Изображения на этих сосудах были исполнены обычно темной краской по светлому фону.

Из Афин и городов Ионии в VI в. до н. э. ввозили так называемые чернофигурные вазы, роспись на которых была исполнена черным лаком по светложелтой обмазке. На чернофигурных вазах изображались обычно сцены мифологического характера (рис. 15, 23). В V в. до н. э. чернофигурная роспись уступает место краснофигурной: на

130

сосудах, оделенных из красной глины, изображения оставались не покрытыми краской, тогда как вся остальная поверхность сосуда заливалась особым составом — черным лаком, который придавал сосуду красивый блеск. Лак отличался удивительной прочностью: даже и теперь, спустя две с половиной тысячи лет после изготовления, чернолаковая посуда, найденная при раскопках, сохраняет свой цвет и блеск. Секрет изготовления черного лака был утерян еще в древности. Краснофигурными изображениями покрывались большие сосуды самой разнообразной формы. Более мелкую столовую посуду покрывали сплошь черным лаком. Наилучшие краснофигурные и чернолаковые сосуды изготовляли в керамических мастерских Афин и городов Малой Азии.

В Северном Причерноморье также возникло изготовление краснофигурных ваз. В городах Северного Причерноморья работали мастера-вазописцы, приехавшие из Греции. В Пантикапее найдены два больших сосуда для оливкового масла, украшенные частично росписью, частично рельефом, на которых имеются надписи: «Сделал афинянин Ксенофант» (рис. 42).

Кроме приезжих мастеров, в Причерноморье работали и местные художники, расписывавшие сосуды в своеобразной местной технике. В III в. до н. э. на Боспоре получило широкое распространение производство расписных ваз, условно называемых обычно акварельными; для их росписи применялись разводившиеся водой краски.

Большой интерес представляют найденные в Северном Причерноморье привозные и местные фигурные вазы. Наиболее замечательны три вазы афинской работы, найденные в Фанагории. Одна из них сделана в форме сфинкса, другая в форме сирены (полу-женщины, полу-птицы) (рис. 43), третья изображает богиню любви — Афродиту, выходящую из раковины. Сосуды эти богато раскрашены розовой, голубой, золотой красками.

В эллинистическое время был обычай не расписывать посуду, а украшать ее рельефным орнаментом. Особенно были распространены полусферические чашки, украшенные снаружи сложным растительным, геометрическим или фигурным рельефным орнаментом (рис. 44). Эти сосуды получили в литературе название мегарских чаш по месту

131

Лекиф (сосуд для масла) мастера Ксенофанта из Пантикапея.

Рис. 42. Лекиф (сосуд для масла) мастера Ксенофанта из Пантикапея.

132

их первых находок в городе Мегары. Затем, однако, выяснилось, что их выделывали во многих городах античного мира, в том числе и в Северном Причерноморье: в Ольвии и на Боспоре были найдены формы для производства «мегарских» чаш и обломки сосудов, сделанных в этих формах.

Весьма значительных успехов достигли северочерноморские (прежде всего боспорские) ювелиры и чеканщики. Нигде в античном мире не встречаются в таком количестве, столь разнообразные и так превосходно исполненные украшения из золота, серебра, электра, как в Северном Причерноморье. Расцвет этого искусства совпадает с наивысшим экономическим подъемом Боспора в IV— III вв. до н. э.

В одной из гробниц IV в. до н. э. около Феодосии найдены золотые женские серьги, отличающиеся такой тонкостью и виртуозностью исполнения, что многие детали их неразличимы без сильного увеличения. В центре их представлена колесница, запряженная четверкой коней, с крылатой богиней победы Никой, по сторонам ее — крылатые гении. Сверху серьги завершаются орнаментированным золотым диском, а внизу подвесками, висящими на золотых цепочках (рис. 45). Трудно себе представить, как могла быть выполнена такая тончайшая работа мастером-ювелиром, у которого не было даже лупы. Попытки современных ювелиров сделать хотя бы копию этих серег ни к чему не привели — такого изящества и тонкости достигнуть им не удалось. Почти столь же совершенна по исполнению большая золотая подвеска, найденная в кургане Куль-Оба около Керчи. На центральном круглом медальоне этой подвески рельефом точно воспроизведена голова статуи богини Афины (рис. 46), созданной еще в V в. до н. э. из слоновой кости и золота знаменитым афинским скульптором Фидием и стоящей в храме на афинском акрополе.

Большинство лучших изделий из золота и серебра боспорского происхождения найдено не при раскопках греческих городов и даже не в греческих погребениях, а в богатых скифских курганах Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Огуз и других. Богатая скифская знать очень любила украшать оружие и одежду золотыми пластинками, употреблять в быту золотую и серебряную посуду. Боспорские

133

Фигурный сосуд из Фанагории

Рис. 43. Фигурный сосуд из Фанагории

134

«Мегарская» чашка.

Рис. 44. «Мегарская» чашка.

мастера выделывали ювелирные изделия для продажи их скифам, о чем говорят изображения на этих изделиях.

Мы уже говорили об изображении военных сцен из скифской жизни на электровом сосуде из кургана Куль-Оба (рис. 8) и о сцене боя, воспроизведенной на золотом гребне из кургана Солоха (рис. 7). Подобные изображения имеются и на других золотых и серебряных вещах, находимых в скифских погребениях. Сосуд, очень похожий на куль-обский, но серебряный, найден в «Частых курганах» под Воронежем. Конные воины-скифы представлены на концах золотого шейного обруча-гривны, происходящего из того же куль-обского кургана (рис. 47); изображение охоты на диких животных помещено на серебряной чаше из кургана Солоха; скифский царь верхом на коне,

135

Золотая серьга

Рис. 45. Золотая серьга

Золотая подвескаиз Феодосии. из кургана Куль-Оба.

Рис. 46. Золотая подвескаиз Феодосии. из кургана Куль-Оба.

получающий царский скипетр из рук конного божества, изображен на серебряном ритоне — роге для питья вина — из кургана Карагодеуашх; сцена битвы конных и пеших скифов воспроизведена на серебряной обивке горита из Солохи (рис. 9).

136

Золотая гривна из кургана Куль-Оба.

Рис. 47. Золотая гривна из кургана Куль-Оба.

Замечательным произведением боспорских мастеров является уже упоминавшаяся серебряная ваза для вина из кургана Чертомлык (рис. 4). Тулово ее покрыто чеканным растительным орнаментом в виде цветов и побегов, на которых сидят птицы. В нижней части тулова приделаны две скульптурные головы львов и голова крылатого коня-Пегаса; они имеют сквозные отверстия, закрывавшиеся серебряными пробочками и служившие для выпуска вина из сосуда. Плечики вазы украшены двумя поясами изображений. На одном из них фантастические чудовища — грифоны с львиными телами и орлиными головами терзают оленей; на другом изображены скифы, укрощающие коней. Как и на других изделиях боспорского ювелирного искусства, скифы представлены здесь очень живо и реалистично. Несмотря на то, что сюжеты для перечисленных изображений взяты из жизни скифов, самый стиль и манера изображений полностью относятся к обла-

137

Золотая бляха из Костромского кургана.

Рис. 48. Золотая бляха из Костромского кургана.

сти греческого искусства. Это доказывает, что выполнены эти вещи греческими мастерами, изготовлявшими их специально для продажи скифам.

Но в Северном Причерноморье существовали ювелирные изделия и другого рода, создававшиеся, вероятно, скифскими мастерами, хотя последние, может быть, и жили в тех же боспорских городах или в Ольвии. Это многочисленные золотые бляшки, обивки ножен или рукояток оружия, предметы конского убора, выполненные в так называемом «скифском зверином стиле». Обычно это изображения диких животных и птиц —- орлов, оленей, барсов или грифонов — в причудливо изогнутых позах, с подчеркиванием отдельных характерных деталей. Изображения эти условны и схематичны, но очень декоративны (рис. 48).

Пристрастие скифской знати к украшениям и утвари из драгоценных металлов, несомненно, определило тот высокий уровень ювелирного дела, который был достигнут в греческих городах Северного Причерноморья и который не был превзойден нигде ни в то время, ни позднее.

Судя по письменным источникам, по крайней мере в крупнейших городах Северного Причерноморья — в Оль-

138

вии и Пантикапее, существовали театры, но остатки их археологами еще не найдены. В Херсонесе совсем недавно обнаружены остатки здания, которое могло быть театром,— открыты каменные скамьи, идущие полукругом и расположенные ярусами, как устраивались зрительные места в античных театрах. Нет никаких сомнений в том, что в греческих городах Северного Причерноморья, как и везде в античном мире, зрелища должны были играть заметную роль в культурной жизни населения.

Среди этих зрелищ были и всевозможные спортивные состязания. Спорт занимал большое место в жизни древнего грека. По убеждению древних, человеческая личность (речь идет, конечно, только о свободных, а не о рабах, которые и людьми-то не считались) должна была развиваться гармонично и всесторонне не только в духовном, но и в физическом отношении. Поэтому в программу воспитания юношей, а иногда и девушек обязательно входили гимнастические и спортивные упражнения. Излюбленными видами спорта были бег, борьба, кулачный бой, состязания в стрельбе из лука, в метании диска или копья и т. д.

Занимались спортом в особых зданиях — гимнасиях и палестрах. Перед спортивными занятиями или состязаниями участники их, выступавшие почти или совсем нагими, намазывали тело оливковым маслом, которое потом счищалось вместе с потом и пылью особым металлическим скребочком-стригилем. Обязательной принадлежностью грека-палестрита были стригиль и небольшие глиняные флаконы для масла и духов. Вещи эти очень часто встречаются в греческих погребениях городов Северного Причерноморья. Один из склепов в Керчи расписан изображениями спортивных принадлежностей и венков, которыми увенчивался победитель в спортивных состязаниях.

Публичные спортивные состязания — агоны—проводились в разных городах и привлекали множество участников и зрителей, иногда со всех концов Греции. Победителей награждали почетными венками или вазами, их имена высекали на мраморных плитах. В Северном Причерноморье найдено несколько так называемых панафинейских амфор VI—III вв. до н. э., т. е. ваз, являвшихся призами победителям в спортивных или музыкальных состяза-

139

Панафинейская амфора.

Рис. 49. Панафинейская амфора.

ниях — Великих Панафинеях, проводившихся один раз в четыре года в Афинах; на панафинейских амфорах изображался тот вид агонов, в котором награжденным была завоевана победа, и обозначался год состязания (рис. 49). Находки этих амфор в Северном Причерноморье свидетельствуют о высокой физической культуре жителей северочерноморских городов и о тесной связи их с общегреческим миром: возможно, они участвовали в общегреческих соревнованиях в Афинах и одерживали там победы.

Агоны обычно устраивались во время религиозных праздников (например, Великие Панафинеи в Афинах были празднеством в честь покровительницы города —бо-

140

гини войны и мудрости Афины). Они известны и в городах Северного Причерноморья. До нас дошел список победителей в состязаниях в беге, устраивавшихся в Горгиппии во время празднества Гермей в честь греческого бога торговли и путешествий Гермеса. Интересно отметить, что в этих состязаниях участвовали не только греки, но и эллинизованные синды, о чем говорят некоторые имена. Этот факт еще раз подчеркивает тесное соприкосновение и переплетение греческих и местных элементов в культуре северочерноморских городов.

Почти ничего неизвестно нам о развитии в Северном Причерноморье науки и литературы. Однако нет никакого сомнения в том, что античные государства Причерноморья стояли на уровне общегреческой культуры того времени. О достижениях северочерноморских греков в этой области все же имеются отдельные отрывочные данные. Уроженцами Ольвии были философы Бион и Сфер, получившие большую известность в греческом мире в III—II вв. до н. э. Может быть, философом или писателем был и боспорец Стратоник, который погиб, судя по надгробию, в I в. н. э., «храня мудрость и дивный характер»; в надписи на надгробии сказано: «будущие века узнают из твоих книг твою прелестную мудрость».

О развитии поэзии на Боспоре можно судить по отдельным стихотворным надписям на надгробиях и по стихотворению I в. до н. э., высеченному на мраморной плите, составлявшей часть фонтана в Нимфее. Надпись содержит как бы обращение утомленного путника, напившегося у фонтана воды, к Гликарии, соорудившей фонтан:

«Здесь, о Гликария, здесь, о супруга Асандра, испил я
Из родника твоего влаги студеной с вином;
Жажду свою утолив, я промолвил: при жизни и в смерти
Всем, кто беду потерпел, ты избавленье даришь!»

Боспорец Исилл, поехавший лечиться в г. Эпидавр в Греции, остался там, играл видную роль в политической жизни и написал гимн в честь бога врачевания Асклепия.

Анализ некоторых отрывков произведений греческих писателей, рассказывающих о событиях в Северном Причерноморье, в частности Диодора, показывает, что они пользовались какими-то местными историческими сочинениями. Из Херсонеса до нас дошел почетный декрет III в.

141

до н. э. в честь историка Сириска. Сириек был увенчан золотым венком и удостоен почетного декрета за то, что описал чудеса, совершавшиеся богиней Девой, и изложил внешнеполитическую историю Херсонеса. Вероятно, историческое сочинение Сириска читали публично в народном собрании.

Даже эти известные нам отрывочные данные о духовной жизни античных государств Северного Причерноморья показывают, что население их было знакомо со всеми достижениями античной культуры и что в культурном отношении Причерноморье при всем своем своеобразии было тесно связано со всем остальным античным миром.

Подготовлено по изданию:

Шелов, Дмитрий Борисович.
Античный мир в Северном Причерноморье. М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.



Rambler's Top100