Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
9

Т. В. Блавaтская

ИЗ ИСТОРИИ РАБОВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ЗЕМЛЯХ ГРЕЦИИ

Введение............................ 9
Глава I. Данные о рабовладении в Локриде Озольской эллинистического времени .................. 14
Глава II. Материалы о рабовладении в эллинистической Этолии . . 75
Глава III. Сведения о рабах в Акарнании в III—II вв. до н. э..... 88
Глава IV. Рабовладельческие отношения в Эпире......... 92
Глава V. К вопросу о развитии рабовладения в Македонии в III— II вв. до н. э..................... 110

ВВЕДЕНИЕ

Судьбы западных областей Центральной и Северной Эллады представляют один из важных разделов истории греческого народа в древности. Обычно исследователи нового времени подчеркивают замедленный темп развития таких земель, как Локрида, Этолия, Акарнания, Эпир 1. Отсталость их по сравнению со Спартой VI—V вв. или Аттикой V—IV вв. настолько очевидна, что иногда она отодвигает в тень такие особенности социальной и политической жизни западных эллинов, которые, несомненно, заслуживают пристального внимания. Ведь сложение общественных установлений здесь шло теми же путями, что и в юго-восточной части страны, но замедленность этих процессов придала им черты особого своеобразия, усугубившегося в период эллинизма благодаря новым внешнеполитическим условиям. Например, сопротивление этолян македонскому владычеству, соперничество их с Ахейским союзом, дружба и борьба с Римом — все эти события III—II вв. оказывали огромное воздействие на внутреннюю жизнь полисов Западной Греции. В этой сложной обстановке проявились такие силы полисного строя, которые гораздо слабее выступали в истории восточных эллинов. Так, если обратиться к истории Этолийского союза, то можно найти в этой симполитии черты столь реальной сплоченности и равноправия ее членов, каких никогда не могла достичь знаменитая Делосско-Афинская архэ.
В экономической жизни названных областей Эллады очень много неясного и неизученного. Между тем здесь в эллинисти-

1 Р. В. Шмидт. Из истории Фессалии. — ИГАИМК, вып. 101, 1934, стр. 75.
10

Средняя и Северная Греция до македонского завоевания

Схема 1. Средняя и Северная Греция до македонского завоевания (1 - Локрида Опунтская; Локрида Эпикнемидская)

11

ческий период отчетливо выступают черты хозяйственного расцвета полисов, имевшего своим следствием зажиточность среднего слоя их свободного населения. Это указывает на существование особых ресурсов античного способа производства. Возможно, что немалую роль играли гораздо лучшие материальные условия, в которых находились северо-западные эллинские общины по сравнению с полисами Аттики или Пелопоннеса. Но решающее значение имели местные формы организации общественного производства, локальные особенности в положении основных групп производителей материальных благ. В связи с этим вопрос об удельном весе труда рабов, о его количестве и качестве, о типичных и атипичных формах рабства в западных областях континентальной Греции представляет несомненный интерес. Было бы весьма важно проследить те мутации античного рабства, которые возникали в немногочисленных городах горной Этолии (жители ее славились грубостью и любовью к роскоши) или еще менее цивилизованных эпиротов, населявших обширные и плодородные долины, по общей площади намного превосходившие весь Пелопоннес. Столь же поучительным представляется изучение рабовладельческих институтов и у локров озольских, также долгое время сохранявших много черт старинного быта. В III—II вв. экономика северо-западных эллинских государств испытала глубокие потрясения из-за той быстроты, с которой эти земли были вовлечены в большую политику Центрального Средиземноморья. Происходившая тогда нивелировка местных институтов захватила и область рабовладения.
Однако изучение названного круга вопросов чрезвычайно затруднено недостаточностью источников. Редкость упоминаний авторов и ограниченное количество довольно однотипных эпиграфических документов 2 являются весьма серьезными препятствиями. Поэтому в современной историографии нельзя найти специальных исследований о рабовладении в северо-западной части Эллады, хотя отдельные акты об отпуске рабов на свободу или серии манумиссий из разных полисов Локриды, Этолии, Акарнании и Эпира, а также из полисов Иллирии были подробно опубликованы. Но эти исследования носят преимущественно эпиграфический характер. Действительно, анализ надписей из мелких полисов, история которых почти не известна, потребовал много труда таких крупных исследователей как А. В. Никитский, В. Диттенбергер, А. Вильхельм, Ж. До, Г. Клаффенбах и др. Историки еще мало пользовались результатами эпиграфических исследований, обратив главное внимание на вопросы хронологии, госу-

2 Только города Локриды Озольской доставили более или менее достаточное количество рабских отпускных. Из Акарнании и Эпира происходят лишь единичные документы этого рода, несколько больше актов дали города Этолии.
12

дарственного устройства, религиозных воззрений. Что касается изучения рабского населения западных земель Греции по данным отпускных, то этой области истории уделено еще недостаточно внимания. В качестве примера назовем солидное двухтомное исследование Л. Лера о западных локрах, вышедшее в 1952 г.; автор проходит мимо данных о рабах Локриды, хотя сам публикует много новых надписей об освобождении.
Исключение составляют специальные работы В. Л. Уэстермана 3 и Ф. Бёмера 4. Но в труде Уэстермана данные о рабовладении в названных частях Эллады почти совсем не привлечены, за исключением некоторых сведений литературной традиции. Достойно сожаления и то обстоятельство, что, при сравнительно подробном рассмотрении дельфийских манумиссий, автор счел возможным пройти мимо вопроса о роли выходцев из полисов Средней и Северной Греции, совершавших сделки в храме Аполлона в Дельфах. Таким образом, специфика использования подневольного труда в Локриде, Этолии, Акарнании и Эпире осталась вне поля зрения Уэстермана. Должно признать, что указанный пробел представляет большое упущение при изложении системы греческого рабовладения, поскольку изучение локальных вариантов этого сложного социального института совершенно необходимо для проникновения в его сущность. Заметим также, что краткость очерка о рабовладении в Греции (этой проблеме в книге отведено лишь 57 страниц) привела к исключению из него многих важных сторон рабовладельческой системы. Поэтому работа Уэстермана даже в области фактического изучения греческого рабства 5 дает не так много для интересующей нас проблемы в истории западных земель материковой Греции в III—II вв. до н. э.
Гораздо больше внимания уделено сведениям о рабстве в названных территориях в труде Ф. Бёмера. Но сама тема автора — изучение сакральных отпускных — ограничивает его исследование лишь одной группой источников. Правда, сакральная форма манумиссий преобладала на практике, и благодаря этому в поле зрения Бёмера попало огромное количество документов. Все известные ему акты автор перечислил в первой части своей работы (стр. 18—111), представляющей исключительно полный свод. Здесь не только простое упоминание документов: во многих случаях Бёмер убедительно уточнил и дополнил чтение ранее изданных надписей. Отмечая эрудицию и знание источников, которые так украшают труд Бёмера, мы не можем не возразить ему по некоторым общим вопросам. Так, например, неприемлемо объединение документов эллинистической и римской эпох. Оно продикто-

3 W. L. Westermann. SSGRA.
4 Börner. Freilassung.
6 См. подробный анализ концепции Уэстермана в рецензии А. Р. Корсунского, В. И. Кузищина, Я. А. Ленцмана, А. И. Павловской, И. С. Свенцицкой (ВДИ, 1958, № 4, стр. 136-158).
13

вано формальным сходством актов, но за одинаковыми формулировками скрывались весьма различные условия рабовладения. К сожалению, Бёмер вообще не склонен уделять большое внимание конкретным условиям применения рабского труда, все его внимание обращено на изучение формальной стороны манумиссий. Поэтому он тщательно разграничивает сакральные и гражданские отпускные. Основные усилия исследователя направлены на то, чтобы доказать первичность гражданской формы отпускного акта. По мнению Бёмера, светская формулировка манумиссии была изначальной, лишь впоследствии появилась сакральная разновидность записи об отпуске рабов. Нам представляется, что такое резкое разграничение между сакральными и гражданскими документами искажает действительное положение вещей. В мировоззрении античной Греции не было резкого противопоставления гражданского и религиозного начал, как это полагает Бёмер, видимо, под воздействием той огромной пропасти между духовным и светским началами, которую мы видим в современном обществе. Но перенесение этого разрыва в античность является неприемлемой для нас модернизацией. Рассматривая рабовладельческое общество Греции, не следует забывать того, что на той ступени развития человечества в его мировоззрении не могло быть принципиального разрыва между гражданскими и религиозными институтами. С этим вынужден считаться и Бёмер, когда на стр. 141 он признает, что в ранней Греции существовала слабо развитая и мало распространенная форма так называемого сакрального отпуска, состоявшая в том, что светские формы получали дополнительное религиозное утверждение благодаря сакральным санкциям. Однако автор не останавливается на подробном изучении ранних форм эллинской сакральной манумиссии, равно как и на общем вопросе о месте этого акта в общей системе греческого права. Решение вопроса Бёмер ищет в том, что развитая сакральная форма отпуска рабов посредством фиктивной продажи божеству была принесена в Элладу извне, вместе с чуждыми культами. Воспринятая дельфийским жречеством, рассматриваемая форма манумиссии получила широкое распространение в Греции. Изложенный вывод Бёмера покоится на шатком основании: автор совершенно произвольно вырвал сакральные манумиссионные акты из системы юридических установлений греческого полиса. Тем самым исследователь не только оставил без внимания истоки рассматриваемой правовой практики, но и отказался от изучения внутренних связей этого частного явления с общим развитием государственных форм в раннеэллинистическое время. Следует отметить, что слабость построений Бёмера во многом порождена недооценкой им греческого права, которое в действительности представляло обширную систему. Сила правовых воззрений греков достаточно ясно сказалась в их повсеместном распространении в эллинистических странах.

Подготовлено по изданию:

Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И.
Рабство в эллинистических государствах в III—I вв. до н. э. — М.: издательство "Наука", 1969.



Rambler's Top100