льва. козы, коня, змея и тельца, после чего его заживо съедали.
Все игрушки, с помощью которых титаны выманили Загрея, — это предметы,
которыми пользовались философы-орфики, перенявшие обычай такого
жертвоприношения, однако вместо мальчика поедали мясо бычка. Раковина
была не настоящей, а представляла собой продырявленный камень
или особой формы керамический предмет, в который дули, чтобы получить
звук, напоминающий сильный порыв ветра, а клок, шерсти вполне
был пригоден для того, чтобы наносить на куретов слой мокрого
гипса, причем куретами были юноши, которые в знак воздержания
приносили прядь волос в жертву богине Кар (см. 95.5). Их также
называли "корибантами", что значит украшенные гребешком
танцоры. Другие дары, полученные Загреем, призваны объяснить смысл
церемонии, во время которой ее участники достигают единения с
божеством: шишка была древним символом богини, в честь которой
титаны приносят в жертву Загрея (см.
20.2); зеркало должно отражать второе "я" каждого
участника церемонии инициации или его дух; золотые яблоки — это
пропуск в Элисиум после ритуальной смерти, а бабки символизируют
гадательные способности (см.
17.3).
2. Критский гимн, не так давно обнаруженный около Диктейской
пещеры, неподалеку от Палекастро, содержит обращение к Крониду,
величайшему из юношей,
кто танцует и прыгает вместе со своими Властителями, чтобы больший
урожай
приносили поля и стада и чтобы рыбаки возвращались с богатым уловом.
Джейн
Гаррисон в своей работе "Фемида" высказывает предположение,
что одетые в доспехи предводители, о которых упоминает этот гимн
и которые "взяли тебя, бессмертное дитя, от Реи", просто
делают вид, что хотят убить и съесть жертву, которым является
юноша, подвергающийся инициации при вступлении в их тайное общество.
Однако все подобные ритуальные смерти во время церемоний инициации,
которые бытовали в различных частях света, основываются на традиции
реальных
человеческих жертвоприношений. От простых членов тотемного братства
Загрея
отличают только календарные превращения.
3. Неканонический тигр в превращении Загрея указывает на его
идентичность Дионису (см.
27. е), о смерти и возрождении которого повествует такая же
история, с той лишь разницей, что на этот раз мясо варится, а
не съедается сырым, и в пиршество вмешивается не Афина, а Рея.
Дионис также был рогатым змеем — у него при рождении были рога
и змеиные кудри (см. 27. a), и поклонявшиеся
ему орфики ритуально поедали его в образе быка. Загрей превратился
в "Зевса в накидке из козьих шкур" потому, что Зевс
или заменяющий его мальчик вознесся на небеса в накидке, сделанной
из шкуры козы Амалфеи (см.
7 b). "Крон, творящий дождь" - указание на то, что
в церемониях вызывания дождя использовались трещотки. В этом контексте
титаны — это куреты, изменившие свое обличье настолько, чтобы
дух жертвы не смог их узнать. Когда человеческие жертвоприношения
вышли из употребления, Зевс предстал мечущим молнии в титанов
в связи с их враждебным отношением к нему. Ни один из орфиков,
вкусив однажды от плоти бога своего, уже никогда больше не прикасался
ни к какому мясу.
4. Загрей-Дионис был также известен в южной Палестине. В соответствии
с
табличками из Рас-Шамры, Астар временно оказался на небесном троне,
пока бог
Ваал томился в подземном мире, вкусив от пищи мертвых. Астар был
еще ребенком
и, сидя на троне, не доставал ногами даже до подножия; вернувшийся
Ваал убил его
палицей. Законы Моисея запретили церемонии инициации в честь Астара:
"Не вари
козленка в молоке матери его" — гласит трижды повторенный
приказ (Исх. 23,19; 24,26; Втор. 14, 21).