Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
66

Глава II

Архаический Родос

1. Родосское трехградие .... ... 66
2. Проблема «финикийской» колонизации . . . 71
3. Греки и финикийцы. Ориентализирующий стиль ... 76
4. Политический строй раннего Родоса..... 83
5. Родовые организации на Родосе...... 88
6. Родосские демы . ......... 121

1. РОДОССКОЕ ТРЕХГРАДИЕ

В древнейшем письменном источнике «Илиаде» о. Родос представлен населенным дружинами Тлеполема, —

Кои в родосской земле, разделенные на три колена,
Линд и Ялис и Камир белокаменный вкруг населяли...1

Все три города объединены властью Тлеполема, который, повидимому, был и архагетом и ойкистом городов (в пользу этого говорит пассивный оборот, относящийся к заселению городов— ωκηθεν, χοσμηθέντες). Эта версия подтверждается также наличием на острове культа архагета Тлеполема2 и архагетов Гераклидов.3 Родос в тот период являлся уже богатым островом:
Зевс им богатства несметные свыше излил, Олимпиец.4
Это представление о Родосе вряд ли старше VII в. до н. э. Период X — VIII вв. остается неосвещенным.
Три родосских центра — Линд, Камир и Ялис — возникли, несомненно, еще в минойский период жизни острова. Однако нельзя предполагать, что традиционное в истории трехчленное разделение острова создалось сразу и что кроме этих городов на Родосе существовали лишь многочисленные поселки. И действительно, в схолиях к VII олимпийской оде Пиндара назван и четвертый родосский город — Ахея: «Дидим говорит, что есть и четвертый город, называемый теперь Ахеей».5
Помимо этой заметки схолиаста, мы находим несомненное подтверждение существования Ахеи в надписи, относящейся к древнему святилищу Алектроны, а затем у Диодора и у Афинея со ссылкой на Эргия.
Афиней приводит рассказ родосских историков Полизела и Эргиада о поселении в ялисской области финикийцев, пред-

67

водительствуемых Фалантом. При вторжении греков во главе с Ификлом на Родос, финикийцы укрылись в Ахее, укрепленном городе в Ялисе.6
Диодор, повидимому, заимствует свой рассказ у родосского историка Зенона: 7 не участвовавшие в убийстве Тенага, сыновья Гелиоса Охим и Керкаф остались на Родосе и «поселились в Ялисии, основав город Ахею».8 Это произошло, по версии Диодора, еще до возникновения Линда, Камира и Ялиса, которые были основаны лишь сыновьями Керкафа после того, как сильное наводнение опустошило Кирбу.
Надпись Алектроны представляет сакральное постановление ялисцев о священном участке и храме Алектроны.9 Одна стела с этим постановлением должна быть выставлена при входе в святилище, находящееся вне города, по дороге, ведущей, может быть,10 из нижнего города; вторая стела выставляется, повидимому, в центре этого города на агоре и, наконец, третья — при спуске из города Ахеи.11
Еще Меурсий высказывал предположение, что Άχαια πόλις наших источников и 'Οχυρωμα Страбона обозначают одно и то же — акрополь Ялиса на вершине горы Филерма.1!
Это положение оставалось общепризнанным до выступления Виламовица: сославшись на заметку схолиаста к Пин-дару, Виламовиц замечает, что мнение о тождестве Ахеи с акрополем Ялиса — «неприемлемо».13
Мнение Виламовица было категорически отвергнуто С. Селивановым. Вместо предложенного Гиллером чтения εν τη Ίαλυσία (у Афинея: εν τη Ίαλυσώ), Селиванов считает возможным избежать коньектуры, понимая πόλις ισΧυροτάτη в смысле άκρόπολις;14 в ЭТОМ случае самый термин πόλις ισχυρότατη как нельзя более согласуется со страбоновским Οχυρωμα.
Надпись Алектроны также свидетельствует о том, что самое святилище находилось на склоне горы, примерно посередине подъема, между городом (πόλις), расположенным у подошвы Филерма, и Ахеей — акрополем на вершине горы.
Что же касается заметки схолиаста, то, с нашей точки зрения, С. Селиванов правильно отмечает, что в ней есть «что-то недосказанное и перепутанное». Прежде всего смущает словечко «νυν». Если оно относится ко времени Дидима или самого схолиаста, то на острове в это время было уже не три и не четыре, а гораздо больше городов.
Вполне возможно, что Дидим отождествил Αχαία πόλις (==άκρόπολι;) с особым городом, тем более, что вплоть до

68

первых десятилетий IV в. до н. э. слово «полис» часто употреблялось в значении «акрополь».
Очень убедительные возражения С. Селиванова, с нашей точки зрения, не решают, однако, одного важного вопроса. С. Селиванов склонен считать Ахею очень древним городом (более древним, чем Ялис), что, с его точки зрения, подтверждается и самим положением Ахеи на вершине горы Филерма. Как же тогда объяснить, что наименование Ахеи было поглощено позднее возникшим Ялисом? По примеру минойских городов Крита, Ялис возник не на вершине холма, а на его склоне (ср. находки Минако). Ахея, как об этом свидетельствует ее имя, возникла, вероятнее всего, с появлением на острове ахейцев и вполне возможно, что первоначально Ялис и Ахея были действительно двумя разными городами.
Наименование «Ахеи» не является исключением. Аналогичная топонимика встречается и в других местах: так, на северном побережье Крита узкая, выступающая в море полоса земли носила название Ахейской возвышенности. 15 В Троаде известен залив, называвшийся Ахейским, на берегу которого, по преданию, находился лагерь ахейцев во время осады ими Трои.16 По свидетельству схолиаста к Аполлонию Родосскому, на северном побережье Крита находился и город Ахея. 17
Можно было бы увеличить число примеров, но и сказанного достаточно, чтобы видеть, что такие «ахейские» названия связаны обычно с преданием об ахейцах и нет надобности считать все эти предания совершенно лишенными всякого исторического значения. Наоборот, как кажется, эта «ахейская» топонимика свидетельствует о периоде ахейской колонизации, следы которой были стерты затем волнами более поздней дорийской колонизации. Об ахейской колонизации Родоса свидетельствуют и элементы эолийско-ахейского диалекта, встречающиеся в языке дорийского Родоса.
Таким образом, Камир, Ялис и Линд связаны в своем возникновении с критским периодом; Ахея же свидетельствует об ахейской колонизации.
В случае насильственного вторжения ахейцев и борьбы с населением острова, гора Филерм, как самая высокая вершина в северо-восточной части Родоса, должна была представлять собой лучший плацдарм для поселения воинственных дружин. Захват вершины Филерма обеспечивал не только укрепленное природой убежище, но и пункт наблюдения над всей окрестностью.
Интересно отметить, что основание Ахеи связано в мифе

69

с именем двух сыновей Гелиоса, враждебно настроенных к населявшим остров тельхинам. Поэтому можно примирить кажущиеся противоречия источников. Первоначально 'Αχαία πόλις был, действительно, инородным элементом в минойском Я л псе или Ялисии и являлся отдельным городом, хотя территориально близко связанным с местоположением Ялиса; позже он превратился в акрополь Ялиса: ισχυροτάτη πόλις `Αχαία и стал, таким образом, Όχύρωμα ή αχρόπολις 'Ιαλυσου.
Кроме Ахеи, в Ялисии древние авторы называют еще и пятый город — Кирбу (Кирбию), о котором рассказывает (несомненно поврежденный) текст Диодора.18 Сообщив о том, что братья Гелиады, неповинные в убийстве Тенага, обосновались в Ялисии, основав Ахею, Диодор продолжает: «Старший из них. Охим, будучи царем, женился на одной из местных нимф Эгетории, от которой родилась дочь Кидиппа, после этого названная Кирбией;19 брат Юхима] Керкаф, женившись на ней, наследовал царство. После его смерти власть наследовали три сына: Линд, Ялис, Камир, при которых произошло сильное наводнение; затопленная Кирба опустела. Братья же поделили землю, и каждый из них основал город по своему имени».
Нигде ни до ни после этого Диодор не упоминает более о Кирбе, И выражение την μετα ταυτα Κυρβίαν μετονομασθειαν остается совершенно необъясненным. Уже Беккер, не принимая существовавшую до него коньектуру Пальмерия (πόλιν ’Αχαιαν την μετα ταυτα Κύρβην μετονομασθεισαν), предлагал свою: Κυδίππην την Κύρβην κτίσασαν και μετα ταυτα Κυρβίαν μετονομασθεισαν.20 Гиллер, не упоминая о конъектуре Беккера (не зная ее?), пытается исправить текст Диодора следующим образом: ... εξ ης εγέννησε θυγατέρα Κυδίππην *)[και έκτισε πολιν [имя] την μετα ταυτα Κυρβίαν μετονομασθεισαν.
Это исправление позволяет ему распределить демы, которые он считает ялисскими, между Ахеёй, Кирбой и Ялисом: «В этом затопленном исчезнувшем городе, — пишет он,— мы можем теперь распознать Παλαιά πολις, по которому дем был назван Παλαιοπολιται. Он должен был лежать у моря, на месте, где возможно наводнение»; Νεοπολιται населяли, по его мнению, «нижний город» (Ялис) и Πολιται — верхний город (Ахею, Охирому).21 Тем самым, однако, Гиллер впадает в явное противоречие с его же собственным восстановлением, согласно которому древнейшим городом оказывается не Кирбия, но Ахея. Он впадает в противоречие и с показаниями археологическими, по которым позднейшим городом из этих трех можно считать не Ялис и не Кирбию, но Ахею.

70

Таким образом, его восстановление и вытекающее отсюда распределение трех демов по трем городам остается в высшей степени искусственным.
Наиболее убедительным из всех восстановлений текста Диодора является, с нашей точки зрения, замолчанное в литературе восстановление С. Селиванова: χτίσαντες πόλιν Αχαιαν [και αλλην Κόρβην] или [ετι δε και Κύρβην]. «Быть может,— пишет Селиванов, —Кидиппа стала называться Кирвией именно с тех пор, как вышла замуж за дядю, который, повидимому, и основал Кирву. Больше подходит к самому характеру эллинских сказаний дать двум лицам роли основателей не одного, а двух городов».
С. Селиванов прав в том, что даже в духе позднейших родосских легенд об основании городов вернее представить себе двух сыновей Гелиоса ойкистами двух городов, подобно тому как в тех же преданиях ойкистами трех родосских городов, Ялиса, Линда и Камира, являются либо три внука Гелиоса, либо три дочери Даная.
Правдоподобно также предположение С. Селиванова о том, что Кирба была основана приблизительно в том же районе, где значительно позднее возник общеостровной политический центр — город Родос, также страдавший в исторические времена от наводнений: «Если местность со столь выгодным географическим положением оставалась вплоть дс последних годов V в. пустынной, то это можно, пожалуй, объяснить тем, что долго сохранялось предание о гибельном наводнении, и она считалась подвергнувшейся гневу богов, проклятой; с течением времени это мало-помалу забывалось и, наконец, совсем забылось. Забыли, где была Кирва, и лишь смутно помнили об ее исчезновении от наводнения».22
Город Кирба, расположенный на территории Ялисии, был, повидимому, в своем возникновении так же тесно связан, как и Ялис, с Критом. Самое имя «Кирба» топонимически связано с Критом: критский город Гиерапитна, по свидетельству Стефана Византийского, назывался и Кирбой и Камиром.23 Страбон называет Кирба основателем Гиерапитны,24 по другой версии Кирб — кноссец.25
Таким образом, если признать историчность Кирбы, города на северном побережье острова, в месте расположения позднейшего Родоса, то необходимо связать основание этого города с Критом.26
Нимфа Эгетория, одна из местных нимф, повидимому, также имела древний культ на Родосе; может быть, именно с ней связан род Агеторидов (Агетории), известный нам по ро-

71

досским надписям. Повидимому, она была местным божеством, позднее оттесненным до разряда нимф.27
Любопытно отметить архаическую черту, сохранившуюся в мифе об основании этих городов: самая женитьба дяди на племяннице свидетельствует об эндогамии, некогда, повидимому, распространенной. Об этом свидетельствуют и эндогамия Бакхиадов в Коринфе и эндогамия, применявшаяся в интересах сохранения целостности богатств рода, в досолоновской Аттике.
Может быть, действительно, в предании об Ахее и Кирбе мы встречаемся с ялисской редакцией мифа, по которому ялисская область оказывается заселенной прежде камирской и линдийской. Ялис, кроме того, в мифе оказывается и старшим из трех братьев.
Таким образом трехградный остров, ставший, со времени корабельного каталога, традиционным, на самом деле имел, вероятно, в период критской, ахейской и дорийской колонизации гораздо большее количество политически-автономных центров, значение которых стерлось ко времени разделения всей территории острова между тремя полисами.
Но следы этого объединения потеряны, и длительный процесс этих первых родосских синойкизмов сейчас не может быть нами восстановлен. Мы можем только предполагать с достаточной уверенностью наличие этого процесса в X—IX в. до н. э., ибо в VIII в. территория острова уже поделена между Ялисом, Линдом и Камиром.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М.
Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.). Л., Издательство ЛГУ, 1951.



Rambler's Top100