акрополе, причем в обоих городах святилища возглавляли жрицы.
Однако в беотийском Йемене его оракулы объявлялись жрецами после
изучения внутренностей сожженных животных. В Кларосе, что около
Колофона, его прорицатель пьет воду из тайного источника и произносит
оракул в стихах, тогда как в Тельмесе и других местах толкуют
сны [3].
е. Жрицы Деметры дают оракулы больным в Патрах, используя для
этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах больной,
обращающийся к Гермесу, за медную монетку получает оракул в виде
первых случайных слов, услышанных больным, когда тот покидает
рыночную площадь [4].
f. Гера имела древний оракул около Пат. К матери-земле до сих
пор обращаются в ахейской Эгире, которую называют "местом
черных тополей". Там ее
жрица пьет бычью кровь — смертельный яд для всех других смертных5.
g. Кроме этих, есть еще множество оракулов героев: оракул Геракла
в ахейской Буре, где ответ дается по бросанию четырех игральных
костей6. Есть множество оракулов Асклепия, куда больные собираются,
чтобы получить совет или излечиться. О лечении им сообщается в
снах после поста [7]. Оракулы фиванца Амфиарая
и Амфилоха в Малле совместно с самым непогрешимым из нынешних
прорицателей — Мопсом, даются так же, как и оракулы Асклепия [8].
h. Кроме того, у Пасифаи есть оракул в лаконийских Таламах, ему
покровительствуют цари Спарты, а ответы он дает во сне [9].
i. Есть оракулы, ответ которых получить много труднее. Например,
в Лебадее
существует оракул Трофония, сына аргонавта Эргина, где просители
накануне должны пройти многодневное очищение, затем разместиться
в доме, посвященном Удаче
или некоторому Доброму демону, мыться только в реке Геркина и
принести жертвы
Трофонию, его кормилице Деметре-Европе и другим богам. Здесь просителя
кормят
священным мясом, особенно мясом барана, принесенного в жертву
тени Агамеда,
брата Трофония, который помог ему построить храм Аполлона в Дельфах.
j.Когда проситель подготовлен для обращения к оракулу, двое мальчиков
тринадцати лет препровождают его к реке, купают и умащают маслами.
Он пьет из
источника, называемого Вода Леты, позволяющего ему забыть свое
прошлое; затем
он должен испить из соседнего источника, называемого Вода Памяти,
позволяющего
ему лучше запомнить, что он видел и слышал. Надев простую обувь
и полотняную
тунику, а затем украсив себя лентами, как человек, приносимый
в жертву богам,
он подходил к пропасти прорицалища. Она напоминала огромный горшок
для выпечки хлеба глубиной восемь локтей. Спустившись в нее по
лестнице, он находил
внизу на дне узкое отверстие, куда он, усевшись, протягивал ноги,
причем в каждой
руке у него было по ячменной медовой лепешке. Неведомая сила неожиданно
начинала тянуть его за лодыжки, и словно по воле быстрого течения,
он оказывался в
темноте и ощущал удар по голове, означавший его мнимую смерть.
После чего незримый голос открывал перед ним будущее и множество
других тайн. Как
только голос смолкал, проситель терял чувство и разум, и он снова
оказывался на
дне пропасти ногами вперед, но уже без медовых лепешек,д руках.
Потом просителя
водружали на Трон Памяти и Просили повторить, что он слышал. Наконец,
еще не
пришедшего в себя, его возвращали в Дом Доброго демона, где он
окончательно
приходил в чувство и вновь обретал способность смеяться.
k. Невидимый глас принадлежал одному из добрых демонов Золотого
века Крона. Он действовал как вездесущий, карающий, бдящий и спасительный
дух, а также обращался к духу Трофония, который имел форму змея
и прорицал, взимая с просителя в качестве платы медовые лепешки
[10].