отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного
строя
и зарождения рабовладельческого общества.
В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще
родовой
строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами,
отчасти
пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно
сельский характер.
Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов
ведения
сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали
условия для
накопления богатств, развитие имущественного неравенства и рабства.
Однако
рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный
характер, рабский
труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве
племенного
вождя и военного предводителя — басилевса.
Басилевс являлся главой племени; он объединял в своем лице судейскую,
военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно
с советом
родовых старейшин, называемым буле. В наиболее важных случаях
созывалось
народное собрание — агора, состоявшее из всех свободных членов
общины.
Племена, расселившиеся в конце 2 тысячелетия до н. э. на территории
современной Греции, находились тогда еще на поздней ступени развития
доклассового
общества. Поэтому искусство и культура гомеровского периода складывались
в процессе переработки и развития тех, по существу еще первобытных,
навыков и
представлений, которые принесли с собой греческие племена, лишь
в малой степени
усвоившие традиции более высокой и зрелой художественной культуры
Эгейского мира.
Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся
в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических
представлений
древних греков, так же как различные события истории Эгейского
мира получили
образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних
греков (миф
о Минотавре, троянский эпический цикл и др.). Зародившаяся в гомеровский
период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала
и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона
— зала
с сенями и портиком. Некоторые технические навыки и опыт микенских
зодчих также были использованы греческими мастерами. Но в целом
весь эстетический и образный строй искусства Эгейского мира, его
живописный, утонченно
экспрессивный характер и орнаментальные, узорные формы были чужды
художественному сознанию древних греков, первоначально стоявших
на более ранней
ступени общественного развития, чем перешедшие к рабовладению
государства
Эгейского мира.
12 — 8 вв. до н. э. были эпохой сложения греческой мифологии.
Мифологический характер сознания древних греков получил в этот
период свое наиболее
полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших
циклах
эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни
в пришлом
и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так
же, как и
народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики,
эти устные
песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.