стали мерзнуть, а потом опустил ее так близко к земле, что жар
стал выжигать поля. Увидев это, Зевс в припадке ярости поразил
Фаэтона перуном и тот упал в реку По. Его опечаленные сестры превратились
в тополя на берегах этой реки и роняли в нее янтарные слезы. Некоторые
говорят, что они превратились в ольху [5].
1 Гомеровский гимн к Гелиосу 2
и 9-16; Гомеровский гимн к Афине 13; Гесиод. Теогония 371-374;
Павсаний V.25.5; Нонн. Деяния Диониса XII.1; Овидий. Метаморфозы
II.1 и 106 и cл.; Гигин. Мифы 183; Атеней VII.296.
2 Аполлодор II.5.10; Атеней XI.39.
3 Гомер. Одиссея ХII.323 и 375;
Аполлодор I.6.1; Феокрит. Идиллии XXV.130.
4 Пиндар. Олимпийские оды VII.54
и cл.
5 Схолии к "Олимпийским одам"
Пиндара VI.78; Цец. Хилиады IV.137; Гигин. Мифы 52, 152 и 154;
Еврипид. Ипполит 737; Аполлоний Родосский IV .598 и cл.; Лукиан.
Разговоры богов 25; Овидий. Метаморфозы I.755; Вергилий. Буколики
VI.62; Диодор Сицилийский V.3; Аполлодор I.4.6.
* * *
1. Подчиненность солнца луне вплоть до того момента, когда Аполлон
занял
место Гелиоса и превратил бога солнца в интеллектуальное божество,
является
отличительный чертой древнегреческого мифа. Гелиос даже не был
олимпийцем, а
всего лишь сыном титана*. Несмотря на то, что со временем Зевс
приобретает некоторые солярные характеристики, заимствованные
у хеттского и коринфского бога
Тесупа (см. 67.1) и других восточных солнечных божеств, они остаются
несущественными по сравнению с тем, что ему подчинялись громы
и молнии. Количество
скота в стадах Гелиоса, который в "Одиссее" предстает
под именем Гипериона (см.
170.t), напоминает о его подчиненности Великой богине: оно соответствует
количеству дней, содержащихся в двенадцати полных лунных месяцах,
как в календаре
Нумы (Пензорин XX), минус пять дней, посвященных Осирису, Исиде,
Сету, Гору и
Нефтиде. Кроме того, это произведение "лунных чисел"
— пятидесяти и семи. Так
называемые дочери Гелиоса — это жрицы луны, поскольку в древнеевропейской
мифологии коровы относились к лунному, а не солярному культу.
Мать Гелиоса
волоокая Эврифаесса — это не кто иной, как сама луна-богиня. Пересекающая
небосвод солнечная колесница является, по сути, эллинской аллегорией,
однако Нильссон в книге "Примитивное восприятие времени"
(1920) показал, что культ предков
даже в классической Греции строился только по лунному календарю,
как и все
земледелие в Беотии времен Гесиода. Золотые кольца, найденные
в Тиринфе и
на микенском акрополе, подтверждают, что богине подчинялись как
луна, так и
солнце, которое изображалось у нее над головой.
2. В рассказе о Фаэтоне, чье имя — всего лишь одно из имен самого
Гелиоса
(Гомер. Илиада XI.735 и Одиссея V.479), присутствует нравоучение,
в котором
колесница играет роль аллегории, а суть нравоучения сводится к
тому, что отцы не
должны портить своих' сыновей,, позволяя им поступать по советам
женщин. Однако
притча эта не столь проста, как кажется. Ее мифологическая значимость
заключается
в указании на ежегодное принесение в жертву юноши царского рода,
причем жертвоприношение совершалось в день, который не принадлежал
звездному году, а считался
частью года земного. Это был день, следующий за самым коротким
днем в году. На
закате разыгрывалась смерть царя-жреца: мальчик-интеррекс сразу
получал все
титулы, почести и священные реликвии царя, женился на царице,
а сутками позже