 |
|
115 |
Города. Панегиреи
В предыдущих главах я подчеркивал, что в
древности Греция была страной землепашцев и
пастухов, живших плодами своих трудов. К ним,
разумеется, следует прибавить и владельцев больших земельных
участков, то есть знать. Но не
следует забывать, что Греция была также и страной городов-государств.
В некоторых городах стали развиваться ремесло и торговля,
и эти города
стали играть ведущую роль в развитии греческой
культуры и религии. В восьмом и седьмом веках
до Р. X. Греция была явно перенаселенной страной. Плодов
ее земли не хватало для растущего
числа ее обитателей. Нам известно, со слов Гесиода, как
тяжела была жизнь мелких земледельцев. Одним из путей снятия
напряжения была эмиграция и колонизация средиземноморских
побережий, но был еще один путь — подъем ремесла и торговли
в отдельных городах. В то время
рабочие во многих мастерских еще не были рабами, как в классическую
эпоху. Бедное сельское
население стекалось в города, где можно было
найти работу и получить жалованье, хотя и небольшое, но
все же более надежное, чем заработок на сезонных сельскохозяйственных
работах.
|
|
|
|
|
116 |
Такая ситуация составляла контекст социальных
и политических перемен в Греции начала исторического периода.
Власть аристократии рухнула. В наиболее развитых торгово-промышленных
городах возникли тирании. В основе их власти
были интересы широких слоев городского населения. Но это
был только промежуточный эпизод. Уже в конце архаического
периода тираны
были свергнуты и установилась демократия, или,
по крайней мере, умеренно-аристократический
режим.*
Начиная с этого момента, именно города определяли характер
греческой культуры, хотя многие области еще оставались сельскохозяйственными
и слаборазвитыми. Мы уже видели, как
города заимствовали элементы древней сельской
религии и использовали их в своих праздниках
с соответствующими модификациями. Великие
боги — покровители государства и граждан — зародились в
городах и своей славой во многом
обязаны литературе и искусству. Забывать об
этих богах не стоит, но следует также поинтересоваться,
что думал и во что верил человек
улицы? Ведь народная религия была и у городских жителей,
хотя сказано об этом совсем немного.
Великие боги Греции происходят из культов
разных народов и эпох. Одни из них являются
наследием догреческого населения, другие роди-
|
|
* См. мою Диллевскую лекцию. The Age of the Early Greek Tyrants
(Belfast, 1936).
|
|
|
117 |
лись в Греции, а прочие занесены из других
стран. Большинство из них представляло собой
сложное явление. Многие почитались сельским
населением. С некоторыми из них мы уже встречались. Но не
сельские культы определили величие этих богов: им они обязаны
городам, искусству и литературе. Согласно Геродоту,* греческих
богов создали Гомер и Гесиод, и это в
какой-то степени верно. Образы богов, созданные
Гомером, оставили неизгладимый отпечаток в
умах людей. Можно добавить, что и великие храмы, украшенные
произведениями искусства, конечно, тоже воздвигались в городах,
за исключением лишь немногих храмов, расположенных
в особых местах, привлекавших множество посетителей, — в
Олимпии, в Дельфах, на Делосе и,
позднее — в Эпидавре. К ним мы потом еще вернемся. Описанные
Гомером культовые места были простыми сельскими святилищами
вроде алтаря в роще с висящими на деревьях вотивными
приношениями. Великие храмы были воздвигнуты не ранее седьмого
века до Р. X. Уже Аристотель обратил внимание на явную связь
между
этой строительной деятельностью и правлением
тиранов. Он пишет, что тираны возводили громадные здания,
чтобы дать людям работу. Еще
одна причина, несомненно, состояла в том, что
этим тираны хотели продемонстрировать свою силу и славу.
К эпохе тиранов относится огромный
храм в Коринфе, от которого сохранилось еще
|
|
* Herodotus, II, 53.
|
|
|
118 |
семь массивных колонн.* А в Афинах тиран Писистрат перестроил
храм Афины, сделав его гораздо больше, и принялся за сооружение
колоссального храма Зевса Олимпийского.
О религиозной политике тиранов известно
очень мало, но мы можем быть уверены, что они
следовали тем же курсом, которым впоследствии
руководствовалась демократия. Он состоял в том,
чтобы ублажать народ, устраивая пышные празднества и игры.
Известно, что так было в Афинах,
где Писистрат учредил Великие Дионисии и сделал существенные
дополнения к празднованию
Панафинейских игр. После великой победы над
персами Афины вышли на первое место в области
торговли и культуры. Разумеется, афиняне гордились великими
достижениями своего города и
завоеванным им имперским положением. Поднялись патриотические
и даже шовинистические
чувства, которые в те времена могли найти выражение только
в религии. Государство и боги —
это было единое целое. Боги принесли афинскому
государству победу, могущество и славу. Афиняне славились
как самый благочестивый из всех
народов, у них было больше всего праздников в
честь богов, и справляли они их наиболее торжественно. Они
могли себе это позволить, поскольку такие расходы были им
по карману.
|
|
* S. Weinberg в Hesperia, VIII (1939), 191 и далее.
На материале археологических данных этот ученый, по-видимому, доказал,
что данный храм был сооружен около
540 г. до Р. X. на месте более древнего храма.
|
|
|
119 |
Грандиозные жертвоприношения, на которых порой убивали
сотни животных, сопровождали
культовые церемонии. Мясо жертвенных животных частично распределялось
между людьми, которым разрешалось даже забирать его домой.
Народ пировал за счет своих богов и вскоре понял,
насколько ему выгоден этот род благочестия.
В этот период возводились великие храмы, наиболее известным
из которых является Парфенон.
Они служили не только к вящей славе богов, но
и славе столицы империи.
В принципе, такого рода культ не шел на
пользу великим богам. Он в определенной степени секуляризировал
религию. Аристофан, упоминая о празднике, пишет лишь о пирах
и ярмарках, приуроченных к нему, а об обрядах Диполий
он выражается как о чем-то допотопном.* Верховные боги стали
еще более величественными и
славными, но религиозное чувство уступило патриотизму и
любви к зрелищам, празднествам и
пирам. Таким образом, государственные боги, великие боги,
уже не были так близки человеку.
Мы скоро увидим это на примере богини города — Афины.
Население крупных ремесленных и торговых
городов в значительной степени состояло из рабочих или,
точнее, ремесленников, так как древние производства были
всего лишь мастерскими
ручного труда. Ремесла тоже нуждались в божественном покровительстве.
Этот аспект известен
|
|
* Nubes, vs. 984.
|
|
|
120 |
нам довольно плохо, особенно — в отношении того вида ремесла,
который был для этой эпохи
чрезвычайно важен — гончарного дела. Оно дало
свое имя большому району Афин — Керамейку.
Так же велика была в седьмом веке его роль в
Коринфе. С самого начала гончары поклонялись
великим богам своего города. В святилище Посейдона в Коринфе
обнаружено множество глиняных табличек с росписями, в числе
которых—
сцены, связанные с гончарным ремеслом: изготовление и обжиг
сосудов, их обработка и так
далее.* Эти таблички были вотивными приношениями гончаров
Посейдону.
Гончары опасались второстепенных богов и
духов, которые могли испортить их труд. Среди
фрагментов народной поэзии, сохранившихся для
нас в биографии Гомера, приписываемой Геродоту, есть песня
гончаров. Она начинается с молитвы к Афине, чтобы она простерла
свою руку
над жаровней гончара и чтобы сосуды хорошо
обжигались, приобретали красивый черный цвет
и приносили мастерам солидную прибыль. Но если гончары не
вознаградят поэта, он призовет
демонов, чтобы разрушить сосуды в печи: Смарагоса, вызывающего
трещины, Синтрипса, разрушающего посуду. Асбеста — неуничтожимого,
Сабакта, сотрясающего сосуды, и Омодамоса.
Роль последнего неясна, хотя первая часть его
имени явно относится к сырой глине. И, наконец,
|
|
* Опубликованы в: Antike Denkmaler, II (1908), Pls. 23, 24.
|
|
|
121 |
поэт угрожает гончарам, обещая привести ведьму
Кирку и диких кентавров. Конечно, он пользуется обычными
мифологическими образами, но
здесь нам важно не только то, что Афина выступает в качестве
покровительницы гончаров, но
особенно то, что гончары верили в многочисленных злых духов,
готовых разрушить их труды.
Возможно, такого рода дух изображен на одной
из табличек из святилища Посейдона.
В Афинах Афина была покровительницей ремесленников. Это
вполне естественно, поскольку
так было уже у Гомера. Она покровительствовала
женщинам — пряхам и мужчинам — ювелирам и
медникам. На одной аттической вазе Афина изображена в мастерской
гончара (Илл. 34). О популярности Афины у ремесленников
той эпохи говорят следующие слова Софокла: «Выйдите на улицы,
все вы, ремесленники, почитающие дочь
Зевса, Эргану, со священными корзинами и у тяжелой наковальни,
по которой бьют молотами».*
Софокл явно намекает на некий народный праздник в честь
Афины, отмечаемый ремесленниками
на улицах города. Действительно, такой праздник
был: это Халкейи. Само слово говорит о том, что
это был праздник медников. Он был связан с Афиной, но к
Афине присоединился еще один бог
афинских ремесленников — Гефест.** У этой пары
был даже общий храм. У Гомера Гефест — бог-
|
|
* Frag. 760, в Nauck, Tragicorum Graecorum fragmenta.
** L. Malten, «Hephaistos», Jahrbuch des Deutschen
archdol. Instituts, XXVII (1912), 232 и cл.
|
|
|
122 |
ювелир. Происходит он, вероятно, с острова Лемнос или же
из Малой Азии. Первоначально он был
духом огня, выходящим из земли. Многие народы
обожествляли газ, который мог воспламеняться и
гореть. Позднее стали считать вулкан кузницей
Гефеста. В Греции его почитали, практически,
только афиняне. Несомненно, афиняне восприняли этот культ
и присоединили его к культу Афины. По-видимому, он был людям
ближе, чем великая богиня города. Однако в раннем периоде
покровительницей афинских ремесленников была
именно она. В развалинах Акрополя, разрушенного персами,
обнаружено много тысяч ручек ваз.
Некоторые из них были явно посвящены богам по
замыслу изготовителей. В тех же самых развалинах на основаниях
колонн, куда помещали вотивные дары, было найдено множество
надписей.
В числе их авторов были и ремесленники. Позднее количество
надписей уменьшается — и это
весьма показательно, с нашей точки зрения.
Во втором и третьем томах аттических надписей,
самые ранние из которых относятся к 403 году до
Р. X., только одна треть надписей посвящена
Афине, причем двадцать две из них относятся к
четвертому веку до Р. X., одна к эллинистическому периоду
и десять — к римскому.* Те немногочисленные надписи, которые
датируются периодом после 403 года до Р. X., отражают упадок
производства в Афинах и уменьшение его значимости. Небольшое
количество надписей четверто-
|
|
* См. A. Korte в Gnomon, XI (1935), 639.
|
|
|
123 |
го века также имеет определенное значение: это
можно объяснить лишь тем, что Афина слишком
возвысилась, и не могла больше быть богиней простого народа.
Человек нуждался в тех богах, которые были
близки к нему. В сельской местности были второстепенные
божества, им поклонялись и приносили жертвы простые крестьяне.
Второстепенные
божества были и в городе, и несомненно, люди их
почитали. Но они были слишком незначительными и не удовлетворяли
потребности человека в божественной помощи и покровительстве.
Когда
возникает такого рода вакантное место, оно, как
правило, заполняется. А поскольку греческие боги не могли
удовлетворить нужды греков, они стали заимствовать богов
у других народов, с которыми у них были контакты. Первой
из юго-западной
части Малой Азии пришла Геката; это было еще в
начале архаической эпохи. Распространению ее
культа немало способствовала пропаганда, как это
явствует из «Гомерова гимна Деметре» и из обширной вставки
в «Теогонию» Гесиода, где она
восхваляется как всемогущая.* Культ Гекаты происходит из
Карии; это подтверждается тем, что
личные имена, в которые входит ее имя, часто
встречаются именно в этой области, в то время
как в других местах они редки или вообще не известны.**
Мы не знаем, какого рода богиней была
|
|
* Theogony, vss. 411—520.
** Е. Sittig, De Graecorum nominibus theophoris (Dissertation,
Halle, 1911), pp. 61 и сл.
|
|
|
124 |
Геката в Карии. В Греции она, несмотря на все
усилия, так и не стала великой богиней. Она всегда оставалась
богиней ведовства и колдовства, которая безлунными ночами
бродит у перекрестков
дорог, сопровождаемая злыми духами и лающими
псами. Жертвоприношения ей совершались на
перекрестках, а представляли ее в образе женщины с тремя
туловищами, так как она должна была
глядеть сразу в трех направлениях. Часто ее называли Энодия
(«дорожная»). Некоторые ученые
считают, что Энодия была богиней колдовства греческого происхождения,*
но их доказательства не
слишком убедительны. Во всяком случае, греки
приняли Гекату, поскольку им нужна была богиня колдовства
и духов. Именно этим и объясняется ее популярность, доказывающая,
что темное
суеверие было грекам отнюдь не чуждо. У греков
были и другие злые духи и опасные призраки: Мормо, которой
неблагоразумные няньки пугали
маленьких детей; Гелло; Карко; Сибарис; Эмпуза,
способная, по Аристофану, превращаться в дикого
зверя, собаку, змею или в красивую женщину; Оноскелис с
ослиной ногой. Эти чудовища нападали на людей, пили их кровь
и пожирали их внутренности. Люди образованные в них не верили,
так что они нашли себе прибежище в нянькиных
сказках и сохранились в народных представлениях. Показательно,
что в римский период, когда
суеверность непрерывно нарастала, эти представ-
|
|
* U. von Wilamowitz-Moellendorf, Der Glaube der Hellenen (Berlin,
1931—1932), I, 169 и сл.
|
|
|
125 |
ления распространились еще больше. Общее наименование такого
рода чудовищ — ламии; они
живут в представлениях греческого народа и по
сей день, когда великие боги уже давно позабыты.
Упоминания о ламиях встречались и в Средние
века, да и сейчас этим словом нередко пугают детей. Если
ребенок внезапно умирает, говорится,
что его задушила ламия. Ламией называют злую
или жадную женщину.* Создается такое впечатление, что эти
злые духи, в отличие от богов, бессмертны.
Вернемся к занесенным в Грецию богам других народов. Еще
до начала Персидских войн в
Афинах появилась Великая Мать, происходящая
из Малой Азии. В ее честь был воздвигнут храм
Метроон ** (Илл. 35). В своих стихах прославлявший ее Пиндар
упоминает о ее оргиастическом
культе, с кимвалами, трещетками и факелами.***
Этот поэт прославлял и Амона, происходящего
из Великого Оазиса бога с бараньими рогами,
которого занесли в Грецию, скорее всего, киринцы, поскольку
именно через их землю шла дорога
к Великому Оазису.**** Оракул Амона греки часто
посещали и тогда, когда их вера в свои оракулы
стала угасать. В четвертом веке до Р. X. афиняне
совершали жертвоприношения Амону за государ-
|
|
* Lawson, Modem Greek Folklore and Ancient Greek
Religion, pp. 173 и сл.
** См. мою Gesch. der griech. Rel., I, 687 и сл.
*** Magna Mater, CM. Pindar, Pythia, III, vss. 77 и сл.; также
frags. 79, 80, 95 в Bergk, Poetae lyrici Graeci.
**** Об Амоне см. Pausanias, IX, 16. 1.
|
|
|
126 |
ственный счет. Но все же эти культы, видимо,
имели не слишком большое значение для народной религии.
Великая Мать прочно соединилась
с греческой Матерью — Деметрой, и ее культ
утратил свой оргиастический характер. В этом
случае имел место возврат к народным обычаям.
Амон же едва ли был популярен в прямом смысле
слова.
Были в Греции и другие боги инородного происхождения. В
пятом веке до Р. X. упоминаются
Кабиры.* В своей комедии «Мир» Аристофан заставляет своего
героя Тригея обратиться к зрителям и просить о помощи тех,
кто был посвящен
в мистерии Кабиров на острове Самофракия, поскольку он видит,
что приближается буря. Значит, в аудитории могли оказаться
такие люди,
и мистерии Кабиров были хорошо известны. Греки почитали
Кабиров как защитников мореплавателей. Хотя греки были народом
мореплавателей, им было явно недостаточно своих собственных
морских богов.
Почитание фракийской богини Бендиды
было введено фракийцами, жившими в Пирее
(Илл. 36). Эту богиню так почитали, что государство установило
в ее честь великий праздник, описанный у Платона, ** и тратило
большие суммы на
|
|
* См. О. Kern, «Kabeiros und Kabeiroi» в A. Pauly, Real-encyclopadie
der classischen Altertumswissenschaft, new ed. by von G. Wissowa
(Stuttgart, 1894).
** Respublica, p. 327; и Inscriptiones Graecae, Editio
minor. Vols. II—III, Pt. 2, No 1496, A, a, I, 86. и b, I,
117.
|
|
|
 |