Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

10

2. МЕТОДОЛОГИ ЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Чтобы правильно понимать историю древнегреческой литературы, как и всякой другой литературы, недостаточно только читать произведения писателей и оценивать их соответственно своим личным взглядам и вкусам: необходимо владеть правильным научным методом. Над выработкой научного метода литературоведы немало трудились и продолжают трудиться. Поэтому, приступая к рассмотрению истории древнегреческой литературы, важно, хотя бы бегло, взглянуть, какой из применявшихся методов надо признать наиболее совершенным.
Первые опыты литературных теорий и литературной критики предпринимались уже в древности (см. гл. XIX), но тогда вопрос теории и критики был только поставлен, широкое же значение он получил лишь в новое время.
Изучение истории литератур античного периода началось в эпоху Возрождения, когда ученые стали собирать и изучать тексты античных писателей. Много было сделано в эпоху Классицизма (XVII в.) Французские драматурги П. Корнель (1606—1684), Ж. Б. Мольер (1622—1673), Ж. Расин (1639—1699) и другие широко пользовались

11
наследием античности, но понимали его в духе современности и сильно его модернизировали. Н. Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве» устанавливал литературные нормы для писателей, возводя в догмы учения древних теоретиков — Аристотеля (IV в. до н. э.) И Горация (I в. до н. э.), — которые во многих случаях понимал ошибочно. Однако эти правила Буало пользовались признанием в течение более ста лет.
Первые шаги в изучении античных литератур характеризуются собиранием и изданием литературных памятников, собиранием сведений об их авторах и попытками истолкования произведений. Образцом такого направления может служить «Библиотека латинских писателей» в 9-ти томах и «Библиотека греческих писателей» в 14-ти томах, изданные И. А. Фабрициусом (1668—1736). Наряду с собиранием ученые останавливались и на оценке художественного значения произведений; но эта критика носила чисто субъективный характер.
Решительным поворотом в понимании сущности предмета искусствоведения и литературоведения были труды глубокого знатока античного мира И. И. Винкельмана (1717—1768), который считается родоначальником наук археологии и искусствоведения. В книге «История искусства древности» (1763) он не только восторгался произведениями античного искусства, но и старался объяснить его развитие с исторической точки зрения, показывая внутреннюю закономерность изменения художественных форм и художественных направлений. В этом развитии он усматривал влияние климата, нравов, религии и законов. Так из области случайностей и субъективных впечатлений художественное творчество становилось предметом науки.
Точка зрения Винкельмана нашла продолжателей среди современников. Ее развивал Г. Э. Лессинг (1729—1781) в сочинениях «Гамбургская драматургия» и «Лаокоон», опираясь на богатый материал греческой и римской литературы. Поэт и ученый, последователь учений Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гердер (1744—1803) обратился к изучению народных песен, видя в них источник всякой поэзии, ив первую очередь он искал образцы в греческой литературе. Величайшие немецкие поэты И. В. Гёте (1749—1832) и И. Ф. Шиллер (1759— 1805), а за ними «романтическая школа» (особенно братья А. В. и Ф. Шлегели) восторгались греческим искусством и литературой и видели в ней вечный образец.
Одновременно и в русской литературе возрастал интерес к наследию античного мира, что нашло выражение в произведениях А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и многих других. В России в XVIII в. появилось много переводов античных писателей.
В начале XIX в. от философов-идеалистов — Канта, Шеллинга и Гегеля — получила распространение реакционная идея, будто искусство выше жизни; за образец они брали греческое искусство.
Только глубокое изучение истории и быта античных народов могло привести науку к правильному пониманию сущности литературы и
12
искусства. Первым вступил на этот путь немецкий ученый Ф. А. Вольф (1759—1824), прославившийся критической постановкой гомеровского вопроса. Но он набросал только очерки развития греческой и римской литератур. Систематическую же и художественно написанную историю греческой литературы дал К. О. Мюллер (1797—1840). Правда, ему удалось довести свое изложение только до времени Александра Македонского.
У нас важное значение имели работы Н. И. Гнедича (1784—1833), который не только перевел «Илиаду» Гомера и «Сиракузянок» Феокрита, но и познакомил русское общество с греческими народными песнями, древними и новыми. В предисловии к переводу «Илиады» он высказывал глубоко прогрессивный и новый для его времени взгляд, что к пониманию Гомера надо подходить с исторической точки зрения. А. С. Пушкин в своих литературных суждениях предостерегал против субъективно-эстетических оценок. Он дал высокую оценку труда Н. И. Гнедича и в своем творчестве уделял большое место античным мотивам. Этой точки зрения придерживался и Н. В. Гоголь.
В дальнейшем изучение античных литератур пошло в общем по одинаковому пути с изучением литератур других народов.
В 60-х и 70-х годах XIX в. получила широкое распространение теория французского социолога И. Тэна (1828—1893), который к литературе и искусству пытался применить метод естественных наук. Не довольствуясь анализом исторических фактов, он старался найти в ходе событий, как и в развитии литературы и искусства, какие-то определяющие факторы и видел их в особенностях расы, среды и исторического момента. В своих «Чтениях по философии искусства» он посвятил специальный курс греческому искусству. Такое понимание художественного процесса стало господствующим в конце XIX и в начале XX в. и известно под названием культурно-исторического метода. Его влияние можно видеть и в крупнейших трудах по истории греческой литературы: В. Криста (1888) и в новейших ее переработках В. Шмида, О. Штелина (пять томов, 1929—1948) и в труде А. Лески (2-е изд. 1963 г.).
Главная ошибка теории Тэна заключается в том, что он не учитывает экономических и социальных факторов, а расу и среду считает основными факторами, причем неизменными и постоянными. На этой почве в буржуазной науке получала распространение всякого рода модернизация истории античного мира, внесение в нее не свойственных ей черт вплоть до признания в ней феодализма и капитализма (в трудах Эд. Мейера, Р. Пельмана, Г. Сальвиоли и др.). Буржуазная наука такой модернизацией внушала мысль об извечности капиталистического строя.
На почве кризиса самой буржуазной культуры в трудах западных ученых конца XIX в., а особенно в XX в., после первой мировой войны получила большое распространение теория «чистого искусства», или «искусства для искусства», и связанное с ней представление, будто поэт есть поэт — и только и что, следовательно, для литературоведения важны только приемы и формы его творчества, а содержание
13

произведений, мировоззрение писателя и тем более окружающая обстановка и внешние влияния не имеют никакого значения. У нас этим недостатком грешила школа А. Н. Веселовского (1838—1906). Хотя некоторые ученые этого направления добились ценных результатов, они при своей односторонности не могли видеть художественного произведения в его целостности. В этом серьезная ошибка формализма.
В трудах наших революционных демократов — В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова и других — выработалось передовое понимание сущности литературных явлений и роли писателя и поэта как человека и гражданина. Так, В. Г. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»1.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, развитое и дополненное В. И. Лениным, положило прочные основы и для понимания литературных процессов. Литература, как один из видов идеологии, является надстройкой над экономическим базисом, хотя иногда может и выходить за пределы его непосредственного влияния. История идей, как и связанная с ними история художественных форм, отражает изменение материальных условий общественной жизни. В. И. Ленин так формулировал отношение поэта к окружающей действительности: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»2. Высшее выражение этот взгляд получил в ленинской теории отражения. «Формы бытия, — писал В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм», — мышление никогда не может почерпать и выводить из себя самого, а только из внешнего мира...»3 Такое понимание литературы позволяет нам признавать и в древней литературе элементарные формы реализма, хотя бы и стихийного, находить отражение правды жизни, даже в оболочке мифологических сюжетов, говорить о народности и о проблеме типического.
Хотя марксистско-ленинское учение определяет литературу как один из видов идеологии на базисе производственных отношений, было бы ошибочно всю историю литературы сводить к одному источнику— экономическим условиям: это уже есть «вульгарный социологизм» или «экономизм», чем грешила, например, историческая «школа» М. Н. Покровского. Ф. Энгельс неоднократно разъяснял неправильность такой точки зрения и указывал на взаимодействие базиса и надстройки и вместе с этим на роль личности в развитии идеологии. Так, в письме к И. Блоху от 21—22 сентября 1890 г. он писал: «Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т. п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую...

1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. — Полн. собр. соч. М., 1955, т. 7, с. 485.
2 Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. — Полн. собр. соч., т. 12, с. 104.
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 34.
14

Во-вторых, история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств... каждая (воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее» 1. Из этого следует, что историю нельзя представлять в виде единого потока. Наоборот, в ней борются различные, иногда и прямо противоположные течения: одно, передовое, стремится вперед, к созданию лучших условий жизни, другое, реакционное, цепко держится за старое, отживающее, и эта борьба за торжество передовых идей наполняет историю греческого народа в такой же степени, как и историю других народов.
Понимая искусство как творческое единство формы и содержания, мы не можем ограничиваться рассмотрением только идейного содержания творчества греческих писателей, но должны уделять внимание и анализу художественных форм, литературных приемов, композиции и стиля, свойствам языка.
Для нас литература древних греков, как и литература всякого другого народа, есть художественное творчество, воспроизводящее в эмоционально насыщенных образах, в стихотворной или художественно-прозаической форме современную им действительность. А раз литература всегда есть отражение действительной жизни во всем ее разнообразии, хотя бы даже фантастическое или карикатурное, — она не может быть надлежащим образом понята и изучена без связи с породившей ее действительностью, без цельной картины взаимодействия различных общественных течений в каждую из рассматриваемых эпох. Но прежде всего, конечно, требуется отчетливое понимание общей основы древнегреческого общества — его рабовладельческого строя.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 395—396.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100