звать себя греки) не привело к политическому единству Греции
в годы расцвета
ее культуры.
И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной
тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами,
храмами, статуями,
с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не
менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной
народной
массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий
перелом в мировых судьбах искусства и культуры.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту
и
величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения
греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом,
гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения
и уважения к достоинству человека.
Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать
в своей
«Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде
всего литература и искусство Древней Греции непосредственно или
через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние
на всю последующую историю культуры человеческого общества. В
особенности это относится к истории народов западной и восточной
Европы, но также и западной, центральной и восточной Азии. «Без
того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было
бы и современной Европы»*, — писал Энгельс.
Действительно, даже христианство, враждебное духу «языческой»
древности,
определившее в значительной мере формы развития культуры и искусства
средневековой Европы, сложилось в рамках поздней античной культуры.
Средневековье
широко обращалось к наследию древнегреческой философии, архитектуры
и искусства, хотя большей частью и искажало их. Замечательные
достижения культуры
ряда народов феодальной Азии, в частности Средней Азии, были тесно
связаны
с переработкой наследия собственно греческой и своей местной античной
художественной традиции; это сказывалось в прогрессивных, материалистических
по
своей направленности философских учениях, в медицине, отчасти
и в литературе
и искусстве.
Искусство и культура Возрождения в своей борьбе за идеалы гуманизма
и
реализма, как и в своей критике средневековья, особенно широко
черпали из сокровищницы греческого наследия. Даже самое название
эпохи Возрождения возникло
как обозначение возрождения античной, то есть греческой и римской
культуры.
Передовые художники и мыслители 17—18 вв. в Западной Европе и
в России в своей борьбе за утверждение идеалов гражданственного
служения обществу,
в своей критике феодальной системы также постоянно обращались
к античным
образам и преданиям. В них они находили примеры и образцы для
возвеличения
своей борьбы, своих общественных идеалов. Замечательный расцвет
русской классицистической архитектуры и монументальной скульптуры
в конце 18 и первой
трети 19 в. также был связан с глубокой переработкой античного
наследия.