Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

277

2. КОМЕДИЯ В ПЕЛОПОННЕСЕ И В СИЦИЛИИ. ЭПИХАРМ. МЕЛКИЕ КОМИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: МИМЫ И ФЛИАКИ

Из сказанного видно, что возникновение литературной комедии было подготовлено в разных местах Греции. Но особенно претендовали на первенство в создании этого жанра мегарцы и сицилийцы. Мегарцы связывали начало комедии с установлением у них демократического строя после низвержения тирании Феагена в начале VI в.; тогда будто бы была предоставлена свобода шуткам фаллофоров. Есть предание, что из Мегар комические представления в Аттику принес Сусарион. Однако более точных сведений об этом у нас нет. Зато вполне определенные заслуги в этом жанре принадлежат сицилийскому поэту Эпихарму.
Эпихарм родился около 550 г. до н. э. на острове Косе (Диоген Лаэртский, XIII, 3), но потом переселился в Мегары Гиблейские (в Сицилии) и жил долгое время в Сиракузах при дворе Гелона и Гиерона. Веселый и общительный характер сицилийцев, их живость и остроумие, которыми они славились и во времена Цицерона (1 в. до н. э.), создавали благоприятную среду для возникновения комедии. Эпихарм впервые придал единство нестройному и случайному подбору шуток, создал из них последовательно развивающееся действие, имеющее фабулу и интригу, заимствованные из сказок или мифов. Эпихарму приписывали в древности от 35 до 52 комедий, но из них сохранились лишь отрывки. Названия их показывают, что в большинстве это были мифологические пародии. Так, сюжетом комедии «Бусирис» был рассказ о том, как Геракл пришел однажды в Египет и там местный царь Бусирис хотел принести его в жертву, но Геракл разгромил дворец и убил царя. Геракл был выведен как тип обжоры (ср. в «Алкестиде» Эврипида, гл. XII). Сохранились четыре стиха, в которых какое-то лицо выражало удивление при виде того, как он ест (фр. 21):
Когда б ты видел, как он ест, ты б умер: Из глотки гром, от челюстей же грохот; Скрип слышен коренных да треск клыков; Свистит ноздрями, двигает ушами.
В одной комедии был представлен Гефест в то время, когда заковывал Геру, которая затевала коварство против Геракла. В комедии «Свадьба Гебы» описывался обед на свадьбе ее с Гераклом. Наряду

278
с мифологическими сюжетами у Эпихарма было немало чисто бытовых — например, в комедиях «Крестьянин», «Паломники», «Надежда» и др. В комедии «Надежда» был представлен тип обжоры-прихлебателя, парасита. Из нее сохранился монолог парасита, любопытно характеризующий людей такого рода. В позднейшей бытовой комедии, известной под названием «новой», этому типу принадлежит значительное место.
В комедиях Эпихарма хор, по-видимому, не играл никакой роли. В них не было и личных нападок, чем полна «древняя» аттическая комедия, а это сближает его комедии с позднейшими — «средней» и «новой» — комедиями. Комедии Эпихарма отличались большой живостью и послужили впоследствии образцом для римской народной комедии «Ателланы» и произведений Плавта. Они содержали множество изречений и метких выражений, которые стали затем пословицами и вошли в специальные сборники. Эпихарм вследствие этого стал известен и как философ (см. гл. VII). Писал он на дорийском диалекте. Его высоко ценили Аристотель и Платон. Последний считал его по значению равным Гомеру («Феэтет», 8, р. 152 Е).
Наряду с комедией в обстановке повседневного быта возникли и мелкие формы комических представлений — мимы и флиаки.
Мимы (букв. «подражания») — это короткие сценки, монологи или диалоги, которые разыгрывались актерами в домашней обстановке или на улицах, во время пирушек или в перерывах между состязаниями. Содержание мимов отличалось крайним натурализмом и было далеко от фантастики. Литературную форму этому жанру впервые придал сицилийский писатель Софрон в V в. до н. э. Он писал прозой на дорийском диалекте. Мы знаем эти произведения почти только по названиям, но и эти названия дают представление об их содержании, например: «Старики», «Рыбаки», «Рыбак и поселянин», «Штопальщицы» и т. п. Недавно был обнаружен на папирусе отрывок, содержащий заклинание богини Гекаты. В зависимости от исполнителей мимы различались на мужские и женские.
Продолжателем Софрона в начале IV в. был его сын Ксенарх. Простота и выразительность мимов Софрона оказали глубокое влияние на многих писателей — Платона, Феокрита, Геронда, Лукиана и др.
В конце V в. появилась еще особая разновидность представлений — пантомимы, нечто вроде балета, в которых содержание воспроизводилось мимикой, движениями и жестикуляцией. Ксенофонт передает, как на пиру в богатом доме под аккомпанемент музыки исполнялась пьеска на тему об Ариадне и Дионисе («Пир», 9). В эпоху римской империи, когда драматическое творчество пришло в упадок, в театре исключительным успехом пользовались постановки пантомим.
В IV и III вв. в Сицилии и южной Италии получили широкое распространение небольшие пьески комического содержания — флиаки. Это были большей частью пародии на мифы, но встречаются и бытовые сценки. Из литературных источников известно только общее определение этого жанра, сюжеты же этих пьесок мы знаем по
279
вазовой живописи, где они очень часто воспроизводились. На одной вазе, например, изображено, как воры забрались в дом, а хозяин не находит другого средства защитить свое добро, как лечь на сундук, который они подхватили. На другой мы видим, как старичок подставляет лестницу, чтобы через окно пробраться на свидание к своей красавице, выглядывающей из окна. Присматриваясь к внешнему виду слуги со шляпой на голове и с жезлом-«кадуцеем» в руке, мы узнаем в нем бога Гермеса, а это значит, что изображенный старичок — сам Зевс. Действие происходит на подмостках с лесенками для входа: все это показывает, что здесь воспроизведены сценки из театральных представлений.
Во всем этом творчестве проявляется наблюдательность, умение схватывать смешные стороны действительности, ему присуще глубокое чувство юмора. Неисчерпаемое богатство комических мотивов, сюжетов и образов в этих мелких сценках могли составить материал для комедии крупного масштаба, которая в V в. и возникла в Аттике. В этих образцах дорийской комедии бросается в глаза отсутствие хора, которому принадлежала существенная роль в аттической комедии.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100